Щербунов Виктор Николаевич (BY), Фенько Анатолий Иванович (BY), Пуховой Александр Алексеевич (BY), Шпак Юрий Федорович (BY)
Патентообладатель(и):
Борисовский завод "Автогидроусилитель" (BY)
Приоритеты:
подача заявки: 1997-05-27
публикация патента: 10.02.2002
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам транспортных средств. Рулевой механизм транспортного средства содержит корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и сцепленная с зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок, на которых выполнены углубления под установленные в резьбовых отверстиях корпуса резьбовые пальцы. На наружной поверхности каждой втулки выполнены углубления под резьбовой палец. Эти углубления выполнены в виде двух кольцевых канавок, образующих между собой конусный выступ, на котором выполнена выемка, в которой расположен торец резьбового пальца. Кроме того, на торце резьбового пальца выполнено конусное углубление, образующее на поверхности торца кольцевую кромку. Технический результат заключается в упрощении конструкции и обеспечении оптимального зазора в зубчатом зацеплении. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
1. Рулевой механизм транспортного средства, содержащий корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок, причем на наружной поверхности каждой втулки выполнены углубления под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма, отличающийся тем, что углубления выполнены в виде двух кольцевых канавок, образующих между собой выступ, на котором выполнена выемка, в которой расположен торец резьбового пальца. 2. Рулевой механизм по п. 1, отличающийся тем, что на торце резьбового пальца выполнено конусное углубление, образующее на поверхности торца кольцевую кромку.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам транспортных средств. Известен рулевой механизм транспортного средства, содержащий корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и сцепленная с зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок. На наружной поверхности каждой втулки выполнено углубление под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма (авторское свидетельство 975483, 1982). Конструкция известного рулевого механизма не обеспечивает получение оптимального зазора в зубчатом зацеплении рейка-сектор, так как весь диапазон регулирования разделен на отрезки, кратные угловому расстоянию между отверстиями для фиксирующих штифтов, выполненными на торцах втулок. Задача данного изобретения - упрощение конструкции и обеспечение оптимального зазора в зубчатом зацеплении рейка-сектор. Это достигается тем, что в рулевом механизме транспортного средства, содержащем корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и сцепленная с зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок, на которых выполнены углубления под установленные в резьбовых отверстиях корпуса резьбовые пальцы, на наружной поверхности каждой втулки выполнены углубления под резьбовой палец, эти углубления выполнены в виде двух кольцевых канавок, образующих между собой конусный выступ, на котором выполнена выемка, в которой расположен торец резьбового пальца. Кроме того, на торце резьбового пальца выполнено конусное углубление, образующее на поверхности торца кольцевую кромку. На чертеже изображен поперечный разрез рулевого механизма. Рулевой механизм транспортного средства содержит корпус 1, в котором расположена зубчатая рейка 2, связанная шариковинтовым соединением 3 с рулевым валом 4, зафиксированным в упорных подшипниках корпуса 1. Находящийся в зацеплении с рейкой 2 зубчатый сектор 5 установлен в подшипниках 6 эксцентриковых втулок 7, на наружных поверхностях которых выполнены по две кольцевые канавки 8, образующие между собой конусный выступ 9. Фиксация каждой эксцентриковой втулки 7 от проворачивания осуществляется резьбовым пальцем 10. Резьбовой палец 10 может выполняться с плоским опорным торцом или, с целью повышения надежности стопорения эксцентриковой втулки, может иметь на торце конусное углубление 11, образующее кольцевую кромку, в которой резьбовой палец входит в углубление на конусном выступе 9, выполняемое ударным способом посредством устанавливаемой в резьбовое отверстие корпуса оправки, форма и размеры которой соответствуют форме и размерам резьбового пальца. Сектор 5 и эксцентриковые втулки 7 ограничены от осевых смещений стопорными кольцами 12, которые одновременно выполняют функции компенсационных колец, определяющих величину боковых люфтов сектора. На втулках 7 выполнены места 13 под ключ. При повороте рулевого вала 4 в шариковинтовом соединении 3 рейка 2 перемещается в осевом направлении, поворачивая сектор 5 в подшипниках 6. Зазор в зубчатом зацеплении рейка-сектор регулируется поворотом эксцентриковых втулок 7. Для этого выворачивают резьбовые пальцы 10 и поворотом эксцентриковых втулок 7 регулируют зацепление, затем, установив в резьбовое отверстие оправку, ударом по ней выполняют углубление на конусном выступе 9. После чего вместо оправки в резьбовое отверстие ввинчивают резьбовой палец 10 до упора его цилиндрического конца в полученное углубление на конусном выступе, фиксируя тем самым эксцентриковую втулку 7 от проворачивания. Предлагаемая конструкция обеспечивает получение требуемой величины зазора в зубчатом зацеплении во всем диапазоне его регулирования и упрощает конструкцию.