способ контроля за транспортировкой грузов
Классы МПК: | G08G1/123 определение местонахождения транспортных средств, например маршрутных G08G1/127 по отношению к центральной станции G08B25/00 Системы подачи сигналов тревоги с передачей на центральную станцию сигналов, определяющих местоположение пункта, в котором возникли условия, вызвавшие появление сигнала тревоги, например пожарные или полицейские телеграфные системы |
Автор(ы): | Бредихин И.В., Мельников Б.Г., Пучков В.В. |
Патентообладатель(и): | Федеральный государственный имущественный комплекс "Радионавигационные системы" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-02-07 публикация патента:
27.12.2001 |
Изобретение относится к контролю за транспортировкой грузов до мест их назначения. Способ предполагает наличие охранной сигнализации контейнеров, кодируемой при санкционируемом включении и отключении сигнализации с указанием кода оператора, бортовой аппаратуры транспортного средства, оснащенной навигационной системой, использующей радионавигационной системы "Тлонас" или "GPS", а также системой связи с охранной сигнализацией и информационно аналитического центра (ИАЦ). Навигационная информация и информация о состоянии охранной сигнализации периодически через систему сотовой связи передается в ИАЦ, где она принимается, хранится и отображается. При срабатывании сигнализации как при санкционированных, так и при несанкционированных вскрытиях контейнеров, а также по запросам водителя формируются сигнальные сообщения, которые оперативно передаются в ИАЦ, где они отображаются, на электронных картах местности отмечается местоположение транспортного средства и принимается решение об оперативной реакции. Достигаемым техническим результатом является возможность непрерывно следить за состоянием транспортного средства и перевозимого груза на маршруте и может использоваться для контроля транспортировки ответственных грузов при автомобильном, железнодорожном, морском и воздушном транспорте. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Формула изобретения
1. Способ контроля за транспортировкой грузов, заключающийся в том, что на транспортном средстве принимают навигационные сигналы от глобальной спутниковой системы радионавигации, вычисляют текущие координаты транспортного средства, формируют и передают через систему сотовой связи в информационно-аналитический центр сигнал, содержащий информацию о коде транспортного средства и его текущих координатах, сигнал принимают в информационно-аналитическом центре, выделяют, запоминают информацию и сравнивают текущие координаты транспортного средства с заданными координатами маршрута транспортного средства для осуществления контроля за маршрутом движения транспортного средства и в случае отклонения от маршрута формируют сигнал оповещения, отличающийся тем, что в контейнере, установленном на транспортном средстве, размещают охранную сигнализацию, при несанкционированном вскрытии контейнера охранная сигнализация формирует сигнал, на основании которого в контейнере формируют сигнал, содержащий информацию о коде контейнера и информацию о несанкционированном вскрытии контейнера, передают его на транспортное средство, на транспортном средстве из принятого сигнала выделяют, запоминают информацию, а также осуществляют оповещение о несанкционированном вскрытии контейнера, информацию о несанкционированном вскрытии контейнера и коде контейнера добавляют в сигнал к информации о коде транспортного средства и его текущих координатах, из принятого в информационно-аналитическом центре сигнала так же выделяют и запоминают информацию о несанкционированном вскрытии контейнера и коде контейнера, формируют сигнал оповещения для принятия мер. 2. Способ контроля по п.1, отличающийся тем, что введен пульт управления доступом, в котором формируют сигнал, содержащий информацию о коде оператора и коде, соответствующем включению или отключению охранной сигнализации, излучают его, сигнал принимают в контейнере, выделяют, запоминают информацию и сравнивают ее с имеющейся информацией о коде оператора и коде, соответствующем включению или отключению охранной сигнализации, при их совпадении включают или отключают охранную сигнализацию, после чего принятый сигнал передают на транспортное средство, на транспортном средстве из принятого сигнала выделяют информацию и оповещают о включении или отключении охранной сигнализации, так же формируют сигнал, содержащий информацию о коде оператора, коде контейнера и коде, соответствующем включению или отключению охранной сигнализации, сигнал добавляют к сигналу, содержащему информации о коде транспортного средства и его текущих координатах, передают сигнал через систему сотовой связи в информационно-аналитический центр, сигнал принимают в информационно-аналитическом центре, выделяют и запоминают информацию.