способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН
Приоритеты:
подача заявки:
2000-05-10
публикация патента:

Изобретение относится к области разрушения льда с помощью подводных судов. Сущность изобретения: разрушают ледяной покров путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн и подрывают под первым впереди носа судна гребнем волн заряд взрывчатого вещества. Изобретение позволяет повысить эффективность разрушения льда. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, отличающийся тем, что под первым впереди носа судна гребнем волн подрывают заряд взрывчатого вещества.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим во льдах и разрушающим ледяной покров резонансным способом.

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова, при котором подводное судно перемещают под ледяным покровом с резонансной скоростью, соответствующей максимальной амплитуде изгибно-гравитационных волн (ИГВ) (патент РФ 2056320, кл. В 63 В 35/08, 1993г. )

Недостатком способа является невозможность увеличения амплитуды ИГВ, т. е. ледоразрушающей способности судна при его движении с резонансной скоростью.

Сущность изобретения заключается в разработке способа увеличения амплитуды ИГВ.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду резонансных ИГВ.

Отличительные: под первым впереди носа судна гребнем волн подрывают заряд взрывчатого вещества.

Известно (см. 1. Жесткая В. Д. , Козин В. М, Исследования параметров ИГВ в полубесконечном ледяном покрове от движущегося СВП при наличии полосы битого льда // Труды межд. конф. "Проблемы прочности и эксплуатационной надежности судов". - Владивосток: ДВГТУ, 1996, с. 87-94), что в ледяном покрове, ослабленном майной (полыньей) амплитуда ИГВ при прочих равных условиях возрастает. Таким образом, если впереди по курсу движения искусственно создать майну, например, путем подрыва заряда взрывчатого вещества, то ледоразру-шающая способность судна возрастает. Расположение заряда впереди, а не сзади судна увеличит время взаимодействия ИГВ с образовавшейся майной, что приведет к более интенсивному раскачиванию льда. При этом для обеспечения благоприятной интерференции ИГВ от движущегося судна и ИГВ, возникающих от подрыва заряда, последний должен располагаться впереди судна под первым гребнем ИГВ, возбуждаемыми самим судном. В этом случае произойдет наложение амплитуд от двух источников волн.

Способ осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом на заданном заглублении начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью для возбуждения ИГВ наибольшей амплитуды. Если амплитуда этих волн окажется недостаточной для разрушения ледяного покрова, то в процессе движения судна под ледяной покров выпускают заряд взрывчатого вещества так, чтобы последний располагался впереди судна под первым гребнем ИГВ, возбуждаемых судном. Затем производят подрыв заряда, тем самым накладывая образовавшуюся от взрыва систему волн на распространяющуюся вместе с судном. При этом произойдет суммирование амплитуды ИГВ, возбуждаемых судном и ИГВ, возбуждаемых взрывом. Вследствие увеличения амплитуды ИГВ начнется непрерывное разрушение ледяного покрова.

Изобретение поясняется чертежом, показывающим схему его реализации.

Под ледяным покровом 1 на заданном заглублении Н начинают перемещать подводное судно 2 с резонансной скоростью Vp. Если амплитуда возбуждаемых ИГВ 3 оказывается недостаточной для разрушения ледяного покрова, то судно 2 выпускает заряд 4 под первый впереди носа судна гребень ИГВ. Затем производят подрыв заряда 4. В результате подрыва заряда 4 в ледяном покрове 1 возникают ИГВ 5. За счет суммирования амплитуд ИГВ 3 и 5 их ледоразрушающая способность увеличится, что приведет к непрерывному разрушению ледяного покрова и повышению эффективности разрушения льда подводным судном.

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
Наверх