тримаран на межкорпусных подводных крыльях
Классы МПК: | B63B1/12 с жестким соединением корпусов B63B1/24 корпуса с подводными крыльями B63B1/38 с использованием пузырьков воздуха или воздушных слоев |
Автор(ы): | Халидов Г.Ю., Халидов У.Г. |
Патентообладатель(и): | Халидов Гамид Юсупович, Халидов Уллубий Гамидович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-04-28 публикация патента:
27.12.2001 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания трехкорпусных судов на межкорпусных подводных крыльях транспортного и других назначений. Судно имеет средний и боковые корпуса. Во всех корпусах установлены судовые энергетические установки и размещены рулевые устройства. Тримаран содержит, по крайней мере, два подводных крыла и устройства, обеспечивающие образование воздушной прослойки между носовой частью судна и водной средой. Эти устройства размещены в носовых частях и вдоль бортов трех корпусов судна. Подводные крылья выполнены межкорпусными с углом установки от 10o до 170o. У такого тримарана угол установки межкорпусных креплений может быть равен 10 - 90o. Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении жесткости крепления корпусов судна между собой, в повышении гидродинамического качества и мореходности тримарана, а также в создании дополнительной подъемной силы, что увеличит экономическую эффективность эксплуатации катамарана. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Судно, состоящее из среднего корпуса и боковых корпусов, где во всех корпусах размещены судовые энергетические установки и рулевые устройства, содержащее, по крайней мере, два подводных крыла, и устройство, обеспечивающее образование воздушной прослойки между носовой частью судна и водной средой, отличающееся тем, что устройства, обеспечивающие образование воздушной прослойки между носовой частью судна и водной средой, размещены в носовых частях и вдоль бортов трех корпусов судна, подводные крылья выполнены межкорпусными в виде межкорпусных креплений с углом установки от 10 до 170o. 2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что угол установки межкорпусных креплений равен 10-90o.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов на подводных крыльях. Это могут быть транспортные, спортивные, промысловые, технические и суда специального назначения. Известны суда (US 4348972 A, SU 1217717 A, SU 1625768 А и FR 2533192 А), включающие основной корпус, а также вспомогательные корпуса по бокам основного корпуса, служащие для увеличения устойчивости и грузоподъемности судна. Недостатком ранее известных технических решений являются малая маневренность судна, особенно при малых скоростях, большой инерционный путь торможения. Известны суда на подводных крыльях (патенты RU 2053156 и RU 2068790), содержащие корпус с подводной крыльевой системой. Авторам не известны конструкции тримаранов с подводными крыльями. Цель настоящего изобретения - ужесточить крепление между корпусами тримарана, повысить гидродинамические качества и мореходность судна, создать дополнительную подъемную силу, т.е. увеличить экономическую эффективность эксплуатации тримарана. Поставленная цель достигается тем, что в судне, состоящем из среднего корпуса и боковых корпусов, между средним и боковыми корпусами судна установлены закрепленные к ним по крайней мере два межкорпусных подводных крыла. Угол установки межкорпусных подводных крыльев равен 10 - 170o. Угол атаки фиксированных межкорпусных подводных крыльев больше 0,01o. Угол установки межкорпусных креплений равен 10-90o. В носовых подводных частях корпусов судна возможно размещение устройств, обеспечивающих образование воздушной прослойки (пузырьков) между носовыми частями корпусов и водной средой. Во всех корпусах размещены судовые энергетические установки и рулевые устройства. На фигуре 1 изображена схема тримарана. На фигуре 2 изображена схема разреза межкорпусных подводных крыльев по 2-2. На фигуре 3 изображена схема разреза тримарана по 3-3. Конструктивно судно является тримараном. Судно 1 состоит из трех корпусов (фиг. 1): средний (основной) корпус 2 и боковые корпуса 3. Все три корпуса оснащены судовыми энергетическими установками (с гребными винтами 4) и рулевыми устройствами (не показаны). Средний