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области контроля и управления транспортными средствами, преимущественно к контролю за прохождением и транспортировкой грузов до мест их назначения. Известно, что при перевозке любых, особенно ценных грузов транспортными средствами на большие расстояния возникает проблема обеспечения безопасности грузоперевозок. Известен способ контроля за транспортировкой грузов до мест их назначения по патенту Германии N 4214067, МПК 0080 1/127, публикация 4.11.93, основанный на сравнении фактического графика движения транспортного средства (по отрезкам пути и по прохождению контрольных точек) с расчетными. При выходе разностного значения между расчетными и фактическим значениями этого графика за заданные границы производят корректировку графика движения и его передачу в бортовой вычислитель транспортного средства. Описанный способ не позволяет обеспечить требуемую безопасность перевозок, поскольку не учитывает реальной ситуации на дороге и причин отклонения от заданного графика движения, а также состояние груза. Известен также способ контроля транспортных средств, изложенный в патенте PCT/896/04509, МПК 0080 1/123, публикация 10.10.96, основанный на задании координат подвижного транспортного средства, приеме транспортным средством навигационных сигналов от глобальной спутниковой системы радионавигации, выделении из принятых навигационных сигналов информации о текущих координатах подвижного транспортного средства, сравнении текущих координат подвижного транспортного средства с заданными координатами подвижного транспортного средства в пределах разрешенной области. При сравнении определяют, находится ли подвижное транспортное средство в пределах разрешенной области, и в случае выхода его за разрешенные пределы блокируют транспортное средство. Описанный выше способ осуществляет автономный контроль за перемещением подвижного транспортного средства только в пределах определенной территории и не может обеспечить надежного контроля грузоперевозок с учетом складывающейся на дороге нештатной ситуации (возможное нападение на водителя, авария транспортного средства, необходимость оказания технической или медицинской помощи и других), а также не учитывает реальное состояние груза. Наиболее близким аналогом к заявляемому техническому решению является способ контроля за транспортировкой грузов (патент РФ N 2157565, опубликованный 2000 г. , заключающийся в том, что задают маршрут движения, номер и координаты маршрута транспортного средства, на транспортном средстве принимают навигационные сигналы от глобальной спутниковой системы радионавигации, обрабатывают сигналы и вычисляют текущие сигналы транспортного средства, информацию о подвижном транспортном средстве преобразуют в электрический сигнал и периодически передают через систему сотовой связи в информационно-аналитический центр, где информацию принимают, обрабатывают, хранят и отображают, сравнивают текущие координаты транспортного средства с координатами маршрута, а при возникновении нештатной ситуации отображают на электронной карте местности текущие и заданные координаты этого подвижного транспортного средства, при наличии сигнального сообщения отображают также смысловое содержание, время передачи сигнального сообщения и номер транспортного средства, на основе анализа полученной информации принимают решение об оперативных действиях. Недостаток этого способа состоит в том, что фактически этот способ является способом контроля за состоянием транспортного средства и водителя на маршруте, что не в полной мере отвечает требованиям сохранности груза. В действительности хищения груза и его частей могут происходить без отклонений транспортного средства от маршрута, например, самим водителем, кроме того, хищения груза и его частей могут оставаться незамеченными для водителя, например, во время ночных стоянок. Обеспечение сохранности грузов, перевозимых транспортными средствами является важной задачей. На сегодняшний день потери, связанные с хищениями на транспорте исчисляются огромными цифрами. Контейнерные перевозки помимо защиты груза от атмосферных и механических воздействий позволяют в некоторой степени снизить вероятность хищений благодаря достаточно мощным запорным механизмам. Вместе с тем, статистика говорит о том, что хищения из контейнеров происходят как при санкционированных, так и несанкционированных вскрытиях. При санкционированных вскрытиях участие в хищениях могут принимать непосредственные участники транспортировки и контроля за грузами: грузчики, водители, экспедиторы, охранники, сотрудники таможни и т.