способ предотвращения скользкости дорожных покрытий
Классы МПК: | E01C11/24 способы и устройства для предотвращения скользкости дорожных покрытий и защиты их от атмосферных воздействий C09K3/18 для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания |
Автор(ы): | Сторожаков С.Ю., Рахимов А.И., Осадченко И.М. |
Патентообладатель(и): | Институт химических проблем экологии Академии естественных наук РФ |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-11-19 публикация патента:
10.01.2002 |
Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с зимней скользкостью, используемым для обеспечения безопасного движения автотранспорта на автодорогах и для борьбы с гололедом. Способ предотвращения скользкости дорожных покрытий осуществляется путем нанесения ацетатсодержащего вещества - побочного продукта производства политетраметиленэфиргликоля, включающего, мас. %: в твердом виде (кристаллогидрат) ацетат натрия 57-59; не растворимый в воде остаток - 0,2-0,7; вода - остальное, в жидком виде с рН 8-10 - ацетат натрия - 25-32, хлорнокислый натрий - 2-5; вода - остальное, при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия. Технический результат - повышение экономической эффективности и экологической безопасности в борьбе с зимней скользкостью дорожных покрытий.
Формула изобретения
Способ предотвращения скользкости дорожных покрытий путем нанесения на покрытие химического вещества, отличающийся тем, что в качестве химического вещества используют ацетатсодержащий побочный продукт производства политетраметиленэфиргликоля, включающий, мас. %:в твердом виде - кристаллогидрат:
Ацетат натрия - 57-59
Не растворимый в воде остаток - 0,2-0,7
Вода - Остальное
в жидком виде с рН 8-10:
Ацетат натрия - 25-32
Хлорнокислый натрий - 2-5
Вода - Остальное
при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с зимней скользкостью, используемым для обеспечения безопасного движения автотранспорта на автодорогах и для борьбы с гололедом. Известны способы предотвращения скользкости дорожных покрытий с помощью химических веществ: хлористого магния (MgCl2 6 Н2О), хлористого кальция (СаСl2) ( Бялобжеский Г. В. и др. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. - М. : Транспорт. 1975, с. 25). Недостатком данных способов является высокая химическая активность используемых веществ, затраты на их производство. Наиболее близким по технической сущности является способ предотвращения скользкости дорожных покрытий с помощью хлористого натрия (NaCl) - поваренной соли. (Бялобжеский Г. В. и др. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. - М. : Транспорт, 1975, с. 26). Недостатком данного способа является расход полезного для промышленности материала - поваренной соли (NaC1), затраты на ее получение. Использование данного способа приводит вследствие высокой химической активности NaCl к ускорению разрушения дорожных покрытий и железобетонных конструкций, коррозии металлических деталей автомашин, засолению придорожной почвы, что отрицательно сказывается на развитии деревьев и кустарников. Цель предлагаемого изобретения - повышение экономической эффективности и улучшение экологической безопасности. Сущность способа заключается в том, что в качестве химического вещества используют ацетатсодержащий побочный продукт производства политетраметиленэфиргликоля (ПТМЭГ), включающий, мас. %:в твердом виде - кристаллогидрат:
Ацетат натрия - 57-59
Не растворимый в воде остаток - 0,2-0,7
Вода - Остальное
в жидком виде с рН 8-9:
Ацетат натрия - 25-32
Хлорнокислый натрий - 2-5
Вода - Остальное,
при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия. (Технологический регламент производства "Спандекс" АО "Химволокно" г. Волжский). Технология способа состоит в следующем. Готовилась смесь ацетата натрия и песка в массовом соотношении 1: 10 и наносилась на опытный участок с ледяным образованием. Расход смеси составил 300 кг на 1000 м2. Ледяная поверхность под слоем смеси подтаяла, лед стал рыхлым. Жидкая форма была приготовлена путем растворения порошка ацетата натрия с водой в массовом соотношении 1: 1. При этом концентрация безводного ацетата натрия составила 28 мас. %. Обработка участка с ледяным образованием проводилась с помощью поливочной машины. Расход раствора на обработанный участок составил 0,2-0,3 л/м2. Обработанный участок имеет частично оттаявшую, разрыхленную снежную массу. Техническая эффективность противогололедного средства определяется на уровне эффективности смеси песок - поваренная соль. По сравнению с поваренной солью химическое вещество по предлагаемому способу - ацетатсодержащий отход производства ПТМЭГ имеет ряд преимуществ: экологически более безопасен, так как при попадании на почву и в воду легко усваивается микроорганизмами, коррозионно малоактивен по отношению к металлам, конструкциям дорожных покрытий. Кроме того, предлагаемое вещество является побочным продуктом промышленного процесса, что позволяет рационально использовать отходы производства и исключить затраты на производство применяемого химического вещества в способе предотвращения скользкости дорожных покрытий.
Класс E01C11/24 способы и устройства для предотвращения скользкости дорожных покрытий и защиты их от атмосферных воздействий
Класс C09K3/18 для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания