многофункциональный самолет
Классы МПК: | B64C15/12 с помощью поворотно установленных реактивных двигателей G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения F41G3/22 для оружия на транспортных средствах, например на самолетах |
Автор(ы): | Симонов М.П., Погосян М.А., Барковский А.Ф., Джанджгава Г.И., Бекетов В.И., Бражник В.М., Герасимов Г.И., Калибабчук О.Г., Кольнер А.И., Максаков К.П., Москалев П.Б., Негриков В.В., Орехов М.И., Панков О.Д., Писков В.В., Поляков В.Б., Репрев Ю.А., Сухоруков С.Я., Семаш А.А. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "ОКБ Сухого" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-12-27 публикация патента:
10.01.2002 |
Изобретение относится к технике управления самолетами-истребителями и самолетами тактической авиации в ближнем воздушном бою. Многофункциональный самолет содержит комплект средств поражения и противодействия, систему параметров движения самолета, систему воздушных параметров, систему обзорно-прицельных параметров, индикационно-управляющую систему и бортовую вычислительную систему с вычислительно-логическими модулями объединенной базы данных, отображения синтезированной информации, навигации и комплексной обработки информации, стабилизации и управления самолетом и двигательной установкой, применения средств поражения и ввода-вывода-управления информационным обменом, формирования воздушных параметров при выполнении сверхманевров и управления самолетом и двигательной установкой при выполнении сверхманевров. Системы связаны каналом информационного обмена систем, а модули в бортовой вычислительной системе - каналом внутреннего информационного обмена. Самолет обладает расширенными функциональными возможностями, поскольку в нем обеспечивается восстановление воздушных параметров при их недостоверности, а также формирование управляющих сигналов для сверхманевров и применения средств поражения и противодействия при выполнении сверхманевров. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Многофункциональный высокоманевренный самолет, содержащий комплект средств поражения и противодействия, а также взаимосоединенные входами-выходами с его входом-выходом и между собой по каналу информационного обмена систем систему параметров движения самолета, систему воздушных параметров, систему обзорно-прицельных параметров, индикационно-управляющую систему и бортовую вычислительную систему, включающую в себя взаимосоединенные по каналу внутреннего информационного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, отображения синтезированной информации, навигации и комплексной обработки информации, стабилизации и управления самолетом и двигательной установкой, применения средств поражения и ввода-вывода-управления информационным обменом, второй вход-выход последнего из которых подключен к входу-выходу бортовой вычислительной системы, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен вычислительно-логическими модулями формирования воздушных параметров при выполнении сверхманевров и управления самолетом и двигательной установкой при выполнении сверхманевров, введенными в состав бортовой вычислительной системы и взаимосоединенными между собой и вышеупомянутыми вычислительно-логическими модулями бортовой вычислительной системы по ее каналу внутреннего информационного обмена.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области применения самолетов-истребителей и многофункциональных самолетов тактической авиации в ближнем воздушном бою. Из известных аналогов ([1] , Фомин А. В. "СУ-27. История истребителя", М. , РА Интервестник, 1999 г. , стр. 71-245; [2] , Гришутин В. Г. "Лекции по авиационным системам стрельбы", Киев, КВВАИУ, 1982 г. , стр. 354-357; [3] , Сборник "Новости зарубежной науки и техники", ГосНИИАС, N 11, 1992 г. , стр. 15-20). Наиболее близким является, приведенный в [1] боевой комплекс, содержащий высокоманевренный самолет, комплект средств поражения и противодействия, систему параметров движения самолета, систему воздушных параметров, систему обзорно-прицельных параметров, индикационно-управляющую систему, бортовую вычислительную систему. При выполнении в воздушном бою эффективных маневров (сверхманевры) типа "Хук", "Кобра", "Колокол" ([1] , стр. 81-84) с большими углами атаки 80o-110o и малыми составляющими истинной воздушной скорости, система воздушных параметров фактически становится неработоспособной, так как выдает ложные воздушные параметры. В данной ситуации экипаж выполняет упомянутые сверхманевры интуитивно, а применения средств поражения типа ракет воздух-воздух практически невозможно, что является недостатком ближайшего аналога. Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей комплекса посредством восстановления воздушных параметров в диапазоне недостоверной работы (и при отказах) системы воздушных параметров, формирования управляющих сигналов для выполнения сверхманевров, применения средств поражения и противодействия при выполнении сверхманевров. Достигается указанный технический результат тем, что боевой комплекс воздушного боя, содержащий высокоманевренный самолет и механически к нему подсоединенный комплект средств поражения и противодействия; установленные на высокоманевренном самолете взаимосоединенные входами-выходами по каналу информационного обмена систем между собой и с входами-выходами высокоманевренного самолета и комплекта средств поражения и противодействия, систему параметров движения самолета, систему воздушных параметров, систему обзорно-прицельных параметров, индикационно-управляющую систему, бортовую вычислительную систему, включающую взаимосоединенные по каналу внутреннего информационного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, отображения синтезированной информации, навигации и комплексной обработки информации, стабилизации и управления самолетом и двигательной установкой, применения средств поражения и противодействия, ввода-вывода-управления информационным обменом, второй вход-выход которого подключен к входу-выходу бортовой вычислительной системы, дополнительно снабжен вычислительно-логическими модулями формирования воздушных параметров при выполнении сверхманевров и управления самолетом и двигательной установкой при выполнении сверхманевров, введенными в состав бортовой вычислительной системы, взаимосоединенными между собой и вышеупомянутыми вычислительно-логическими модулями бортовой вычислительной системы по ее каналу внутреннего информационного обмена. На фиг. 1 представлена блок-схема комплекса, содержащего:1 - системы параметров движения самолета СПДС,
2 - система воздушных параметров СВП,
3 - система обзорно-прицельных параметров СОПП,
4 - индукационно-управляющая система ИУС,
5 - бортовая вычислительная система БВС,
6 - высокоманевренный самолета ВМС,
7 - комплект средств поражения и противодействия КСП,
8 - канал информационного обмена систем КИОС. Двойной линией обозначено механическое соединение (крепление) КСП 7 к ВМС 6. На фиг. 2 представлена блок-схема БВС 5, содержащая вычислительно-логические модули (ВЛМ):
9 - ввод-вывод - управление информационным обменом ВВУО,
10 - навигация и комплексная обработка информации НКОИ,
11 - стабилизация и управление самолетом и двигательной установкой СУСД,
12 - применение средств поражения и противодействия ПСПП,
13 - отображение синтезированной информации ОСИ,
14 - объединенная база данных ОБД,
15 - формирование воздушных параметров при выполнении сверхманевров ФВПС,
16 - управление самолетом и двигательной установкой при выполнении сверхманевров УСДС,
17 - канал внутреннего информационного обмена КВИО. ВВУО 9 является стандартным устройством ([4] , Преснухин Л. Н. , Нестеров П. В. "Цифровые вычислительные машины", М. , Высшая школа, 1981 г. , стр. 394-406), обеспечивающим ввод-вывод в (из) ВЛМ БВС6, управление внутренним информационным обменом по КВИО 17 и информационным обменом между системами комплекса, ВМС 6 и КСП 7 по КИОС 8. НКОИ 10, СУСД 11, ПСПП 12, ОСИ 13, ОБД 14 и дополнительно введенные ВЛМ ФВПС 15 и УСДС 16 выполнены по стандартной схеме на стандартных вычислительных блоках ([4] , стр. 30, 31) - взаимосоединенных в запоминающем устройстве и процессоре с выходом на КВИО 17. СПДС 1 содержит ([5] , Помыкаев И. И. и др. "Навигационные приборы и системы", М. , Машиностроение, 1983 г. , стр. 380) физически разнородные датчики параметров движения самолета (например, инерциально-спутниковую систему, радиовысотомер, цифровую карту высот рельефа местности), формирует и выдает по КИОС 8 во взаимодействующие системы и через вход-выход БВС 6, через ВВУО 9 по КВИО 17 в ВЛМ БВС 6 сигналы параметров движения самолета:
- составляющие местоположения самолета i (i= 1; 2; 3), здесь абсолютная высота полета Н = 3 формируется на основе инерциально-спутниковых данных, измерений радиовысотомера и данных цифровой карты рельефа местности,
