компенсатор системы выхлопа отработавших газов двигателя
Классы МПК: | F01N7/08 прочие устройства и приспособления выхлопных трубопроводов F16L51/02 с сильфонами или деформируемыми фальцованными или гофрированными трубами |
Автор(ы): | Захватов Е.М., Березюк А.Л., Осетрова Ю.Н., Лазарев А.М. |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Тульский патронный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-02-14 публикация патента:
20.02.2002 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для компенсации вибраций, передаваемых от ДВС системе выхлопа отработавших газов, для снижения нагрузок, а также внутренних и внешних шумов. Компенсатор содержит сильфон и элемент дросселирования с отверстиями. Элемент дросселирования выполнен в виде рассекателя из трех пластин, расположенных радиально относительно сильфона. Пластины соединены между собой на продольной оси сильфона и закреплены на сильфоне со стороны входа газов. Сильфон выполнен с различными гофрами по ширине. Пластины выполнены с различной длиной вдоль продольной оси сильфона. В короткой пластине выполнены ряды круглых отверстий, в средней пластине и длинной пластине отверстия выполнены в виде щелей. В средней пластине количество щелей в поперечных рядах выбрано уменьшающимся по ходу газов. В длинной по длине пластине количество щелей в поперечных рядах выбрано увеличивающимся по ходу газов. Для средней пластины и для длинной пластины контур поперечных рядов с щелями имеет
-образный вид. Технический результат: повышение долговечности и снижение шумовых характеристик. 3 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения
1. Компенсатор системы выхлопа отработавших газов двигателя, содержащий сильфон, элемент дросселирования, в котором выполнены отверстия и который установлен по ходу газов, отличающийся тем, что элемент дросселирования установлен соосно внутри сильфона с зазором и выполнен в виде рассекателя из трех пластин, расположенных радиально относительно сильфона, соединенных между собой на продольной оси сильфона и закрепленных на сильфоне со стороны входа газов, сильфон выполнен с различными гофрами по ширине, от места расположения широкого гофра сильфона, ближайшего к входу газов, в направлении по ходу газов гофры выполнены узкими и разделены между собой, по меньшей мере, одним широким гофром, при этом пластины выполнены с различной длиной вдоль продольной оси сильфона, в короткой пластине выполнены ряды круглых отверстий, в средней пластине и длинной пластине отверстия выполнены в виде щелей, по ходу газов выполненных продольными и расположенных в поперечных рядах, в средней пластине количество щелей в поперечных рядах выбрано уменьшающимся по ходу газов, а в длинной пластине количество щелей в поперечных рядах выбрано увеличивающимся по ходу газов, причем и для средней пластины и для длинной пластины контур поперечных рядов с щелями имеет







Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для компенсации вибраций, передаваемых от двигателя внутреннего сгорания системе выхлопа отработавших газов, для снижения нагрузок, а также внутренних и внешних шумов. В настоящее время используются различные конструкции компенсаторов, содержащих сильфон и расположенный в нем элемент дросселирования. Эти компенсаторы применяются в различных областях машиностроения для механизмов и трубопроводов с газовой или жидкостной средой. Известен сильфонный компенсатор, содержащий сильфон, элемент дросселирования, в котором выполнены отверстия и который установлен по ходу среды соосно внутри сильфона с зазором [1] . Элемент дросселирования в этом техническом решении выполнен в виде цилиндрического обтекателя. Само устройство предназначено для компенсации температурных деформаций магистральных трубопроводов. Сильфон снабжен ограничительными упорами для предотвращения радиального выпячивания средней части сильфона. Конструкция является сложной и не предназначена для компенсации термоциклических нагрузок. Известен также компенсатор для шлангов, содержащий сильфон, элемент дросселирования, в котором выполнены отверстия и который установлен по ходу среды соосно внутри сильфона с зазором [2] . Элемент дросселирования и в этом техническом решении выполнен в виде цилиндрического обтекателя. В компенсаторе полость цилиндрического обтекателя соединена с выходным трубопроводом неаксиальным каналом, расположенным в разрыве гофр сильфона, что позволяет уменьшить вибрационные нагрузки. Однако такая конструкция требует использования дополнительно пружин и демпфирующего устройства, расположенных между входным и выходным трубопроводами, что усложняет конструкцию. Наиболее близким является компенсатор системы выхлопа отработавших газов двигателя, содержащий сильфон, элемент дросселирования, в котором выполнены отверстия и который установлен по ходу газов [3] . Элемент дросселирования и в этом техническом решении выполнен цилиндрическим. В компенсаторе гофры сильфона выполнены с одинаковой шириной, что не позволяет уменьшить нагрузки на крайние гофры при аксиальном воздействии. Отверстия в элементе дросселирования выполнены с одинаковым диаметром в один ряд и имеют одинаковый диаметр. Преимуществами такого компенсатора является простота конструкции. Его ограничениями являются: такой компенсатор не учитывает периодичность колебательных процессов струи выхлопного газа и не позволяет в достаточной мере компенсировать термоциклические нагрузки газовой струи; устройство не позволяет уменьшить резонансные колебания сильфона и эффективно погасить радиальные нагрузки от колебаний, передаваемых двигателем; конструкция обладает плохими шумовыми характеристиками. Во всех известных аналогах элемент дросселирования выполнен в виде цилиндрического обтекателя, а отверстия в цилиндрическом обтекателе выполнены с одинаковым диаметром и расположены равномерно, при этом не учитывается периодичность воздействия силы газовой струи выхлопных газов на конструкцию в целом, как на элемент дросселирования, так и на гофрированные части сильфона. Решаемая изобретением задача - повышение качества и надежности устройства, улучшение технико-эксплуатационных характеристик при его функционировании в условиях осевой неустойчивости и периодического воздействия выхлопных газов. Технический результат, который может быть получен при выполнении устройства, - повышение долговечности и снижение шумовых характеристик за счет обеспечения компенсации термоциклических нагрузок газовой струи, исключения резонансных колебаний и образования закручивания газовой струи на выходе. Для решения поставленной задачи с достижением технического результата в компенсаторе системы выхлопа отработавших газов двигателя, содержащем сильфон, элемент дросселирования, в котором выполнены отверстия и который установлен по ходу газов, согласно изобретению элемент дросселирования установлен соосно внутри сильфона с зазором и выполнен в виде рассекателя из трех пластин, расположенных радиально относительно сильфона, соединенных между собой на продольной оси сильфона и закрепленных на сильфоне со стороны входа газов, сильфон выполнен с различными гофрами по ширине, от места расположения широкого гофра сильфона, ближайшего к входу газов, в направлении по ходу газов гофры выполнены узкими и разделены между собой, по меньшей мере, одним широким гофром, при этом пластины выполнены с различной длиной вдоль продольной оси сильфона, в короткой пластине выполнены ряды круглых отверстий, в средней пластине и длинной пластине отверстия выполнены в виде щелей, по ходу газов выполненных продольными и расположенных в поперечных рядах, в средней пластине количество щелей в поперечных рядах выбрано уменьшающимся по ходу газов, а в длинной пластине количество щелей в поперечных рядах выбрано увеличивающимся по ходу газов, причем и для средней пластины и для длинной пластины контур поперечных рядов с щелями имеет
- диаметр круглого отверстия был равен




- пластины были расположены радиально под углом 120o относительно друг друга;
- длина короткой пластины была меньше длины средней пластины на



фиг. 2 - вид на входной фланец;
фиг. 3 - вид А-А на фиг. 1. Компенсатор (фиг. 1) содержит сильфон 1, выполненный с различными гофрами. Компенсатор имеет элемент 2 дросселирования, в котором выполнены отверстия и который установлен по ходу газов (показано стрелкой) соосно внутри сильфона 1 с зазором. Элемент 2 дросселирования выполнен в виде рассекателя из трех пластин 3, 4, 5, расположенных радиально относительно сильфона 1 (фиг. 1, 2). Три пластины 3, 4, 5 соединены между собой на продольной оси сильфона 1 и закреплены на сильфоне 1 со стороны входа газов. Сильфон 1 (фиг. 1) выполнен с различными гофрами по ширине. От места расположения широкого гофра 6 сильфона, ближайшего к входу газов, в направлении по ходу газов гофры выполнены узкими 7 и разделены между собой, по меньшей мере, одним широким гофром 6. Пластины 3, 4, 5 выполнены с различной длиной вдоль продольной оси сильфона 1 (фиг. 1, 3). В короткой пластине 3 выполнены ряды круглых отверстий 8. В средней по длине пластине 4 и длинной пластине 5 отверстия выполнены в виде щелей 9. Щели 9 по ходу газов выполнены продольными и расположены в поперечных рядах. В средней пластине 4 количество щелей 9 в поперечных рядах выбрано уменьшающимся по ходу газов. В длинной пластине 5 количество щелей 9 в поперечных рядах выбрано увеличивающимся по ходу газов. Для средней пластины 4 и для длинной пластины 5 контур поперечных рядов с щелями 9 имеет











1. Патент Российской Федерации 2105913, F 16 J 3/4, опубл. 1998 г. 2. Заявка Великобритании 2127120, F 16 L 51/02, опубл. 1984 г. 3. А. С. СССР 529968, Е 01 N 7/14, опубл. 1977.
Класс F01N7/08 прочие устройства и приспособления выхлопных трубопроводов
Класс F16L51/02 с сильфонами или деформируемыми фальцованными или гофрированными трубами