многоцелевой самолет-амфибия
Классы МПК: | B64C29/00 Летательные аппараты с вертикальным взлетом или посадкой B64C35/00 Летающие лодки; гидросамолеты B64C39/02 специального назначения |
Автор(ы): | Кормилицин Ю.Н., Волосов Л.С., Занд В.Е., Носов Н.А. |
Патентообладатель(и): | Кормилицин Юрий Николаевич, Волосов Леонид Семенович, Занд Владимир Евграфович, Носов Николай Андреевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-10-20 публикация патента:
10.02.2002 |
Изобретение относится к морскому авиастроению и касается создания спасательных самолетов с возможностью вертикальных взлетов и посадок. Самолет-амфибия имеет фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовую установку с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами, посадочный модуль в виде штангового буя и подъемные устройства. Самолет снабжен дополнительным фюзеляжем, соединенным с первым посредством среднего крыла с образованием симметричной конструкции. Посадочный модуль выполнен четырехсекционным. Каждый фюзеляж снабжен двумя секциями посадочного модуля, подъемными устройствами и спасательными люками. Балласты секций посадочного модуля выполнены в виде акваэкранов и соединены друг с другом жесткими фигурными связями. Силовая установка с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами может быть установлена на среднем крыле. Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении остойчивости системы "самолет-посадочный модуль" путем увеличения площади опорной базы посредством увеличения количества поплавков до четырех и размещения их в полете на марше в двухфюзеляжном планере. 1 з. п. ф-лы. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Многоцелевой самолет-амфибия, содержащий фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовую установку с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами, посадочный модуль в виде штангового буя и подъемные устройства, отличающийся тем, что самолет снабжен дополнительным фюзеляжем, соединенным с первым посредством среднего крыла с образованием симметричной конструкции, при этом посадочный модуль выполнен четырехсекционным, а каждый фюзеляж снабжен двумя секциями посадочного модуля, подъемными устройствами и спасательными люками, при этом балласты секций посадочного модуля выполнены в виде акваэкранов и соединены друг с другом жесткими фигурными связями. 2. Многоцелевой самолет-амфибия по п. 1, отличающийся тем, что силовая установка с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами установлена на среднем крыле.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области морского авиастроения и может быть использовано для спасения людей, терпящих бедствие в Мировом океане в широком диапазоне погодных условий, а также для других целей, требующих от летательного аппарата больших скоростей полета на марше в сочетании с возможностью вертикальных взлетов и посадок. Известен многоцелевой самолет-амфибия, предназначенный для проведения спасательных операций в Океане в расширенном диапазоне погодных условий (патент N 2127694, дата регистрации 20 марта 1999 г. ). Недостатком этого самолета является то, что остойчивость системы "самолет-посадочный модуль" обеспечивается балластом, составляющим около 16% взлетной массы, кроме того, необходимый диаметр поплавка 4 м требует увеличения диаметра фюзеляжа и размеров спасательного люка в нем. Технической сущностью настоящего изобретения является увеличение остойчивости системы "самолет-посадочный модуль" путем увеличения площади опорной базы, за счет увеличения количества поплавков до четырех и увеличения радиуса действия самолета до 30% путем увеличения запаса топлива за счет замены балласта поплавков акваэкранами. Для достижения этого технического результата многоцелевой самолет-амфибия, содержащий фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовую установку с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами, посадочный модуль в виде штангового буя и подъемные устройства, снабжен дополнительным фюзеляжем, соединенным с первым посредством среднего крыла с образованием симметричной конструкции, при этом посадочный модуль выполнен четырехсекционным, а каждый фюзеляж снабжен двумя секциями посадочного модуля, подъемными устройствами и спасательными люками, при этом балласты секций посадочного модуля выполнены в виде акваэкранов и соединены друг с другом жесткими фигурными связями, а силовая установка с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами установлена на среднем крыле. Отличительным признаком предлагаемого самолета-амфибии от указанного вышеизвестного, наиболее близкого к нему, является снабжение самолета дополнительным фюзеляжем, соединенным с первым посредством среднего крыла с образованием симметричной конструкции, при этом посадочный модуль выполнен четырехсекционным, а каждый фюзеляж снабжен двумя секциями посадочного модуля, подъемными устройствами и спасательными люками, при этом балласты секции посадочного модуля выполнены в виде акваэкранов и соединены друг с другом жесткими фигурными связями, а силовая установка с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами установлена на среднем крыле. Благодаря наличию этих признаков за счет увеличения расстояний между подъемными вентиляторами повышается устойчивость системы "самолет-посадочный модуль" в воздухе, а за счет увеличения расстояния между поплавками - остойчивость системы на воде, что особенно важно при порывах бокового ветра со скоростью более 17 м/сек (5 баллов). Важным фактором, увеличивающим оперативность подъема спасаемых из воды на борт самолета, является увеличение количества спасательных люков, подъемных средств и постов приема людей из воды. Уменьшение размеров спасательных люков увеличивает прочность фюзеляжей, а замена балласта акваэкранами позволяет увеличить бортовой запас топлива. Кроме того, перенос силовой установки с двигателями и подъемными вентиляторами на среднее крыло большей ширины повышает водозащищенность двигателей, а размещение топлива в разгруженном от топлива крыле повышает пожаробезопасность самолета. Предлагаемый вариант самолета-амфибии и его посадочного модуля иллюстрируется чертежом, где показан общий вид самолета с секционным посадочным модулем в рабочем положении. Многоцелевой самолет-амфибия содержит два фюзеляжа 1, промежуточное крыло 2, крыло 3, пилоны 4, гондолы с двигателями 5, подъемные вентиляторы 6, хвостовое оперение: вертикальное 7 и горизонтальное 8, раздвижной штанговый буй с нижними 9 и верхними 10 секциями, поплавками 11 со спасательными площадками 12, акваэкранами 13 и жесткими фигурными связями 14. В полете секции буя в сложенном состоянии вместе с обеспечивающими их использование системами размещаются в подвешенном положении в специальных выгородках обоих фюзеляжей и удерживаются системами быстроразъемных соединений. Многоцелевой самолет-амфибия использует посадочный модуль следующим образом. По прибытии в район бедствия снижаются до необходимой высоты, обнаруживают терпящих бедствие, выбирают место приводнения, начинают маневр вертикального снижения. Приближаются к водной поверхности открывают спасательные люки, отключают быстроразъемные соединения, удерживающие секции буя в сложенном положении, раздвигают телескопические штанги 9, 10, контролируют приход поплавков 11 в рабочее положение и постановку опорных стержней 10 на упоры и садятся на воду. Спускают спасателей на верхние надводные площадки 12 поплавков и приводят в рабочее положение подъемные средства. Выбрасывают, используя линеметы, терпящим бедствие воздухонаполненные спасательные пояса на бросательных концах, закрепленных на поплавках. Подтягивают спасаемых к спасателю и поднимают их тросовыми транспортерами в спасательные отсеки. После окончания спасательной операции на воде увеличивают мощность двигателей, начинают вертикальный взлет, отсоединяют быстроразъемными устройствами секции посадочного модуля от фюзеляжей, оставляют их на воде и закрывают спасательные люки. На высоте около 30 метров плавно переводят работу маршевых двигателей на режим набора высоты и останавливают подъемные вентиляторы. Создание многоцелевого двухфюзеляжного самолета-амфибии с четырехсекционным посадочным модулем в виде штангового буя позволит повысить остойчивость приводненной системы "самолет-посадочный модуль" и устойчивость самолета при взлете и посадке в условиях порывов сильного бокового ветра; увеличит его радиус действия и оперативность подъема спасаемых людей из воды. Кроме того, повышается пожаробезопасность самолета, прочность его фюзеляжей и улучшается водозащищенность двигателей.Класс B64C29/00 Летательные аппараты с вертикальным взлетом или посадкой
Класс B64C35/00 Летающие лодки; гидросамолеты
Класс B64C39/02 специального назначения