- составляющие путевой скорости движения в земной системе координат - vi,
- углы эволюций самолета (курс, крен, тангаж) - i,
- составляющие угловой скорости - ,
- составляющие линейных ускорений (перегрузок) - ni. СВП 2 формирует и выдает ([5] стр. 44-51) по КИОС 8 во взаимодействующие системы воздушные параметры:
- углы атаки и скольжения , ;
- модуль истинной воздушной скорости vи,
- составляющие истинной воздушной скорости vиi,
- температуру наружного воздуха Т,
- приборную скорость v0,
- число Маха M,
- скоростной напор q,
- абсолютную барометрическую высоту Ha,
- сигнал u0 отказа (отключения при выполнении сверхманевров, например, при > 30o), исправности u < 0. СОППЗ содержит обзорно-прицельные средства ([2] , стр. 358-374) обнаружения и сопровождения целей в радиолокационном и оптическом диапазоне локации, формирует и выдает по КИОС 8 во взаимодействующие системы дальность до цели Д, скорость измерения дальности , углы визирования цели по азимуту А и углу места , сигналы идентификации целей. ИУС 4 содержит ([2] , стр. 356), индикатор на лобовом стекле, многофункциональные индикаторы отображения синтезированных информационных кадров с кнопками-клавишами вызова данных и назначения режимов полета и боевого применения, органы ручного управления самолетом и двигательной установкой, пуском средств поражения и противодействия, отрабатывающие подсистемы - систему дистанционного управления самолетом, формирующую сигналы на исполнительные устройства самолета и двигательной установки и систему управления оружием, формирующие сигналы на подготовку и пуск средств поражения и противодействия. Связь ИУС 4 с ВМС 6, КСП 7 и другими системами осуществляется по КИОС 8. КСП 7 содержит ([1] , стр. 244, 245) средств поражения (по воздушным целям это ракеты воздух-воздух, пушечная установка) и противодействия (дипольные отражатели радиолокационного излучения, ложные тепловые цели - горящие шашки), прием сигналов на подготовку и пуск средств поражения и противодействия и передача ответных сигналов о состоянии (готовность к пуску, отключение механической связи, сход) этих средств осуществляется через вход-выход КСП по КИОС 8. ВМС 6 содержит ([1] , стр. 157-243) органы управления самолетом (руль высоты, руль направления, элероны и др. ) и двигательной установкой (сектор газа, устройство поворота вектора тяги), устройства крепления средств поражения и противодействия из состава КСП 7 (двойная линия на фиг. 1). Прием сигналов от взаимодействующих систем и выдача ответных сигналов о состоянии (положения) рулей и устройства поворота вектора тяги осуществляется через вход-выход ВМС 6 по КИОС 8. БВС 6 является вычислительной системой, содержащей ВЛМ:
- ВВУО 9, осуществляющий порядок взаимного информационного обмена между ВЛМ БВС 5 по КВИО 17, прием-передачу данных по первому входу-выходу от взаимодействующих ВЛМ по КВИО 17, прием-передачу сигналов от взаимодействующих систем по второму входу-выходу, подключенному ко входу-выходу БВС 5, осуществляет порядок информационного обмена между системами по КИОС 8;
- ОБД 14, являющийся устройством запоминания введенных перед полетом (например, через ИУС 4) параметров маршрута полета, заданных параметров выполняемых маневров (в том числе и сверхманевров), параметров типовых целей и средств противодействия противника и другие заданные параметры. С выхода-входа ОБД 14 сигналы вышеупомянутых параметров через КВИО 17 поступают во взаимодействующие ВЛМ;
- ОСИ 13, в котором векторно-растровым способом формируются кадры изображений по текущим режимам полета, в частности в ближнем воздушном бою формируется кадр изображения с отображением взаимного положения атакуемого и атакующего самолетов с наложением всех параметров, необходимых для принятия экипажем решений, и текстовых подсказок. С входа-выхода ОСИ 13 сигналы кадров изображений через КВИО 17, первый вход-выход ВВУО 9, второй вход-выход ВВУО 9, вход-выход БВС 5, КИОС 8 поступают на вход-выход ИУС 4 для отображения на многофункциональных индикаторах и индикаторе на лобовом стекле;
