способ изучения текстового учебного материала посредством игры
Классы МПК: | G09B19/08 печатные и письменные пособия, например учебники, словари, таблицы |
Автор(ы): | Сластенин В.А., Окулич-Казарин В.П., Савельев Б.А. |
Патентообладатель(и): | Международная академия наук педагогического образования |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-06-26 публикация патента:
20.02.2002 |
Способ изучения текстового учебного материала посредством игры для повышения эффективности изучения заключается в том, что количество информационных блоков составляет 7-8, а изучение осуществляют в виде периодов игровой деятельности продолжительностью 20-420 с с паузами продолжительностью 60-180 с. 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Способ изучения текстового учебного материала посредством игры, включающий одновременное предъявление обучающимся, разделенном на минигруппы численностью 6-12 человек, смысловой единицы текстового учебного материала, изготовленного в виде 3-4 страниц машинописного текста на бумажном носителе формата А4 и разделенного на пронумерованные информационные блоки, считывание информации обучающимися, запись ими краткого содержания каждого информационного блока на отдельную карточку, изготовленную на бумажном носителе одинаковой формы размером 1/8 формата А4, перемешивание и передачу обучающимися карточек поочередно каждому члену минигруппы, чтение обучающимися записей на карточках других членов минигруппы и занесение на обратную сторону каждой карточки номера информационного блока, краткое содержание которого записано на карточку, вычисление обучающимися суммы правильно занесенных на обратную сторону своих карточек номеров информационных блоков, отличающийся тем, что количество информационных блоков составляет 7-8, а изучение осуществляют в виде периодов игровой деятельности продолжительностью 20-420 с с паузами продолжительностью 60-180 с, которые используют для отображения в видимой обучающимися таблице итогов соревнования между минигруппами по каждому периоду игровой деятельности.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в высших учебных заведениях, а также иных образовательных учреждениях. Известно, что скорость обычного чтения "про себя" превышает скорость "говорения" в 4. . . 10 раз. Поэтому в педагогике большое внимание уделяется изучению текстового учебного материала. Известны способы изучения текстового учебного материала при помощи компьютерной и другой техники [1] , моментального чтения [2] , посредством игр [3, 4] . Однако данные способы имеют общий дидактический недостаток - они обеспечивают достижение у обучающихся лишь второго уровня умственной деятельности - "воспроизведение". Известен способ изучения текстового учебного материала посредством игры - игра "Конспект" [5, с. 17] , который позволяет обеспечить достижение третьего уровня умственной деятельности - "применение". Использованный в работе [5] подход основан на создании психофизиологических условий для комплексной активизации резервных возможностей личности обучаемого. Эти резервы личности в обычной жизни скрыты и недоступны для использования из-за существующих психофизиологических барьеров, которые человек иногда спонтанно преодолевает в экстремальных условиях при наличии высокой мотивации. Для мобилизации организма человека на преодоление этих барьеров используются приемы информационной стимуляции: информационная "перегрузка" в сочетании с одновременной психологической "компенсацией" в игровых формах в виде психоэмоциональной суггестивной разгрузки. Информационная стимуляция позволяет загружать в подсознание большие объемы неосознаваемой информации (ее можно сравнить с забытым прошлым и утраченными со временем знаниями), которая поначалу не проявляется в реальной деятельности, но затем, при создании стимулирующей ситуации в игровых формах, как бы "всплывает", осознается и используется. Доказано, что изучение учебного материала в игровом виде позволяет усвоить до 90% информации (при лекционной подаче материала - не более 20%). Смена обучающимися игровых ролей при считывании информации, составлении конспектов, взаимопроверке и самопроверке конспектов позволяет достигать поэтапного восхождения по уровням умственной деятельности до уровня "применение". Однако и этот способ имеет существенные недостатки: дидактические материалы формируются в виде одной страницы машинописного текста на бумажном носителе формата А4; процесс обучения осуществляется в одной учебной группе, состоящей из 6. . . 12 обучающихся (минигруппа). Указанные недостатки существенно ограничивают возможность использования способа в высшем учебном заведении. По технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близким к предложенному нами изобретению является способ [6, с. 8. . . 9] , в котором упомянутый выше способ адаптирован для использования в высшем учебном заведении путем увеличения числа минигрупп до количества, достаточного для обучения всех обучающихся одной или более академических групп. Дидактические материалы в способе [6] формируются в виде смысловой единицы текстового учебного материала объемом 3. . . 4 машинописных страницы формата А4. Указанный способ изучения текстового учебного материала посредством игры осуществляется путем одновременного предъявления группе обучающихся, разделенных на минигруппы численностью 6. . . 12 человек, смысловой единицы текстового учебного материала, разделенного на 12. . . 16 пронумерованных абзацев (информационных блоков) и изготовленного в виде 3. . . 