телескопический гидронагнетатель консистентной смазки
Классы МПК: | F16N11/10 посредством давления другой жидкости или газа |
Автор(ы): | Хабардин В.Н., Дьяконов А.Н. |
Патентообладатель(и): | Иркутская государственная сельскохозяйственная академия |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-06-17 публикация патента:
27.01.2002 |
Гидронагнетатель предназначен для подачи консистентной смазки к раздаточному устройству. Гидронагнетатель содержит емкость со смазкой в виде цилиндрического корпуса с крышкой и нажимным диском, помещенным в полость емкости с возможностью создания давления на смазку, насос-нагнетатель смазки и раздаточное устройство. Нажимной диск выполнен в виде поршня, в центре крышки предусмотрено отверстие, в которое неподвижно установлена направляющая втулка. Насос-нагнетатель смазки выполнен в виде гидроцилиндра двойного действия, пропущен через направляющую втулку в крышке и жестко присоединен нижней торцевой частью к поршню. К проушине штока жестко присоединена пята, на штоке между пятой и крышкой гидроцилиндра размещена цилиндрическая пружина сжатия, при этом к донной части емкости с внешней стороны через кран управления присоединен штуцер для подсоединения раздаточного устройства. Технический результат - сокращение энергозатрат на привод. 3 з. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Телескопический гидронагнетатель консистентной смазки, содержащий емкость со смазкой в виде цилиндрического корпуса с крышкой и нажимным диском, помещенным в полость емкости с возможностью создания давления на смазку, насос-нагнетатель смазки и раздаточное устройство, отличающийся тем, что нажимной диск выполнен в виде поршня, в центре крышки предусмотрено отверстие, в которое неподвижно установлена направляющая втулка, насос-нагнетатель смазки выполнен в виде гидроцилиндра двойного действия, пропущен через направляющую втулку в крышке и жестко присоединен нижней торцевой частью к поршню, к проушине штока жестко присоединена пята, на штоке между пятой и крышкой гидроцилиндра размещена цилиндрическая пружина сжатия, при этом к донной части емкости с внешней стороны через кран управления присоединен штуцер для подсоединения раздаточного устройства или смазочного нагнетателя (шприца) для заправки смазкой, штоковая полость гидроцилиндра через проходной кран управления соединена с нагнетательной полостью, параллельно указанной линии подсоединен провод с трехходовым краном управления, к свободному выходу которого присоединен провод со штуцером для подсоединения провода смазочного нагнетателя. 2. Гидронагнетатель по п. 1, отличающийся тем, что емкость со смазкой полностью (до уровня крышки) или частично помещена в углубление, а выход штока гидроцилиндра ограничен длиной пружины. 3. Гидронагнетатель по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что емкость выполнена с возможностью размещения в ней тары со смазкой без торцевых частей (крышек), при этом в тару со смазкой установлен направляющий цилиндр. 4. Гидронагнетатель по п. 3, отличающийся тем, что направляющий цилиндр по высоте превышает высоту цилиндрической тары не менее чем на высоту поршня.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к смазочному оборудованию и может быть использовано для подачи консистентной смазки или другой вязкой жидкости из емкости или тары к раздаточному устройству, а также для подачи смазки под давлением через пресс-масленки в смазываемые узлы транспортных и погрузочно-транспортных машин. Смазочные устройства широко используются при техническом обслуживании автомобилей, тракторов и других транспортных средств. Известно устройство, которое приводится в действие посредством гидросистемы механизма подъема и опускания ковша погрузочно-транспортной машины /1/. Указанное устройство имеет сложную систему и не обеспечивает возможности подачи смазки из тары. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является устройство подачи консистентной смазки, содержащее емкость со смазкой в виде корпуса с крышкой и нажимным диском, помещенным в полость емкости с возможностью создания давления на смазку, насос-нагреватель смазки и раздаточное устройство /2/. Недостатки известного устройства: конструкция сложна, для ее привода в действие требуется псевмосистема с энергетической установкой. Кроме того, она не обеспечивает возможности подачи смазки из тары. Технической задачей изобретения является улучшение эксплуатационных свойств, упрощение конструкции и сокращение энергозатрат на привод устройства в действие. Сущность изобретения заключается в следующем. Нажимной диск выполнен в виде поршня, крышка - с отверстием в центре, в которое неподвижно установлена направляющая втулка. Насос-нагнетатель смазки представляет собой гидроцилиндр, который пропущен через направляющую втулку и нижней торцевой частью жестко присоединен к поршню. К проушине штока жестко присоединена пята, между которой и крышкой гидроцилиндра размещена цилиндрическая пружина сжатия. Донная часть емкости сообщена со штуцером для подсоединения раздаточного устройства или смазочного шприца для заправки. Штоковая полость гидроцилиндра через проходной кран соединена о нагнетательной полостью. Параллельно указанной линии присоединен провод с трехходовым краном, к свободному выходу которого подсоединен провод со штуцером для присоединения маслопровода шприца. При нагружении штока вертикальной силой /при воздействии на его пяту/ обеспечивается возможность заправки шприца из емкости или подачи смазки к обслуживаемой машине при незначительном противодавлении, а также осуществляется подача смазки под высоким давлением в пресс-масленки. При этом вертикальная сила может быть создана посредством гидросистемы механизма навески трактора или машиной, навешенной на погрузочно-транспортное средство, например ковшом экскаватора или погрузчика. В результате конструкция смазочного устройства упрощена и для его привода не требуется пневмосистема с энергетической установкой. На фиг. 1, 2 изображен телескопический гидронагреватель консистентной смазки. Он состоит из цилиндрической емкости 10 с крышкой 8; поршня 11, помещенного в полость емкости 10 с возможностью создания давления на смазку. В центре крышки 8 выполнено отверстие, в которое неподвижно установлена направляющая втулка 7. Через указанную втулку в крышке 8 пропущен гидроцилиндр 5 двойного действия, который нижней торцевой частью жестко присоединен к поршню 11. К проушине 1 штока 4 гидроцилиндра 5 жестко присоединена пята 2. На штоке 4 между пятой 2 и крышкой гидроцилиндра 5 размешена цилиндрическая пружина 3 сжатия. К донной части емкости 10 со смазкой с внешней стороны через кран управления 12 присоединен штуцер 13 для подсоединения раздаточного устройства или шприца для его заправки консистентной смазкой. Штоковая полость гидроцилиндра 5 через проходной кран управления 16 сообщена с нагнетательной полостью. Параллельно указанной линии присоединен провод с трехходовым краном управления 15, к свободному выходу которого присоединен провод со штуцером 14 для подсоединения маслопровода шприца. Для повышения надежности устройства и уменьшения установочных размеров по высоте емкость 10 со смазкой полностью /до уровня крышки 8/ или частично помещена в углубление, выполненное, например, в основании 9. При этом выход штока 4 ограничен длиной пружины 3 /фиг. 2/. Для обеспечения возможности извлечения смазки из цилиндрической тары внутренний диаметр емкости 10 выполнен больше внешнего диаметра тары 17. Указанная тара со смазкой без торцевых частей /крышек/ вертикально размещена в емкости 10. В смазку в таре 17 вертикально установлен направляющий цилиндр 18, в который помещен поршень 11 с гидроцилиндром 5. Цилиндр 18 выше тары 17 со смазкой не менее, чем на высоту поршня 11, что позволяет установить поршень 11 в цилиндр 18 при наличии смазки в таре до уровня верхнего среза. Устройство работает следующим образом. Вынимают из емкости 10 поршень 11 с гидроцилиндром 5. Заполняют емкость 10 консистентной смазкой обычным способом или устанавливают в нее тару 17 со смазкой, предварительно отделив от тары 17 торцевые части. В смазку тары 17 погружают направляющий цилиндр 18. Затем в емкость 10 или в цилиндр 18 в обратном порядке устанавливают поршень 11 с гидроцилиндром 5. Его полости заполняют рабочей жидкостью, например маслом, которое заливают через отверстие под штуцер провода в штоковой полости при нижнем положении поршня 6. Пружина 3 в этом положении находится в сжатом состоянии. Открывают кран 16. Шток 4 с поршнем 6 под действием пружины 3 поднимается вверх и масло из штоковой полости поступает в нагнетательную полость. При необходимости доливают масло в штоковую полость через указанное отверстие. Закрывают краны управления 16 и 12. Нагружают шток 4 вертикальной силой /силой тяжести/, воздействуя на пяту 2 механизмом навески гидросистемы трактора или машиной, навешенной на погрузочно-транспортное средство, например ковшом экскаватора или погрузчика. Для этого устанавливают рычаг гидрораспределителя в положение "Опускание" и