п. Несанкционированные вскрытия могут происходить на всех этапах транспортировки: при погрузке, во время движения, например, на кораблях, в местах стоянок, при проведении досмотров и т.п. В этих условиях задача полного исключения хищений становится неразрешимой, однако введение системы контроля, обеспечивающей информирование центра управления перевозками о всех фактах вскрытия контейнеров с указанием времени, места, идентификационных параметров вскрытия (санкционированное или нет, пароль вскрывающего и т. п.) позволяет при расследованиях определить круг лиц причастных к санкционированным вскрытиям, а также оперативно выявить факт несанкционированного вскрытия и принять соответствующие меры. Вместе с тем, снабжение каждого контейнера сложной и дорогостоящей системой контроля доступа и мощной системой связи с центром управления перевозками представляется экономически нецелесообразным. Более рациональным представляется использование возможностей существующей на транспортных средствах системы наблюдения за их движением. Задачей заявляемого изобретения является обеспечение сохранности грузов при транспортировке за счет непрерывного контроля за состоянием подвижного транспортного средства и находящегося на нем груза и передачи оперативных сообщений в нештатных ситуациях с обеспечением возможности принятия экстренных мер при отклонении транспортного средства от маршрута, срабатывании сигнализации грузов или сообщений водителя. Поставленная задача достигается тем, что в способе контроля за транспортировкой грузов, заключающемся в том, что на транспортном средстве принимают навигационные сигналы от глобальной спутниковой системы радионавигации, вычисляют текущие координаты транспортного средства, формируют и передают через систему сотовой связи в информационно-аналитический центр сигнал, содержащий информацию о коде транспортного средства и его текущих координатах, сигнал принимают в информационно-аналитическом центре, выделяют, запоминают информацию и сравнивают текущие координаты транспортного средства с заданными координатами маршрута транспортного средства, для осуществления контроля за маршрутом движения транспортного средствам в случае отклонения от маршрута формируют сигнал оповещения, в контейнере, установленном на транспортом средстве, размещают охранную сигнализацию, при несанкционированном вскрытии контейнера охранная сигнализация формирует сигнал, на основании которого в контейнере формируют сигнал, содержащий информацию о коде контейнера и информацию о несанкционированном вскрытии контейнера, передают его на транспортное средство, на транспортном средстве из принятого сигнала выделяют, запоминают информацию, а также осуществляют оповещение о несанкционированном вскрытии контейнера, информацию о несанкционированном вскрытии контейнера и коде контейнера добавляют в сигнал к информации о коде транспортного средства и его текущих координатах, из принятого в информационно-аналитическом центре сигнала также выделяют и запоминают информацию о несанкционированном вскрытии контейнера и коде контейнера, формируют сигнал оповещения для принятия мер. Кроме того, в пульте управления доступом формируют сигнал, содержащий информацию о коде оператора и коде соответствующем включению или отключению охранной сигнализации, излучают его, сигнал принимают в контейнере выделяют, запоминают информацию и сравнивают ее с имеющейся информацией о коде оператора и коде, соответствующем включению или отключению охранной сигнализации, при их совпадении включают или отключают охранную сигнализацию, после чего принятый сигнал передают на транспортное средство, на транспортном средстве из принятого сигнала выделяют информацию и оповещают о включении или отключении охранной сигнализации, также формируют сигнал, содержащий информацию о коде оператора, коде контейнера и коде, соответствующем включению или отключению охранной сигнализации, сигнал добавляют к сигналу, содержащему информацию о коде транспортного средства и его текущих координатах, передают сигнал через систему сотовой связи в информационно-аналитический центр, сигнал принимают в информационно-аналитическом центре, выделяют и запоминают информацию. Представленный способ реализуют с помощью системы контроля за транспортировкой грузов. На фиг. 1 представлена структурная схема системы контроля за транспортировкой грузов;на фиг. 2 - пример реализации блока сопряжения;
