рулевой механизм транспортного средства

Классы МПК:B62D3/02 механические 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Борисовский завод "Автогидроусилитель" (BY)
Приоритеты:
подача заявки:
1997-05-27
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам транспортных средств. Рулевой механизм транспортного средства содержит корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и сцепленная с зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения секторов и эксцентриковых втулок. На наружной поверхности каждой из втулок выполнено углубление под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма. Это углубление выполнено в виде кольцевой канавки прямоугольного профиля, образующей две острые кромки, а на конце резьбового пальца, расположенном со стороны кольцевой канавки, выполнен конус, диаметр основания которого больше ширины, а длина меньше глубины кольцевой канавки. Ось установки резьбового пальца в корпусе смещена относительно оси симметрии кольцевой канавки в сторону ограничителя осевого перемещения зубчатого сектора и эксцентриковых втулок, а твердость конуса резьбового пальца больше твердости острых кромок кольцевой канавки. Технический результат заключается в упрощении конструкции и обеспечении оптимального зазора в зубчатом зацеплении рейка-сектор. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Рулевой механизм транспортного средства, содержащий корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок, причем на наружной поверхности каждой втулки выполнены углубления под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма, отличающийся тем, что углубление выполнено в виде кольцевой канавки прямоугольного профиля, а на конце резьбового пальца, расположенном со стороны кольцевой канавки, выполнен конус, диаметр основания которого больше ширины, а длина меньше глубины кольцевой канавки, при этом ось установки резьбового пальца в корпусе смещена относительно оси симметрии кольцевой канавки в сторону ограничителя осевого перемещения зубчатого сектора и эксцентриковых втулок.

2. Рулевой механизм по п. 1, отличающийся тем, что твердость конуса резьбового пальца больше твердости кромок кольцевой канавки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам транспортных средств.

Известен рулевой механизм транспортного средства, содержащий корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и сцепленная с зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок. На наружной поверхности каждой втулки выполнено углубление под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма (а. с. 975483, 1982).

Конструкция известного рулевого механизма не обеспечивает получение оптимального зазора в зубчатом зацеплении рейка-сектор, так как весь диапазон регулирования разделен на отрезки, кратные угловому расстоянию между отверстиями для фиксирующих штифтов, выполненными на торцах втулок.

Задача данного изобретения - упрощение конструкции и обеспечение оптимального зазора в зубчатом зацеплении рейка-сектор.

Это достигается тем, что в рулевом механизме транспортного средства, содержащем корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и сцепленная с зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок, на наружной поверхности каждой из которых выполнено углубление под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма, это углубление выполнено в виде кольцевой канавки прямоугольного профиля, образующей две острые кромки, а на конце резьбового пальца, расположенном со стороны кольцевой канавки, выполнен конус, диаметр основания которого больше ширины, а длина меньше глубины кольцевой канавки, при этом ось установки резьбового пальца в корпусе смещена относительно оси симметрии кольцевой канавки в сторону ограничителя осевого перемещения зубчатого сектора и эксцентриковых втулок, а твердость конуса резьбового пальца больше твердости острых кромок кольцевой канавки.

На чертеже изображен поперечный разрез рулевого механизма.

Рулевой механизм транспортного средства содержит корпус 1, в котором расположена зубчатая рейка 2, связанная шариковинтовым соединением 3 с рулевым валом 4, зафиксированным в упорных подшипниках корпуса 1. Находящийся в зацеплении с рейкой 2 зубчатый сектор 5 установлен в подшипниках 6 эксцентриковых втулок 7. На наружной поверхности каждой втулки 7 выполнена кольцевая канавка 8 прямоугольного профиля, образующая две острые кромки 9, на которые опирается конус 10 резьбового пальца 11, установленного в корпусе 1. Диаметр основания конуса выполнен большим ширины канавки, чем обеспечивается опора пальца на две острые кромки, а длина конуса - меньше глубины канавки, что обеспечивает обязательное смятие острых кромок при завинчивании резьбового пальца, твердость конуса которого больше твердости острых кромок канавки. При этом ось установки резьбового пальца в корпусе смещена относительно оси симметрии кольцевой канавки 8 на величину "а" в сторону ограничителя 12, что исключает прижатие эксцентриковой втулки 7 к торцу зубчатого сектора 5. На втулках 7 выполнены места 13 под ключ.

При повороте рулевого вала 4 в шариковидном соединении 3 рейка 2 перемещается в осевом направлении, поворачивая сектор 5 в подшипниках 6. Зазор в зубчатом зацеплении рейка-сектор регулируется поворотом эксценриковых втулок 7 с последующей фиксацией их резьбовыми пальцами 11 путем ввинчивания и одновременного смятия конусом 10 острых кромок 9, что удерживает эксцентриковую втулку от проворачивания. Твердость конуса резьбового пальца больше твердости острых кромок 9.

Предлагаемая конструкция обеспечивает получение требуемой величины зазора в зубчатом зацеплении во всем диапазоне его регулирования и упрощает конструкцию.

Класс B62D3/02 механические 

способ управления трехколесным легковым автомобилем и устройство для его осуществления -  патент 2369511 (10.10.2009)
рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем -  патент 2319631 (20.03.2008)
рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем -  патент 2319630 (20.03.2008)
устройство управления -  патент 2271955 (20.03.2006)
рулевой механизм колесного транспортного средства -  патент 2271954 (20.03.2006)
рулевой механизм транспортного средства -  патент 2179130 (10.02.2002)
рулевое управление транспортного средства -  патент 2157326 (10.10.2000)
рулевой механизм транспортного средства -  патент 2148516 (10.05.2000)
рулевое управление амфибии -  патент 2139200 (10.10.1999)
рулевое управление транспортного средства -  патент 2090423 (20.09.1997)
Наверх