4 страниц машинописного текста на бумажном носителе формата А4. Преподаватель обеспечивает считывание информации обучающимися, запись ими краткого содержания каждого информационного блока на отдельную карточку, изготовленную на бумажном носителе одинаковой формы размером 1/8 формата А4, перемешивание и передачу обучающимися карточек поочередно каждому члену минигруппы для чтения их содержания и занесения на обратную сторону каждой карточки номера информационного блока, краткое содержание которого записано на карточку, чтение обучающимися записей на карточках других членов минигруппы и занесение на обратную сторону каждой карточки номера информационного блока, краткое содержание которого записано на карточку, вычисление обучающимися суммы правильно занесенных на обратную сторону своих карточек номеров информационных блоков, краткое содержание которых записано на карточку, а также подведение итогов соревнования по учебной деятельности. Победителями соревнования по результатам учебной деятельности становятся обучающиеся, у которых номера информационных блоков занесены на обратную сторону карточек правильно большинством участников минигруппы. Все победители должны быть отмечены призами. Лучше всего, если призы будут смешными (например, шоколадная "большая золотая" медаль, авторучка для "самописания конспектов", тетрадка для "записи умный мыслей" и т. д. ), тогда проигравшим будет не так обидно - смех компенсирует разочарование от проигрыша. Своеобразным призом и наградой может быть присуждение специального титула -"Магистр слововедения", "Мастер ассоциации", "Предводитель изобретателей" и т. д. Указанное техническое решение обладает существенными недостатками: 1) количество информационных блоков (12. . . 16) значительно превышает максимальный объем внимания, при котором умственная деятельность достаточно эффективна, что является причиной снижения мотивационного настроя на учение, ослабления волевого усилия, падения работоспособности и быстрого утомления; 2) большое количество информационных блоков (12. . . 16) при объеме 3. . . 4 страницы учебного текста приводит к чрезмерному упрощению материала в блоке, что снижает интерес к учению, не способствует формированию учебных навыков и не содействует развитию обучающихся; 3) изучение учебного материала осуществляется в виде непрерывного процесса игровой деятельности с подведением итогов соревнования по учебной деятельности, что по степени понижения мотивации к концу игры соответствует достижению отдаленной цели - психологами установлено, что оценка полезности результата деятельности убывает в соответствии с квадратом времени отсрочки его достижения. Понижение мотивации к концу игры является причиной недостаточно высокой скорости изучения текстового учебного материала. Изобретением решается задача изучения текстового учебного материала с более высокой скоростью. Для достижения названного технического результата в предложенном способе количество информационных блоков составляет 7. . . 8, а изучение осуществляют в виде периодов игровой деятельности продолжительностью 20. . . 420 с с паузами продолжительностью 60. . . 180 с, которые используют для отображения в видимой обучающимися таблице итогов соревнования между минигруппами по каждому периоду игровой деятельности. Отличительными признаками предложенного способа являются предварительное изменение формы текстового учебного материала, использование дополнительного технического объекта - таблицы, изменение режимных условий осуществления действий над текстовым учебным материалом, карточками и таблицей. Сущность изобретения состоит в том, что количество информационных блоков составляет 7. . . 8 при прежнем объеме текстового учебного материала, что резко повышает учебную мотивацию. Но, так как количество информационных блоков остается на границе максимального объема внимания, при котором умственная деятельность еще достаточно эффективна, то остается и напряжение нервной системы обучающихся. Снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему, обеспечивают за счет поддержания высокого уровня игровой мотивации (это усиливает релаксационную функцию игры). Высокий уровень игровой мотивации и повышение скорости изучения текстового учебного материала обеспечиваются разделением непрерывной игровой деятельности при изучении текстового учебного материала на ряд последовательных периодов игровой деятельности с отображением в видимой обучающимися таблице итогов соревнования между минигруппами по каждому периоду игровой деятельности. Вовлечение обучающихся в борьбу за достижение наилучших результатов в игровой деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма. Соревнование по периодам игровой деятельности строится с учетом того социально-психологического фактора, что юношеству в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Заранее сделанное преподавателем объявление о том, что в конце игры будет подведен итог соревнования в игровой деятельности, вносит в изучение текстового учебного материала дополнительную состязательность. В этом случае Я-состояние "Ребенок" структуры человеческой психики стимулируется к проявлению спонтанной активности, что обеспечивает сохранение высокой игровой мотивации и высокой скорости изучения текстового учебного материала. Каждой минигруппе присваивается произвольное название. Все обучающиеся фиксируют выполнение учебного задания очередного периода игровой деятельности посредством поднятой руки или иным способом. По мере выполнения задания всеми участниками минигруппы ей присваивается порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания всеми участниками минигруппы. Порядковые номера по всем периодам игровой деятельности отображаются в видимой обучающимися таблице ("Экран соревнования" - общий вид показан в табл. 1). При завершении изучения текстового учебного материала (игры) порядковые номера суммируются для каждой минигруппы. Победившей по результатам игровой деятельности считается минигруппа, набравшая минимальную сумму промежуточных мест. Следует отметить, что победа в игровой деятельности не зависит от использованных обучающимися методов выполнения умственных операций и награждение по итогам соревнования является всего лишь мотивационным фактором. Минимальное значение продолжительности периодов игровой деятельности (20 с) выбрано с учетом длительности сохранения информации в оперативной памяти человека. Максимальное значение продолжительности периодов игровой деятельности (420 с) получено опытным путем - при обучении посредством игры методом педагогического наблюдения установлено, что после 420 с напряженной учебной и (или) игровой деятельности активность обучающихся снижается с последующим восстановлением после паузы продолжительностью 60. . . 180 с. Продолжительность паузы 60. . . 180 с является необходимой и достаточной для отображения в видимой обучающимися таблице итогов соревнования между минигруппами по каждому периоду игровой деятельности. Паузы между периодами игровой деятельности также используют для объявления учебной задачи на следующий период. Количество периодов игровой деятельности является величиной переменной и зависит от опыта игротехнической деятельности и творческих способностей преподавателя. Способ осуществляется следующим образом. Преподаватель делит обучающихся на минигруппы численностью по 6. . . 12 человек. Внутри каждой минигруппы обучающиеся рассчитываются по порядку номеров и запоминают свой номер. Всем обучающимся одновременно предъявляется текстовый учебный материал и выдаются карточки для записи краткого содержания каждого информационного блока. Преподаватель составляет таблицу "Экран соревнования" для всех минигрупп и объявляет о том, что в конце игры при подведении итогов будут определены победители соревнования не только в учебной, но и в игровой деятельности. Преподаватель сообщает, что в течение первого периода игровой деятельности обучающиеся по сигналу считывают информацию с текстового учебного материала. Каждый обучающийся фиксирует выполнение учебного задания посредством поднятой руки. По мере выполнения учебного задания первого периода игровой деятельности всеми участниками минигруппы ей присваивается порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания минигруппой по отношению к другим минигруппам. В течение паузы этот порядковый номер отображается в таблице. Преподаватель объявляет, что суть очередного периода игровой деятельности заключается в записи краткого содержания каждого информационного блока на отдельной карточке без проставления номера блока. Для выполнения этого учебного задания обучающиеся по сигналу еще раз просматривают учебный текст и записывают на карточки краткое содержание каждого информационного блока. По мере выполнения учебного задания данного периода игровой деятельности всеми участниками минигруппы ей присваивается порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания минигруппой по отношению к другим минигруппам. В течение паузы этот порядковый номер отображается в таблице. Преподаватель объявляет, что в очередной период игровой деятельности (на следующем этапе соревнования) обучающиеся по сигналу перемешивают свои карточки и передают их соседу со следующим порядковым номером (обучающийся с максимальным в подгруппе номером передает первому),Прочитав содержание полученных карточек, обучающиеся заносят на обратную сторону каждой карточки цифру - номер информационного блока текстового учебного материала, к которому, по их мнению, относится содержание карточки, и фиксируют выполнение учебной задачи посредством поднятой руки. По мере выполнения учебного задания всеми участниками минигруппы ей присваивается порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания минигруппой по отношению к другим минигруппам. В течение паузы этот порядковый номер отображается в таблице. Преподаватель ставит новую учебную задачу: в течение очередного периода игровой деятельности по сигналу перемешать и передать комплект карточек тому же соседу, чтобы он, прочитав содержание, снова заносил на них номера информационных блоков. Этот период продолжается до тех пор, пока к каждому обучающемуся не вернется его комплект карточек. Получив свой комплект карточек, обучающийся поднимает руку. По мере выполнения учебного задания данного периода игровой деятельности всеми участниками минигруппы ей присваивается порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания минигруппой по отношению к другим минигруппам. В течение паузы этот порядковый номер отображается в таблице. Преподаватель объясняет, чтобы за следующий период каждый вновь просмотрел свои карточки и проверил правильность занесенных на обратную сторону карточек номеров информационных блоков. По мере выполнения задания всеми участниками минигруппы ей присваивается порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания минигруппой по отношению к другим минигруппам. В течение паузы этот порядковый номер отображается в таблице. Преподаватель объявляет, что каждый по сигналу должен посчитать правильно занесенные на