на фиг. 3 - пример реализации пульта сигнальных сообщений;
на фиг. 4 - пример реализации приемника сигналов от охранной сигнализации;
на фиг. 5 - пример реализации пульта управления доступом;
на фиг. 6 - пример реализации устройства сопряжения 3;
на фиг. 7 - пример организации блока автоматизированного рабочего места оператора и диспетчера 45;
на фиг. 8 приведены примеры формата сообщения о навигационной информации;
на фиг. 9 приведены примеры формата сигнального сообщения. Система контроля за транспортировкой грузов (фиг. 1) включает в себя бортовую аппаратуру транспортного средства (БАТС) 1, охранную сигнализацию 2 и информационно-аналитический центр (ИАЦ) 3. Бортовая аппаратура транспортного средства 1 предназначена для контроля за состоянием груза, определения текущих координат транспортного средства и обмена информацией о состоянии водителя, транспортного средства и груза с ИАЦ 3. БАТС 1 содержит приемоизмеритель 4 радионавигационной системы "Тлонас" или "GPS" (см. фиг. 1) с антенной, блок сопряжения 5, пульт сигнальных сообщений 6, передатчик 7 сотовой системы связи с антенной, приемник 8 кодовых сигналов от охранной сигнализации 2. Приемоизмеритель 4 предназначен для определения текущих навигационных параметров транспортного средства и может быть реализован, например, в соответствии со структурными схемами, приведенными в книге: "Бортовые устройства спутниковой радионавигации", под ред. Шебшаевича B.C., М.: Транспорт, 1988, стр. 88, рис. 35 и стр. 120, рис. 56. Блок сопряжения 5 фиг. 2 предназначен для передачи информации от приемоизмерителя 4 от пульта сигнальных сообщений 6 и приемника 8 к передатчику 7, с этой целью блок сопряжения содержит последовательно соединенные мультиплексор 9, входы которого соединены с выходам приемоизмерителя 4, пульта сигнальных сообщений 6 и приемника 8, и модем 10, выход которого является входом передатчика 7. Для передачи информации на пульт сигнальных сообщений 6 от охранной сигнализации 2 через приемник 8 или из ИАЦ 3 через передатчик 7 блок сопряжения 5 содержит последовательно соединенные мультиплексор 11 и сдвиговый регистр 12, причем входами мультиплексора 11 являются выходы передатчика 7 и приемника 8, а выходы сдвигового регистра 12 является входами 6 мультисигнализации сообщений. Пульт сигнальных сообщений 6 предназначен для приема от водителя оперативных сообщений, индикации состояния охранной сигнализации 2 и обмена водителя информацией с ИАЦ 3. В соответствии с фиг. 3, пульт сигнальных сообщений 6 содержит индикатор 14 включения БАТС 1, кнопку вызова диспетчера на речевую связь 15, кнопку 16 сигнала прекращения речевой связи с диспетчером, кнопки 17. . .21 оперативных сообщений водителя, например, "Авария", "Вызов медицинской помощи", "Нападение", и т.п., текстовый индикатор сообщения 22 из ИАЦ, индикаторы 23...26 состояния охранной сигнализации соответствующих контейнеров, а также динамический громкоговоритель 27. Приемник 8 кодовых сигналов от системы охранной сигнализации 2 предназначен для периодического, а в нештатных ситуациях оперативного приема кодовых посылок о состоянии охранной сигнализации контейнеров 2 и передачи их в блок сопряжения 5. Приемник 8 кодовых сигналов от системы охранной сигнализации 2 содержит (фиг. 4) последовательно соединенные приемник с антенной 28 и демодулятор 29. Дальность действия приемника 28 не превышает нескольких десятков метров (максимальное расстояние от контейнера до БАТС), что позволяет использовать любые простые и дешевые приемники с низкой чувствительностью (Кловский Д.Д. Передача дискретных сообщений по радиоканалам. - М.: Радио и связь, 1982). Охранная сигнализация 2 предназначена для приема кодированных сообщений при санкционированных включении и выключении охранной сигнализации контейнера, а также для оперативной передачи в БАТС 1 сообщений при санкционированных и несанкционированных нарушениях охранной сигнализации. Охранная сигнализация 2 (фиг. 1) содержит датчик доступа 31, приемник кодовых сообщений 32, передатчик состояния охранной сигнализации 33, блок управления 34 и пульт управления доступом 35. Датчик доступа 31 предназначен для сигнализации о любых попытках вскрытия контейнера. Датчик 31, например, представляет собой контактную группу, установленную на дверях контейнера, связанную с блоком управления 34. Приемник кодовых сообщений 32 предназначен для приема кодовых посылок, отправляемых с пульта управления доступом 35 (фиг. 1) лицом, включающим или выключающим охранную сигнализацию контейнера при санкционированном доступе к нему. Дальность действия приемника кодовых сообщений 32 не превышает нескольких метров (максимальное расстояние от контейнера до лица, вскрывающего или закрывающего контейнер), что позволяет использовать любые простые и дешевые приемники с низкой чувствительностью (Кловский Д.Д. Передача дискретных сообщений по радиоканалам. - М.: Радио и связь, 1982). В память пульта управления доступом 35 (фиг. 5) заносят информацию, содержащую код, соответствующий включению и код, соответствующий отключению охранной сигнализации 2. Пульт управления доступом содержит клавиатуру 36, формирователь кода 37 память 38 и передатчик 39 с антенной. Формирователь кода 37 представляет собой регистр, часть разрядов которого (код оператора) заполняется с клавиатуры 36, часть разрядов (код, разрешающий отключение и включение охранной сигнализации) заложены в пульт и оператор его не знает. Выход регистра связан со входом передатчика 39. Дальность действия передатчика 39 пульта управления доступом 35 не превышает нескольких метров (максимальное расстояние от оператора до охранной сигнализации контейнера БАТС 1), что позволяет использовать любые простые и дешевые передатчики с низкой мощностью (Кловский Д. Д. Передача дискретных сообщений по радиоканалам. - М.: Радио и связь, 1982). Передатчик состояния охранной сигнализации 33 предназначен для периодической, а при любых нарушениях охранной сигнализации 2 оперативной передачи в БАТС 1 кодированных сообщений о состоянии охранной сигнализации контейнера и условиях вскрытия или закрытия контейнера (санкционированное или не санкционированное, код оператора 41 и код контейнера 38). Дальность действия передатчика 33 не превышает нескольких десятков метров (максимальное расстояние от контейнера до БАТС 1), что позволяет использовать любые простые и дешевые передатчики с низкой мощностью (Кловский Д.Д. Передача дискретных сообщений по радиоканалам. - М.: Радио и связь, 1982). Блок управления 34 (фиг. 1 представляет собой средство за контролем вскрытия контейнера и запоминания информации, содержащей код, разрешающий включение, код, разрешающий включение охранной сигнализации 2 и код оператора. Блок управления 34 предназначен для периодического формирования сигнала, содержащего информацию о состоянии охранной сигнализации. Блок управления 34 выполнен на основе микроконтроллера (однокристальной микроЭВМ) с источником электропитания и ключом коммутации электропитания. Такие микроконтроллеры [Микроконтроллеры, вып. 2, Однокристальные микроконтроллеры Р1С 12С5 и др., перевод Прокопенко Б.Я./под ред. Прокопенко Б.Я., - М.: ДОДЭКА, 2000, стр. 132-134] представляют собой законченную ЭВМ, содержащую процессор, оперативное запоминающее устройство, постоянное запоминающее устройство для хранения программ, порты ввода-вывода, в том числе вход запроса на прерывания. К одному порту подключен приемник кодовых сообщений 32, к другому передатчик состояния охранной сигнализации 33, к третьему порту подключается ключ коммутации электропитания, к входу запроса на прерывание подключен датчик доступа 31, который вызывает прерывание в работе микроконтроллера при изменении состояния контактной пары. Такие микроконтроллеры обычно имеют дежурный режим пониженного энергопотребления, из которого они выходят по сигналу с входа запроса на прерывание или по сторожевому таймеру. Микроконтроллер через третий порт может управлять подачей питания на остальные блоки прибора контроля доступа. Таким образом, охранная сигнализация 2 на маршруте движения транспортного средства находится в режиме малого энергопотребления, оперативно включаясь при срабатывании сторожевого таймера или при срабатывании датчика доступа 31, что позволяет длительное время осуществлять контроль состояния контейнера без специальных и дорогостоящих мероприятий по обеспечению энергоснабжения. Основными программами, заложенными в память микроконтроллера, являются
Приема кодовой посылки от пульта управления доступом 35 при санкционированном вскрытии или закрытии контейнера и проверки секретного кода 38. Периодического выхода в дежурный режим с отключением электропитания от приемника кодовых сообщений 32 и передатчика состояния охранной сигнализации 33, а также снижения собственного энергопотребления. Периодического включения передатчика состояния охранной сигнализации 33 для подтверждения нормального состояния охранной сигнализации 2 контейнера. Оперативного включения приемника кодовых сособщений 32 и передатчика состояния охранной сигнализации 33 по срабатыванию датчика охранной сигнализации 31. Передачи в БАТС 1 сообщения о характере (санкционированного или несанкционированного) и коде вскрытия (код оператора 41 и код, разрешающий отключение охранной сигнализации 2. Информационно-аналитический центр (ИАЦ) 3 предназначен для:
