верхний контактный узел токоприемника электроподвижного состава

Классы МПК:B60L5/24 типа пантографа 
B60L5/26 типа полупантографа, например с использованием перекладины для перемещения траверсы щеткодержателя в обратном направлении 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Всероссийский научно- исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-10-02
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортной техники, а именно к верхним контактным узлам токоприемников электроподвижного состава. Верхний контактный узел токоприемника электроподвижного состава состоит из двух кареток, которые установлены шарнирно на верхней раме токоприемника, а также полоза, который закреплен на шарнирах на вертикально подвижных подрессоренных штоках кареток. Шарнир одной из кареток снабжен эксцентриком. Достигаемый технический результат - исключение заклинивания кареток при неравномерном ходе штоков смежных кареток. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Верхний контактный узел токоприемника электроподвижного состава, состоящий из двух кареток, установленных шарнирно на верхней раме токоприемника, и полоза, закрепленного на шарнирах на вертикально подвижных подрессоренных штоках кареток, отличающийся тем, что шарнир одной из кареток снабжен эксцентриком.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к верхним контактным узлам токоприемников электроподвижного состава.

Известен верхний контактный узел в токоприемнике, состоящий из установленных шарнирно на верхней раме двух кареток с двумя полозами, сочлененными между собой телескопическими стержнями и соединенными с вертикально подвижными подрессоренными штоками кареток сферическими шарнирами (Европейский патент N 0222128, МКИ 4 B 60 L 5/26, верхний узел фиг. 2a и 2b).

Недостатком этого верхнего узла является то, что при неплоскопараллельном перемещении полозов, а это возможно при размещении контактного провода не по центру полоза - ближе к какой-то из кареток, может произойти заклинивание штока каретки из-за кинематического смещения по дуге центра шарнира подвески полоза.

Наиболее близким по технической сущности является верхний узел токоприемника, состоящий из двух кареток, установленных шарнирно на верхней раме токоприемника, и полоза, закрепленного на вертикально подвижных подрессоренных штоках кареток в шарнирах (Европейский патент N 0042334, МКИ 3 B 60 L 5/28. См. верхний узел фиг. 6, 7, 7а, фиг. 10).

Недостатком этого верхнего узла так же является возможность заклинивания штоков кареток при неплоскопараллельном перемещении полоза. Такое перемещение полоза имеет место, поскольку при работе контактный провод постоянно смещается от центра полоза к правому либо левому его концу. Ближняя к контактному проводу каретка будет воспринимать большую часть составляющей контактного нажатия. Провал штоков кареток будет различен, расстояние между осями штоков и центрами шарниров полоза из-за асимметричного смещения штоков также будет различно (центр оси подвески полоза по дуге уйдет от оси направляющей штока). Поэтому полоз будет уводить центр шарнира штока в сторону менее нагруженной каретки, что приведет к заклиниванию штока в направляющей обойме каретки.

Задачей настоящего изобретения является исключение заклинивания кареток при неравномерном ходе штоков смежных кареток.

Эта задача решается тем, что в известном верхнем контактном узле токоприемника, состоящем из двух кареток, установленных шарнирно на верхней раме токоприемника, и полоза, закрепленного на вертикально подвижных подрессоренных штоках кареток в шарнирах, шарнир на одной из кареток снабжен эксцентриком.

Положительный эффект состоит в том, что возможную разность расстояний между центрами шарниров полоза и расстояний между осями штоков смежных кареток, вызванную неравномерной просадкой штоков, эксцентрик будет выбирать, проворачиваясь в шарнире на оси, исключая возможность заклинивания.

На фиг. 1 изображен предлагаемый верхний узел при симметричном размещении контактного провода между каретками;

на фиг. 2 - при размещении контактного провода ближе к одной из кареток.

На верхней раме 1 размещены две каретки 2 и 3, несущие полоз 4. Взаимодействующий с контактным проводом 5 полоз 4 закреплен на вертикально подвижных подрессоренных штоках 6 и 7 кареток шарнирно на осях 8 и 9. В одной из кареток, например 2, ось 8 размещена в эксцентрике 10.

Работает верхний узел следующим образом.

При размещении контактного провода 5 по средине полоза 4 провал штоков 6 и 7 кареток 2 и 3 от усилия контактного нажатия будет одинаков и возможность заклинивания штоков исключена. При размещении контактного провода ближе к одной из кареток, например 2, шток 6 просядет больше, нежели 7, т. к. большая часть контактного нажатия от провода 5 будет приходиться на шток 6 (см. фиг. 2). Разность провала штоков кареток приведет к тому, что произойдет относительное смещение центров шарниров на полозе и на штоке, что привело бы к перекосу штока в направляющей каретки и заклиниванию, однако эксцентрик, проворачиваясь в шарнире, на оси 8 выбирает разность смещения центров, исключая перекос и заклинивание.

Класс B60L5/24 типа пантографа 

устройство фотосъемки токоприемника посредством обработки изображений -  патент 2491182 (27.08.2013)
устройство измерения контактного усилия и способ измерения контактного усилия -  патент 2477229 (10.03.2013)
пантографный токоприемник -  патент 2392134 (20.06.2010)
токоприемник -  патент 2321508 (10.04.2008)
каретка токоприемника наземного электротранспорта -  патент 2321507 (10.04.2008)
пантографный токосъемник для электрического подвижного состава -  патент 2284269 (27.09.2006)
низкоомный материал с улучшенной рабочей характеристикой износа, предназначенный для передачи электрического тока, и способ его получения -  патент 2244037 (10.01.2005)
токоприемник -  патент 2235650 (10.09.2004)
каретка токоприемника наземного электротранспорта -  патент 2233750 (10.08.2004)
пантографный токосъемник -  патент 2204493 (20.05.2003)

Класс B60L5/26 типа полупантографа, например с использованием перекладины для перемещения траверсы щеткодержателя в обратном направлении 

Наверх