задняя часть обслуживаемой машины навешивается на пяту 2. При этом в подпоршневой полости гидроцилиндра 5 создается избыточное давление рабочей жидкости, а в подпоршневой полости емкости 18 одновременно - давление смазки. Присоединяют к штуцеру 13 провод раздаточного устройства /не показано/. Открывают кран 12. Консистентная смазка из подпоршневой полости емкости 10 или цилиндра 18 под давлением поршня 11 поступает к раздаточному устройству через кран 12 и штуцер 13. При помощи раздаточного устройства смазывают машину, например заправляют сказкой корпуса подшипников колес. После выполнения этого вида работ закрывают кран 12. Подачу смазки в пресс-масленки производят под давлением - при помощи шприца. Заправляют емкость шприца консистентной смазкой. Для этого отсоединяют от штуцера 13 провод раздаточного устройства. Соединяют с указанным штуцером заправочный штуцер шприца /не показано/. Открывают кран 12. Консистентная смазка из подпоршневой полости емкости 10 или цилиндра 18 также под давлением поршня 11 поступает в емкость шприца. После ее заполнения кран 12 закрывают и снимают шприц со штуцера 13. Маслопровод шприца присоединяют к штуцеру 14 /не показано/. Кран 15 устанавливают в положение, при котором подпоршневая полость гидроцилиндра 5 сообщена с краном 15 и штуцером 14, а через маслопровод - с рабочей полостью шприца /кран 16 закрыт/. Нагнетают шприцем смазку в пресс-масленки. При этом шприц приводится в действие за счет давления масла, поступающего в его рабочую полость из подпоршневой полости гидроцилиндра 5 через кран 15 и штуцер 14, а также через его маслопровод. После расходования консистентной смазки шприц вновь заправляют. Для чего заправочный штуцер шприца присоединяют к штуцеру l3. Кран 15 переводят в положение заправки, при котором штоковая полость гидроцилиндра 5 сообщена с рабочей полостью шприца. Открывают кран 12. Под давлением поршня 11 смазка через кран 12 и штуцер 13 поступает в емкость штуцера. Под действием этого же давления одновременно вытесняется масло из рабочей полости шприца, которое через его маслопровод, штуцер 14 и кран 15 сливается в штоковую полость гидроцилиндра 5. Затем закрывают кран 12, снимают шприц со штуцера 13, устанавливают кран 15 в рабочее положение и продолжают смазывание этой или другой машины. При работе шприца расходуется масло в подпоршневой полости гидроцилиндра 5 и поршень 6 опускается вниз, достигая наконец нижней мертвой точки. Если рабочей жидкости недостаточно для обслуживания данной машины, поступают следующим образом. Снимают нагрузку со штока 4 в обратном порядке и открывают кран 16. Под действием пружины 3 шток 4 с поршнем 6 поднимается вверх, а масло из штоковой полости гидроцилиндра 5 вытесняется в подпоршневую полость. Указанный процесс осуществляется также при установке на обслуживание другой машины. Кран 16 закрывают и продолжают смазочные операции. При исчерпании смазки в емкости 10 производят ее заправку или устанавливают в нее тару со смазкой. Для этого вынимают из емкости 10 поршень 11 с гидроцилиндром 5, цилиндр 18 и пустую тару 17. После чего устанавливают в емкость 10 тару со смазкой 17 и другие конструктивные элементы в обратном порядке. Если использование тары 17 не предусмотрено, как доказано на фиг. 1, то емкость 10 заправляют смазкой обычным способом и поступают при этом аналогичным образом. После выполнения смазочных работ шток 4 гидроцилиндра 5 разгружают и открывают кран 16. Устанавливают на обслуживание другую машину или нагнетатель оставляют на хранение. Предлагаемое устройство имеет простую конструкцию, энергоэкономично и приспособлено к технологическому обслуживанию. Это обусловлено тем, что устройство выполнено в виде телескопически составленных и вертикально размещенных цилиндров с поршнями таким образом, что на цилиндр со смазкой через поршень воздействует рабочий гидроцилиндр с пружиной сжатия на штоке. Оно приводится в действие при создании вертикальной силы на штоке, которой может быть сила тяжести обслуживаемой машины. Нагружение штока указанной силой представляется возможным за счет механизма навески гидросистемы трактора или рабочими органам погрузочно-транспортной машины. Кроме того, в устройстве предусмотрен направляющий цилиндр, обеспечивающий возможность подачи смазки из тары. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ1. А. с. СССР 1536157; МКИ5 F 16 N 7/38, 11/08; 10.03.88. 2. А. с. СССР 1634942, МКИ5 F 16 N 11/10, 19.12.88 - прототип.
Класс F16N11/10 посредством давления другой жидкости или газа