Приема периодических и оперативных сообщений от транспортных средств (от БАТС), находящихся на маршрутах, в том числе об их текущих координатах, состоянии охранной сигнализации контейнеров, санкционированных и не санкционированных срабатываниях охранной сигнализации, а также оперативных сообщений водителя. Хранения сообщений о действиях, производимых с контейнерами на маршруте (о всех фактах включения и выключения сигнализации с указанием места, времени, кода оператора, производившего соответствующие действия). Принятия мер при возникновении нештатных ситуаций с водителем (аварии, болезнь и т.п.), транспортным средством (отклонение от графика движения) и контейнером (нарушение охранной сигнализации, отсутствие периодического сигнала о состоянии). В состав информационно-аналитического центра (ИАЦ) 3 входят: приемно-передающий пункт (ППП) 42, устройство сопряжения 43, вычислительный комплекс 44 и автоматизированное рабочее место (АРМ) 45, содержащее пульт оператора 46 и пульт диспетчера правоохранительных органов 47. Приемно-передающий пункт (ППП) 42 предназначен для обмена информацией между всеми транспортными средствами, находящимися на маршрутах и ИАЦ 3. Приемно-передающий пункт (ППП) 42 выполнен в виде приемника и передатчика с соответствующими антеннами. В соответствии с фиг. 6, устройство сопряжения 43 содержит последовательно соединенные модем 48 и демультиплексор 49, причем вход модема 48 является выходом ППП 42, а выход демультиплексора 49 является входом вычислительного комплекса 44. Кроме того, устройство сопряжения 43 содержит последовательно соединенные мультиплексор 50 и модем 51, причем вход мультиплексора 50 является выходом вычислительного комплекса 44, а выход модема 51 является входом ППП 42. В соответствии с фиг. 7, АРМ 45 содержит пульт оператора 46 и диспетчера правоохранительных органов 47. Пульт оператора 46 содержит пульт управления вычислительным комплексом 51 и дисплей 52 оператора вычислительного комплекса. Пульт диспетчера правоохранительных органов 47 содержит дисплей 53 с отображением на электронной карте региона всех подвижных транспортных средств контейнероперевозчика, даты передачи сигнального сообщения 54, содержания сигнального сообщения 56, текущего времени 55, содержания сигнальной информации 56 и номера транспортного средства, радиотелефон 57, динамический громкоговоритель 58, магнитофон 59, дисплей 60 с отображением на электронной карте отдельного транспортного средства и прилегающей местности. В соответствии с фиг. 8, навигационная информация содержит стартовую посылку и признак навигационной информации 61, номер транспортного средства 62, содержание навигационной информации 63, сообщение о нормальном состоянии охранной сигнализации 64. В соответствии с фиг. 9, сигнальное сообщение содержит стартовую посылку 65, признак сигнального сообщения 66, номер транспортного средства 67, содержание передаваемого сигнального сообщения 68, поступившего от пульта сигнальных сообщений 6 ("Авария" и т.п.) и/или от охранной сигнализации 2 (номер контейнера, санкционированное включение или выключение сигнализации и пароль оператора, несанкционированное срабатывание сигнализации, отсутствие периодического сигнала и т.п.). Под контейнером в заявляемом способе следует понимать собственно контейнеры, а также другую замкнутую тару для грузов, в которую может быть установлена, та или иная охранная сигнализация, обеспечивающая срабатывание при санкционированных и несанкционированных вмешательствах, например, в легковые автомобили, перевозимые грузовыми автомобилями. Под подвижным транспортным средством следует понимать грузовые автомобили, осуществляющие контейнерные перевозки, поезда, паромы и т.