корпус 2 соединен с боковыми корпусами 3 межкорпусными навесными (палубными) креплениями 6, межкорпусными креплениями-упорами 9. Межкорпусные крепления-упоры 9 могут быть выдвижными (телескопическими). Средний корпус и боковые корпуса могут иметь общую палубу 5. На судне предусмотрены надстройка 7 на основном корпусе и надстройки 8 на боковых корпусах. Между корпусами тримарана расположены по крайней мере два межкорпусных подводных крыла 10 (по одному крылу от среднего корпуса к каждому из боковых корпусов), которые наряду с выполнением функции собственно подводных крыльев (получение подъемной силы) выполняют роль межкорпусных креплений. Возможен вариант выполнения судна с размещением судовых двигателей только в боковых корпусах. Применение подводных крыльев в тримаране, а главное их расположение между корпусами с дополнительной функцией межкорпусных креплений, значительным образом отличается от нынешних представлений о конструкции подводных крыльев и их расположения в современных судах. Установка подводных крыльев между корпусами в тримаране преследует две цели - это усиление жесткости конструкции тримарана и образование подъемной силы, позволяющей уменьшить осадку судна. Для снижения гидродинамического сопротивления корпусов 2 и 3 тримарана в носовых подводных частях их могут быть размещены уже известные технические устройства, обеспечивающие образование воздушной прослойки (пузырьков) между носовыми частями корпусов и водной средой (не показаны). Такие же устройства можно расположить вдоль бортов корпусов тримарана. Значение угла установки межкорпусных креплений-упоров 9 находится в диапазоне от 10o до 90o. Угол установки межкорпусных подводных крыльев 10 находится в диапазоне от 10o до 170o. В зависимости от данных конкретного судна угол атаки подводного крыла 10 будет индивидуален и имеет любое значение от 0o до 30o. Подъемная сила, создаваемая подводными крыльями, компенсирует снижение выталкивающей силы воды, вызываемое потоками воздушных пузырьков, обтекающих носовую часть судна. А поскольку гидродинамическое сопротивление в носовой части намного больше гидродинамического сопротивления подводного крыла, то применение вышеуказанного способа снижения гидродинамического сопротивления носовой части судна путем создания воздушной прослойки позволяет снизить расходы топлива и моторесурса судовых двигателей, в итоге увеличить экономическую эффективность эксплуатации тримарана. При соответствующих конструкциях и габаритах подводных крыльев, обеспечивающих достаточную величину подъемной силы, можно рассчитать применение эффекта создания воздушной прослойки (пузырьков) вдоль бортов корпусов тримарана.Класс B63B1/12 с жестким соединением корпусов
Класс B63B1/24 корпуса с подводными крыльями
гидроцикл на подводных крыльях - патент 2505451 (27.01.2014) | |
судно на подводных крыльях - патент 2434778 (27.11.2011) | |
надувная лодка на подводных крыльях - патент 2433059 (10.11.2011) | |
компактное судно на подводных крыльях - патент 2421367 (20.06.2011) | |
буксируемый подводный аппарат - патент 2419574 (27.05.2011) | |
судно на подводных крыльях конструкции в.в. соловьева - патент 2397099 (20.08.2010) | |
активное подводное крыло - патент 2299149 (20.05.2007) | |
воздушная реактивная двигательная установка - патент 2282047 (20.08.2006) | |
активное крыло - патент 2281877 (20.08.2006) | |
гидродинамическое крыло (варианты) - патент 2270128 (20.02.2006) |
Класс B63B1/38 с использованием пузырьков воздуха или воздушных слоев
пневмосистема для судна с воздушными кавернами на днище - патент 2524762 (10.08.2014) | |
водоизмещающее судно с воздушными кавернами - патент 2488511 (27.07.2013) | |
скоростной катамаран - патент 2463196 (10.10.2012) | |
водоизмещающее судно с воздушными кавернами на днище - патент 2461489 (20.09.2012) | |
корпус судна туннельного типа - патент 2456196 (20.07.2012) | |
водное транспортное средство - патент 2402452 (27.10.2010) | |
скоростное глиссирующее судно - патент 2387569 (27.04.2010) | |
судно на воздушной каверне с водометным движителем - патент 2381131 (10.02.2010) | |
быстроходный подводный аппарат - патент 2360823 (10.07.2009) | |
быстроходный подводный аппарат - патент 2349488 (20.03.2009) |