пружинный тормоз
Классы МПК: | B60T17/16 замки тормозных цилиндров F16D55/02 с подвижными в осевом направлении дисками или накладками, прижимаемыми к неподвижным в осевом направлении вращающимся органам B61H11/02 автоматически действующих тормозов |
Автор(ы): | Баранов О.К., Щанкин М.М. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Всероссийский научно- исследовательский институт транспортного машиностроения" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-11-10 публикация патента:
10.01.2002 |
Изобретение относится к тормозам подвижного состава железных дорог. Устройство содержит поршень со штоком, установленный в цилиндре, и пружинный аккумулятор энергии. Шток выполнен полым, внутри него установлена гайка с возможностью зацепа поршня, соединенная с тяговым винтом, установленным в корпусе цилиндра. Техническим результатом от использования изобретения является обеспечение возможности аварийного растормаживания вручную. 4 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Пружинный тормоз, преимущественно стояночный, железнодорожного транспортного средства, содержащий корпус с цилиндрической поршневой полостью, соединенной с воздушной магистралью, пружинный аккумулятор энергии, взаимодействующий с поршнем, шток которого воздействует на тормозные элементы, отличающийся тем, что шток поршня выполнен полым, внутри штока установлена гайка, зафиксированная от вращения с возможностью продольного перемещения вдоль оси штока и с возможностью его зацепа, соединенная с тяговым винтом, установленным в корпусе с возможностью вращения, причем в корпусе установлены упоры крайних положений гайки. 2. Пружинный тормоз по п. 1, отличающийся тем, что зацеп штока гайкой выполнен в виде штифта (штифтов), а в гайке выполнен продольный паз (пазы) с глухим торцом и длиной не меньшей рабочего хода штока. 3. Пружинный тормоз по п. 1, отличающийся тем, что зацеп штока гайкой выполнен в виде штифта (штифтов), а в гайке выполнен выступ (выступы), входящий (входящие) в продольный паз (пазы) штока. 4. Пружинный тормоз по п. 2 или 3, отличающийся тем, что штифт (штифты) в штоке расположен (расположены) радиально. 5. Пружинный тормоз по п. 4, отличающийся тем, что поршень снабжен буртом, предохраняющим штифт (штифты) от выпадения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится преимущественно к области железнодорожного транспорта и касается конструкции тормозов подвижного состава железных дорог. Известны железнодорожные пружинные тормоза с пружинным энергоаккумулятором и гидравлическим отпуском, в которых интенсивность торможения обратно пропорциональна давлению жидкости /1/. Известны железнодорожные автоматические стояночные тормоза, в которых имеются устройства ручного растормаживания путем механического воздействия на пневматический фиксатор штока /2/ традиционного тормозного цилиндра пневматического действия /3/. Недостатком таких тормозов с устройством механического освобождения зажатого штока (растормаживания) является сложность и ненадежность. Задача, решаемая изобретением, - простое устройство аварийного растормаживания вручную для пружинного тормоза с пневматическим автоматическим отпуском. Она решается следующим образом. Внутри полого штока пружинного энергоаккумулятора устанавливается гайка, зафиксированная от проворота, но с возможностью продольного перемещения вдоль оси штока тяговым винтом, установленным в корпусе с возможностью вращения извне. Гайка в своем поступательном движении ограничена упорами в корпусе и может осуществлять односторонний зацеп штока за расположенный в нем по крайней мере один штифт. Фиксация от проворота гайки может осуществляться либо тем же штифтом (для обеспечения независимого движения штока под воздействием поршня при управлении тормозом от воздушной магистрали в гайке выполнены продольные пазы), либо выступом на гайке (продольные пазы должны быть в штоке). Предложенное конструктивное решение иллюстрируется пружинным энергоаккумулятором, способным функционировать как в составе рабочего, так и в составе стояночного тормозов, а также в комбинации пружинного стояночного с рабочим тормозом традиционного типа в компоновочных вариантах единого тормозного цилиндра и раздельных блоков, единых и раздельных тормозных колодок и контртел. На фиг. 1 изображена основная часть пружинного тормоза - энергоаккумулятор в развернутом угловом разрезе Б-Б, обозначенном на фиг. 2. Не показаны конструктивно разнообразные механические связи штока энергоаккумулятора с тормозными элементами - колодками и контртелами. Элемент одностороннего зацепа штока выполнен одноштифтовым. Препятствует повороту гайки относительно штока штифт. На фиг. 2 изображен элемент одностороннего зацепа штока в сечении А-А, обозначенном на фиг. 1. На фиг. 3 представлена та же часть пружинного тормоза, но элемент одностороннего зацепа поршня (штока) выполнен многоштифтовым. Препятствуют повороту гайки ее выступы в пазах штока. На фигурах обозначено: поршень 1, шток 2, корпус 3, пружина 4, крышка 5, винт 6, гайка 7, штифт 8, винт 9, винт-штифт 10, кольцо 11, фланец 12, винт 13. Пружина 4 в корпусе 3, заневоленная между крышкой 5 и поршнем 1 со штоком 2, - собственно пружинный энергоаккумулятор. Уплотненная по корпусу 3 и по штоку 2 полость, куда под поршень 1 подается сжатый воздух от магистрали, очерчивает круг деталей устройства пневморастормаживания и при необходимости управления интенсивностью торможения. Винт 6 с гайкой 7 - устройство растормаживания вручную. Винт 6 лишен осевой подвижности упорами в кольцо 11 и фланец 12, стянутых в единое целое с крышкой 5 винтами 9. Гайку 7 в поступательном движении ограничивают бурт винта 6 и бурт кольца 11. Возможность ее перемещения несколько больше хода штока. Для варианта фиг. 1 гайка 7 имеет два сквозных паза, в которые входит штифт 8, принадлежащий штоку 2. Для варианта фиг. 3 гайка 7 имеет один или несколько выступов в пазах штока 2 по числу штифтов 8, также принадлежащих штоку 2. Эти выступы гайки 7 и осуществляют зацеп штока 2 за штифты 8. Возможен вариант (не показано), когда штифты 8 внутренними концами расположены в глухих пазах гайки 7; в таком случае они же не позволяют гайке 7 поворачиваться. Штифт(ы) 8 (фиг. 1, 2, 3) размещен(ы) в радиальных отверстиях фланца штока 2 и предохранены от выпадения буртом поршня 1. В свою очередь поршень 1 предохранен от поворота винт-штифтами 10, соединяющими его со штоком 2 и пронизывающими кольцо 11 и крышку 5. Крышка 5 крепится к корпусу 3 винтами 13. Таким образом, винт-штифты 10 осуществляют две функции: соединяют в единое целое поршень 1 со штоком 2 так, что штифты 8 предохранены от выпадения и являются цилиндрическими направляющими поступательного движения составного поршня относительно крышки 5. Возможно конструктивное разделение упомянутых функций - скрепляющие винты отдельно, направляющие штифты отдельно. Не принципиально, если поршень 1 и шток 2 выполнены за одно целое, а штифты 8 размещены в радиальных отверстиях кольца, крепящегося к единому поршню винтами-штифтами или просто винтами, если штифты отдельно. Длины аксиальных пазов, предохраняющих гайку 7 от поворота (в гайке 7 - фиг. 1, в штоке 2 - фиг. 3), больше хода гайки 7. Ключевые моменты сборки:- штифт(ы) 8 можно вставить во фланец штока 2 только после того, как к штоку 2 будет прислонено (на винтах-штифтах 10) кольцо 11 и в шток 2 вставлена гайка 7, и только до того, как поршень 1 и шток 2 будут окончательно стянуты винтами-штифтами 10;
- после затяжки и контровки (не показано) винтов-штифтов 10 винт 6 вкручивается в гайку 7, одевается пружина 4 и крышка 5 с фланцем 12;
- в приспособлении (не показано) пружина 4 сжимается через крышку 5 и винтами 9 стягивается пакет: фланец 12, крышка 5 и кольцо 11; окончательно заневоливается пружина 4 при креплении крышки 5 к корпусу 3 винтами 13. Пружинный тормоз работает следующим образом. Состояние нормальной работы характеризуется тем, что винт 6 вывернут из гайки 7 до упора гайки 7 в бурт кольца 11. Пружина 4, если сжатый воздух отсутствует в поршневой полости, выдвигает шток 2 и связанные с ним шарнирно колодки прижимаются к контртелу (к диску или цилиндру). При неподвижном транспортном средстве это режим удержания и в таком случае пружинный тормоз используется в качестве стояночного. При подаче сжатого воздуха в поршневую полость (по стрелке, фиг. 1, 3) поршень 1 перемещает шток 2 на растормаживание. Изменяя давление воздуха, можно управлять степенью торможения и тогда пружинный тормоз функционирует как рабочий. Когда в питательной магистрали исчезает избыточное давление, например, в ситуации разрыва состава, пружинный тормоз становится аварийным. Когда возникает необходимость маневрирования состава, вагона или отдельной тележки, но нет возможности подать воздух в поршневую полость, отпуск тормозов достигается тем, что винт 6 вворачивается в гайку 7 до упора. При этом гайка 7 за штифт(ы) 8 перемещает шток 2 против пружины 4, отодвигая колодки от контртела. Кроме того, ручной отпуск тормоза необходим при замене изношенных колодок. Источники информации
1. Патент США 5076401, МКИ F 16 D 55/02, опубл. 31.12.91. 2. Авторские свидетельства СССР: 541705, 694410. 3. Тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава: Справочник/В. И. Крылов, В. В. Крылов, В. Н. Ефремов, П. Т. Демушкин. - М. , Транспорт, 1989. - 487 с.
Класс B60T17/16 замки тормозных цилиндров
Класс F16D55/02 с подвижными в осевом направлении дисками или накладками, прижимаемыми к неподвижным в осевом направлении вращающимся органам
тормоз кривошипного пресса - патент 2504474 (20.01.2014) | |
дисковый тормоз с укороченными накладками - патент 2431068 (10.10.2011) | |
тормозной барабан - патент 2282071 (20.08.2006) | |
многодисковый тормоз - патент 2166680 (10.05.2001) | |
дисковый тормоз - патент 2124657 (10.01.1999) | |
дисковый тормоз для автомобиля - патент 2123626 (20.12.1998) | |
зубчатая передача редуктора - патент 2025597 (30.12.1994) |
Класс B61H11/02 автоматически действующих тормозов