п. транспортные средства, перевозящие контейнеры, имеющие систему связи с центрами управления движением. Система, реализующая заявляемый способ, работает следующим образом. На транспортное средство устанавливают контейнеры, которые снабжают охранной сигнализацией 2. По окончании погрузки контейнер закрывают, а оператор посредством клавиатуры 36 на пульте управления доступом 35 вводит свой код оператора 41. Сформированный формирователем кода 37 сигнал, содержащий информацию о коде оператора и коде, разрешающем включение охранной сигнализации 2, поступает на вход передатчика 39, который посредством антенны излучает сигнал. Приемник кодовых сообщений 32 принимает сигнал, декодирует его и передает блоку управления 34, который запоминает их и сравнивает код оператора и код, разрешающий включение охранной сигнализации 2. При их совпадении блок управления 34 вырабатывает сигнал на включение охранной сигнализации 2. Запомненный сигнал посредством передатчика состояния охранной сигнализации 33 передается в БАТС 1. Сигнал, принятый приемником 8 кодовых сигналов, через блок сопряжения 5 поступает на пульт оперативной связи 6. На пульте оперативной связи 6 водителя загорается индикатор 23 (24-26), оповещающий о включении охранной сигнализации 2 и нормальном состоянии контейнера. Аналогичные действия производятся со всеми контейнерами. БАТС 1 формирует сигнал, содержащий информацию о коде контейнера и транспортного средства, код оператора и информацию о включении охранной сигнализации 2. Посредством передатчика 7 сигнал передается на ИАЦ 3, где он принимается ППП 42, передается через устройство сопряжения 43 в вычислительный комплекс 44 и информация запоминается и отображается на АРМ 45, в том числе: время закрытия контейнера, код контейнера, код оператора 41 производившего закрытие, номер транспортного средства и т.п. Транспортное средство отправляется на маршрут, причем график его движения и предполагаемые координаты во времени определены и известны в ИАЦ 3. На маршруте движения транспортного средства блок управления 34 формирует сигнал, содержащий информацию о штатном состоянии охранной сигнализации 2, который периодически посредством передатчика состояния охранной сигнализации 33 передается в БАТС 1. Сигнал, принятый приемником 8 кодовых сигналов, через блок сопряжения 5 поступает на пульт оперативной связи 6. Таким образом, наличие контейнера непрерывно отслеживается БАТС 1. На транспортном средстве посредством приемоизмерителя 4 вычисляются его текущие координаты. Формируют сигнал, содержащий информацию о коде контейнера и транспортного средства, текущих координатах транспортного средства, который передают на ИАЦ 3. В случае отсутствия периодического сигнала от охранной сигнализации 2, или другой нештатной ситуации, водитель на пульте сигнальных сообщений 6 нажимает соответствующую кнопку 17...21. С пульта сигнальных сообщений 6 информация о нештатной ситуации поступает на вход блока сопряжения 5, где эта информация дополняется к информации о коде транспортного средства, о текущих координатах транспортного средства в сигнале, который с выхода блока сопряжения 5 подается на вход передатчика 7. Через систему сотовой связи сигнал от передатчика 7 поступает на ИАЦ 3. Из принятого сигнала выделяют информацию, анализируют ее и принимают решение об оперативной помощи. При включении аппаратуры информационно-аналитический центр 3 (ИАЦ) с пульта оператора 46 производит первичную установку параметров системы: каждому подвижному транспортному средству присваивают номер и маршрут следования, задают предполагаемые текущие координаты этого подвижного транспортного средства в соответствии с требуемым графиком движения. Каждому контейнеру, устанавливаемому на транспортное средство, присваивают уникальный код, задают секретный код сигнализации, который передают администрации в точку отправки и пункты контроля контейнеров. Информационно-аналитический центр 3 работает в двух режимах: автоматическом и диспетчерского контроля (управления). В автоматическом режиме бортовая аппаратура подвижного транспортного средства 1 с помощью приемоизмерителя 4 принимает сигналы от глобальной спутниковой системы "Тлонас" или "GSP" с информацией о текущих координатах этого подвижного транспортного средства, обрабатывает сигналы и вычисляет текущие координаты транспортного средства, преобразует в блоке сопряжения 5 в электрический сигнал их и передает этот сигнал на вход передатчика 7 через систему сотовой связи на вход ППП 42 информационно-аналитического центра, преобразуют этот сигнал в устройстве сопряжения 43 в цифровую форму и передают его в вычислительный комплекс 44, где информацию принимают, производят ее обработку, хранение и отображение на экранах дисплеев 52 и 53 оператора и диспетчера. При возникновении нештатной ситуации, например, при отклонениях текущих координат транспортного средства от заданных за допустимые значения или при получении соответствующего сигнального