способ предотвращения скользкости дорожных покрытий

Классы МПК:E01C11/24 способы и устройства для предотвращения скользкости дорожных покрытий и защиты их от атмосферных воздействий 
C09K3/18 для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Институт химических проблем экологии Академии естественных наук РФ
Приоритеты:
подача заявки:
1999-11-19
публикация патента:

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с зимней скользкостью, используемым для обеспечения безопасного движения автотранспорта на автодорогах и для борьбы с гололедом. Способ предотвращения скользкости дорожных покрытий осуществляется путем нанесения ацетатсодержащего вещества - побочного продукта производства политетраметиленэфиргликоля, включающего, мас. %: в твердом виде (кристаллогидрат) ацетат натрия 57-59; не растворимый в воде остаток - 0,2-0,7; вода - остальное, в жидком виде с рН 8-10 - ацетат натрия - 25-32, хлорнокислый натрий - 2-5; вода - остальное, при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия. Технический результат - повышение экономической эффективности и экологической безопасности в борьбе с зимней скользкостью дорожных покрытий.

Формула изобретения

Способ предотвращения скользкости дорожных покрытий путем нанесения на покрытие химического вещества, отличающийся тем, что в качестве химического вещества используют ацетатсодержащий побочный продукт производства политетраметиленэфиргликоля, включающий, мас. %:

в твердом виде - кристаллогидрат:

Ацетат натрия - 57-59

Не растворимый в воде остаток - 0,2-0,7

Вода - Остальное

в жидком виде с рН 8-10:

Ацетат натрия - 25-32

Хлорнокислый натрий - 2-5

Вода - Остальное

при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с зимней скользкостью, используемым для обеспечения безопасного движения автотранспорта на автодорогах и для борьбы с гололедом.

Известны способы предотвращения скользкости дорожных покрытий с помощью химических веществ: хлористого магния (MgCl2 6 Н2О), хлористого кальция (СаСl2) ( Бялобжеский Г. В. и др. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. - М. : Транспорт. 1975, с. 25). Недостатком данных способов является высокая химическая активность используемых веществ, затраты на их производство.

Наиболее близким по технической сущности является способ предотвращения скользкости дорожных покрытий с помощью хлористого натрия (NaCl) - поваренной соли. (Бялобжеский Г. В. и др. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. - М. : Транспорт, 1975, с. 26).

Недостатком данного способа является расход полезного для промышленности материала - поваренной соли (NaC1), затраты на ее получение. Использование данного способа приводит вследствие высокой химической активности NaCl к ускорению разрушения дорожных покрытий и железобетонных конструкций, коррозии металлических деталей автомашин, засолению придорожной почвы, что отрицательно сказывается на развитии деревьев и кустарников.

Цель предлагаемого изобретения - повышение экономической эффективности и улучшение экологической безопасности.

Сущность способа заключается в том, что в качестве химического вещества используют ацетатсодержащий побочный продукт производства политетраметиленэфиргликоля (ПТМЭГ), включающий, мас. %:

в твердом виде - кристаллогидрат:

Ацетат натрия - 57-59

Не растворимый в воде остаток - 0,2-0,7

Вода - Остальное

в жидком виде с рН 8-9:

Ацетат натрия - 25-32

Хлорнокислый натрий - 2-5

Вода - Остальное,

при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия. (Технологический регламент производства "Спандекс" АО "Химволокно" г. Волжский).

Технология способа состоит в следующем.

Готовилась смесь ацетата натрия и песка в массовом соотношении 1: 10 и наносилась на опытный участок с ледяным образованием. Расход смеси составил 300 кг на 1000 м2. Ледяная поверхность под слоем смеси подтаяла, лед стал рыхлым.

Жидкая форма была приготовлена путем растворения порошка ацетата натрия с водой в массовом соотношении 1: 1. При этом концентрация безводного ацетата натрия составила 28 мас. %. Обработка участка с ледяным образованием проводилась с помощью поливочной машины. Расход раствора на обработанный участок составил 0,2-0,3 л/м2. Обработанный участок имеет частично оттаявшую, разрыхленную снежную массу.

Техническая эффективность противогололедного средства определяется на уровне эффективности смеси песок - поваренная соль. По сравнению с поваренной солью химическое вещество по предлагаемому способу - ацетатсодержащий отход производства ПТМЭГ имеет ряд преимуществ: экологически более безопасен, так как при попадании на почву и в воду легко усваивается микроорганизмами, коррозионно малоактивен по отношению к металлам, конструкциям дорожных покрытий. Кроме того, предлагаемое вещество является побочным продуктом промышленного процесса, что позволяет рационально использовать отходы производства и исключить затраты на производство применяемого химического вещества в способе предотвращения скользкости дорожных покрытий.

Класс E01C11/24 способы и устройства для предотвращения скользкости дорожных покрытий и защиты их от атмосферных воздействий 

устройство для уменьшения скользкости дорог -  патент 2522651 (20.07.2014)
антипробуксовочные сетки -  патент 2522558 (20.07.2014)
противогололедный реагент и способ его применения -  патент 2500708 (10.12.2013)
способ предотвращения скользкости на дорожных покрытиях и тротуарах -  патент 2494187 (27.09.2013)
теплотрубная система терморегулирования аэродромных и дорожных покрытий -  патент 2457291 (27.07.2012)
способ борьбы с зимней скользкостью дорожных покрытий и устройство для его реализации -  патент 2394126 (10.07.2010)
распределитель сыпучих противогололедных материалов -  патент 2391461 (10.06.2010)
способ предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия, жидкий антигололедный реагент для предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия, способ приготовления указанного жидкого антигололедного реагента и технологическая линия для его приготовления -  патент 2352709 (20.04.2009)
средство для удаления льда и/или снега на основе ацетатов, способ его получения и способ расплавления льда и/или снега на поверхностях дорог с помощью этого средства -  патент 2331729 (20.08.2008)
способ устройства защитного слоя дорожного покрытия -  патент 2305726 (10.09.2007)

Класс C09K3/18 для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания

Наверх