- НКОИ 10, в котором по поступившим от СПДС 1 и СВП 2 параметрам при u<0 осуществляется взаимная коррекция данных физически разнородных датчиков, например коррекция координат местоположения i и составляющих путевой скорости vi инерциальных измерений по данным спутниковой системы навигации, коррекции составляющих vиi истинной воздушной скорости от СВП 2 по данным спутниковой системы навигации с выделением систематических составляющих скорости ветра , коррекция модели температуры наружного воздуха по данным датчика температуры, с выделением погрешности температурного градиента , коррекция абсолютной инерциально-спутниковой высоты по данным Ha от СВП 2 или по данным геометрической высоты Hг от радиовысотомера и высоты рельефа от цифровой карты рельефа местности. В общем виде, полагая, что параметр Пи, измеряемый корректируемой системой, имеет погрешность , близкую к систематической, а параметр Пк , измеряемый корректирующей системой, имеет флюктуационную центрированную погрешность типа белого шума, осуществляется оптимальная коррекция ([6] , Э. Сейдж, Дж. Мэлс "Теория оценивания и ее применения в связи и управлении", М. , Связь, 1976 г. , стр. 238, 289); оценка систематической погрешности параметра корректируемой системы имеет вид
(здесь , d0 - начальное значение дисперсии ), откуда следует, что с течением времени , соответственно откорректированный параметр
стремится к действительному значению П. При выполнении сверхманевра и выхода на большие углы атаки > 30o) по команде u0 оценки погрешностей запоминаются и откорректированные в момент окончания коррекции сигналы параметров , , , систематических составляющих скорости ветра , погрешность температурного градиента с входа-выхода НКОИ 10 через КВИО 17 поступают в ФВПС 15, УСДС 16 и в ОСИ 13 для формирования индикационных кадров;
- СУСД 11, в котором для всех режимов полета (кроме режима выполнения сверхманевров) формируются сигналы стабилизации и управления самолетом и сектором газа и направлением вектора тяги двигательной установки ([7] , Михалев И. А. и др. "Системы автоматического управления самолетом", М. , Машиностроение, 1971 г. , стр. 187-391; [2] , стр. 235, 236) как функции параметров состояния самолета, воздушных параметров и при выполнении боевых маневров как функции относительного движения цели относительно самолета, сигналы к (к - количество органов управления) с входа-выхода СУСД 11 через КВИО 17, ВВУО 9 с входа-выхода БВС 5 через КИОС 8 поступают на вход-выход ИУС 4, с входа-выхода которого сигналы ку (сигналы к в виде, воспринимаемом исполнительными устройствами ВМС 6) поступают на вход-выход ВМС 6,
- дополнительно введенный ВЛМ ФВПС 16 по поступившим сигналам при выполнении сверхманевров формирующий модуль истинной воздушной скорости
угол атаки и угол скольжения ([8] , Гуськой Ю. П. , Загайнов Г. И. "Управление полетом самолетов", М. , Машиностроение, 1980 г. , стр. 29, 30); температуру наружного воздуха ([9] , Боднер В. А. "Приборы первичной информации", М. , Машиностроение, 1981 г. , стр. 297) (здесь постоянные величины: Т0 - абсолютная температура на уровне моря, 0 - заданный температурный градиент), число Маха (здесь постоянные величины: g - ускорения силы тяжести, a - показатель адиабаты для воздуха, R - газовая постоянная), и при
приборную скорость
и скоростной напор = q0f (здесь q0 - давление на уровне моря), сформированные воздушные параметры с входа-выхода ФВПС 15 по КВИО 17 поступают на входы-выходы ПСПП 12, УСДС 16, ОСИ 13;
- дополнительно введенный ВЛМ УСДС 16 по команде, заданной экипажем с ИУС 4 на выполнение конкретного сверхманевра в воздушном бою, на основе параметров состояния самолета, параметров движения цели относительно самолета, измеренных воздушных параметров (при u < 0) и сформированных в ФВПС 15 воздушных параметров (при u 0) формирует сигналы автоматического управления двигательной установкой. Например, при движении без крена в продольной плоскости ([8] , Боднер В. А. "Теория автоматического управления полетом", М. , Наука, 1964 г. , стр. 34-37) при выполнении маневра с большими углами тангажа , большими углами атаки и малыми составляющими воздушной скорости vиi будет скоростной напор q, подъемная сила и сила сопротивления близки к нулю, силы и моменты, создаваемые рулями, неэффективны, тогда движение в воздушной среде описывается зависимостями
(здесь - угол атаки, - угол тангажа, P1, P2 - составляющие тяги по осям самолета). При управляемых составляющих P1 и P2 в УСДС 16 по поступившим параметрам формируются сигналы управления
(здесь 3, vи3 - заданные сигналы управления), поступающие в ОСИ 13 для формирования информационных кадров на многофункциональных индикаторах ИУС 4; сигналы автоматического управления
(здесь F1, F2 - заданные функции времени), которые с входа-выхода УСДС 16 через КВИО 17, ВВУО 9, с входа-выхода БВС 5 через КИОС 8, ИУС 4 поступают на вход-выход ВМС 6 для управления двигательной установкой, обеспечивающей составляющие вектора тяги Р1= x1(t), P2= x2(t). Тогда движения в замкнутой системе при
будет
соответственно
= F1(1p+1)-1, vи= F2(1p+1)-1
(здесь p - оператор дифференцирования, 1 - постоянная времени) и при
,
,
= 3(t),
vи= vи3(t),
где по заданным функциям времени 3(t), vи3(t) обеспечивается траекторное движение в продольной плоскости и угловое движение по тангажу и углу атаки заданного сверхманевра ([1] , стр. 81-84) в режимах атаки или обороны ближнего воздушного боя. В режиме ручного управления выполняемые сверхманевром команды, например, заданных углов i3(t) формируются в УСДС 16 (или задаются экипажем с ИУС 4), поступают в ИУС 4, откуда управляющие сигналы Qi(i3-i) через КИОС 8 поступают на вход-выход ВМС 6 для управления рулями, направлением вектора тяги и сектором газа двигательной установки для отработки i i3;
- в ВЛМ ПСПП 12 при выполнении воздушного боя на сверхманеврах в соответствии с тактикой воздушного боя, если ВМС 6 является атакуемым, то в начале выполнения сверхманевра по команде экипажа, поступающей в КСП 7, осуществляется пуск средств противодействия (дипольные отражатели радиолокационного излучения, ложные тепловые цели), при этом команда заданного времени пуска формируется на основе параметров относительного движения атакующего и атакуемого самолетов в ПСПП 12 и поступает в ИУС 4 для принятия решения экипажем. Пуск средств противодействия может осуществляться в процессе завершения сверхманевра, когда ВМС 6 становится атакующим и соответственно вышеупомянутые средства обеспечивают увод прицельных средств и средств поражения противника на ложные цели. При применении в качестве средства противодействия самонаводящихся ракет воздух-воздух типа ([1] , стр. 244, 245) в ПСПП 12 проводится расчет гарантированной дальности пуска
Dг= D1+D2+D3+Dп-Dс,
где D1 - дальность, пройденная ракетой на неуправляемом участке ее полета после схода с ВМС 6, D2 - дальность, пройденная ракетой на активном участке ее работающего двигателя, D3 - дальность, пройденная ракетой на пассивном участке ее полета с отработавшим двигателем и эффективными аэродинамическими характеристиками, Dп - дальность, пройденная противником за время полета ракеты p; Dc(tp)= Dc - дальность, пройденная самолетом за время полета, за время tp. Модели движения во времени скорости полета ракеты на первом, втором и третьем участках (j= 1; 2; 3) ее движения, ВМС (j= 4) и атакуемого самолета противника (j= 5) vji(t) хранятся в ОБД 14 и через КВИО 17 поступают в ПСПП 12, где формируются гарантированная дальность за время полета ракеты tp
при этом начальными условиями каждого участка движения ракеты являются конечные условия движения предыдущего участка, а начальными условиями первого участка являются составляющие воздушной скорости ВМС 6 в момент схода ракеты, определяемые ; и минимально допустимая дальность Dм, определяемая условиями безопасности ВМС 6 от взрыва пущенной им ракеты и временем срабатывания взрывателя ракеты
Dм= DБ+D(tB),
где DБ, tB поступают из ОБД 14, D(tB) считается по вышеприведенной зависимости Dг за время tB. Головка самонаведения ракеты (ГСНР) имеет угловой раствор по азимуту Ap1 и углу места p, ГСНР включается в подвешенном состоянии по команде "подготовка". Если А>Ар, > p, ВМС 6 доворачивается на цель по рассогласованию (Ар-А), (p-) (здесь А, - углы визирования цели, измеренные СОППЗ) и при выполнении условий гарантированного захвата цели ГСНР А<<А, p, Dм<D<D (здесь D - текущая дальность до цели, измеряемая СОПП 3) в ПСПП 12 формируется команда "пуск разрешен", поступающая на индикационные средства ИУС 4 и по выдаче экипажем команды "пуск", поступающей с входа-выхода ИУС 4 через КИОС 8 на вход-выход КСП 7 и на конкретную подготовленную ракету, после размыкания механических связей осуществляется ее пуск. Таким образом, на примере технической реализации показана возможность восстановления воздушных параметров при больших углах атаки и тангажа при выполнении в воздушном бою ВМС 6 сверхманевров и применения средств поражения и противодействия, что обеспечивает существенное повышение показателей боевой эффективности.
Класс B64C15/12 с помощью поворотно установленных реактивных двигателей
Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
Класс F41G3/22 для оружия на транспортных средствах, например на самолетах