сообщения от пульта сигнальных сообщений 6 или охранной сигнализации 2, отображают на электронной карте дисплея диспетчера 53 текущие и заданные координаты этого подвижного транспортного средства. При наличии сигнального сообщения отображают также смысловое содержание и время передачи сигнального сообщения, номер подвижного транспортного средства, а также подробную карту местности на дисплее 60. На основе анализа полученной информации диспетчер принимает решение, направленное на оказание оперативной помощи водителю и обеспечение сохранности транспортируемого контейнера. При необходимости диспетчер может по радиотелефону 57 вызвать водителя на речевую связь, содержание переговоров фиксируется на магнитофоне 59. Если водителю необходима связь с диспетчером, то он включает кнопку 15 сигнала вызова диспетчера на речевую связь и после получения разрешения диспетчера разговаривает с ним. По окончании сеанса связи водитель нажимает кнопку 16 прекращения связи с диспетчером. Техническое преимущество заявляемого способа перед ближайшим аналогом заключается в повышении надежности и оперативности контроля движения транспортного средства и находящегося на нем груза, а также за счет сокращения времени оказания помощи водителю при возникновении различных нештатных ситуаций. Существенными отличиями заявляемого способа по сравнению с известными аналогами являются:
1. Непрерывный (периодический) контроль за наличием контейнеров на транспортном средстве с индикацией состояния как на самом транспортном средстве в БАТС, так и в ИАЦ, что исключает возможность хищения контейнеров с транспортного средства. 2. Непрерывный контроль за состоянием охранной сигнализации контейнера, оперативным сообщением в БАТС и в ИАЦ о всех фактах вскрытия контейнеров, что позволяет водителю немедленно получать информацию о состоянии груза, а в ИАЦ немедленно иметь сведения о всех фактах вскрытия контейнеров с указанием операторов, производивших включение и выключение сигнализации. 3. Оперативное информирование центра управления перевозками о времени и месте вскрытия контейнеров, что позволяет при необходимости оперативно вмешиваться сотрудникам правоохранительных органов. 4. Сохранение информации о всех фактах вскрытия контейнеров на маршруте движения транспортного средства позволяет при пропажах груза определить круг лиц подозреваемых в хищениях. 5. Использование бортовой аппаратуры транспортного средства для наблюдения за охранной сигнализацией позволяет использовать простые и дешевые охранные системы без мощных и дорогих приемопередающих устройств. 6. Использование секретных паролей контейнера и оператора при санкционированных операциях с грузами повышает их сохранность за счет оперативного обнаружения лиц, пытающихся вскрыть контейнер, но владеющих лишь одним паролем. 7. Периодическое и оперативное (при несанкционированных вскрытиях контейнеров) включение сигнализации позволяет решить проблему с энергоснабжением контейнеров при длительных перевозках. 8. Контроль состояния транспортного средства и груза осуществляется беззапросным способом в любой точке Земли, непрерывно и автоматически, т.е. вне зависимости от наличия или отсутствия рассредоточенных диспетчерских пунктов, состояния водителя, действий (ошибок) оператора в ИАЦ. 9. Информация от охранной сигнализации контейнеров незначительно загружает тракт передачи информации между БАТС и ИАЦ (только в нештатных ситуациях), что позволяет использовать ИАЦ для контроля за многими транспортными средствами с большим количеством контейнеров. Заявляемый способ позволяет одновременно контролировать большое количество подвижных транспортных средств, перевозящих ценные грузы, позволяет сосредоточить необходимые силы и средства для оказания, в случае необходимости, оперативной помощи водителям подвижного транспортного средства путем своевременной передачи информации правоохранительным органам. Аналогичный способ может применяться на автомобильном, железнодорожном, морском и авиационном транспорте. Причем не только при контейнерных, но и при других перевозках грузов, позволяющих установить прибор контроля доступа, например, легковых автомобилей на платформах.
Класс G08G1/123 определение местонахождения транспортных средств, например маршрутных
Класс G08G1/127 по отношению к центральной станции
Класс G08B25/00 Системы подачи сигналов тревоги с передачей на центральную станцию сигналов, определяющих местоположение пункта, в котором возникли условия, вызвавшие появление сигнала тревоги, например пожарные или полицейские телеграфные системы