обратную сторону всех карточек номера информационных блоков. Посчитав количество правильно занесенных номеров, обучающийся поднимает руку. По мере выполнения задания всеми участниками минигруппы ей присваивается порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания минигруппой по отношению к другим минигруппам. В течение паузы этот порядковый номер отображается в таблице. Затем преподаватель с помощью обучающихся суммирует отображенные в таблице порядковые номера для каждой минигруппы. Победившей по результатам игровой деятельности считается минигруппа, набравшая минимальную сумму промежуточных мест. Победившая команда называется вслух (вызывается к доске, на сцену и т. д. ) и поощряется, например, аплодисментами одногрупников. Победителями соревнования по результатам учебной деятельности считаются обучающиеся, у которых номера информационных блоков занесены на обратную сторону карточек правильно большинством участников минигруппы. Победители награждаются преподавателем под аплодисменты остальных обучающихся. После этого преподаватель благодарит всех участников игры и подводит итоги занятия. Нижеследующие примеры раскрывают сущность изобретения. Пример 1. Проводили 25 марта 1999 г. в Краснодарском региональном институте агробизнеса изучение учебного материала традиционным способом (обычная лекция) при обучении слушателей специальности "Менеджеры по персоналу" по теме "Организационная структура управления предприятием" в течение 4 академических часов (спаренное занятие). На занятии присутствовали 13 человек. Оперативная педагогическая задача заключалась в изучении четырехчасового теоретического материала. На изучение темы четырехчасового занятия было затрачено четыре академических часа при низкой мотивации учебной деятельности и степени усвоения, соответствующей традиционному лекционному занятию. Пример 2. Проводили 10 января 2001 г. в Техническом университете Кубанского государственного технического университета изучение текстового учебного материала известным способом [6] при обучении слушателей президентской программы подготовки руководящих кадров для народного хозяйства РФ по теме "Организационная структура управления предприятием" в течение 4 академических часов (спаренное занятие). На занятии присутствовали 24 человека. Оперативная педагогическая задача заключалась в изучении четырехчасового теоретического материала и решении практических задач на построение орг. структуры малого предприятия. Материалы и принадлежности: смысловая единица текстового учебного материала объемом 4 машинописных страницы формата А4 (с полями размером 20 мм со всех сторон, шрифтом Times New Roman Cyr; кегль 14, интервал - одинарный) без формул, таблиц и рисунков, разделенного на 14 пронумерованных информационных блоков (форма 1) - в количестве 24 шт. ; 24 комплекта карточек размером 1/8 формата А4 в количестве по 14 шт. ; шоколадные "золотые" медали. Порядок проведения занятия: Преподаватель разделил группу слушателей на три минигруппы по 8 человек. Внутри минигруппы слушатели рассчитались по порядку номеров и запомнили свой номер. Каждому слушателю преподаватель одновременно предъявил учебный материал и выдал по 14 карточек. Изучение текстового учебного материала осуществлялось в виде непрерывного процесса учебной и игровой деятельности следующим образом. Сначала по сигналу преподавателя слушатели считали информацию с текстового учебного материала. Затем записали на карточки краткое содержание каждого информационного блока, не проставляя его номера. Для этого еще раз просмотрели учебный текст. Затем перемешали карточки и передали их соседу со следующим порядковым номером (слушатель с номером 8 передал свои карточки первому). Прочитав содержание карточек, обучающиеся занесли на обратную сторону каждой карточки цифру - номер информационного блока, к которому, по их мнению, относится содержание карточки. Закончив проставлять номера, передали комплект карточек тому же соседу, чтобы он снова заносил номера информационных блоков на новых карточках. Изучение текстового учебного материала продолжалось до тех пор, пока к каждому не вернулись его карточки. После этого слушатели в своих карточках проверили правильность номеров информационных блоков и посчитали правильно занесенные на обратную сторону карточек номера. Игра окончилась путем подведения итога соревнования по результатам учебной деятельности. Выиграл слушатель, у которого оказалось больше всего правильно занесенных номеров информационных блоков (69). Под аплодисменты одногрупников он был награжден шоколадной "золотой" медалью. Длительность изучения текстового учебного материала объемом четырехчасового лекционного занятия оказалась равной 3 (трем) академическим часам при понижении к концу игры мотивации и недостаточно высокой скорости изучения текстового учебного материала. Оставшийся академический час был посвящен решению задач. Пример 3. Проводили 28 апреля 2001 г. в Московском педагогическом государственном университете изучение текстового учебного материала предложенным способом при обучении студентов 3 курса специальности "Педагогика и психология" по теме "Организационная структура управления предприятием" в течение 4 академических часов (спаренное занятие). На занятии присутствовали 19 человек. Оперативная педагогическая задача заключалась в изучении четырехчасового теоретического материала, проведении минисеминара по основным понятиям менеджмента и решении практических задач на построение орг. структуры малого предприятия. Материалы и принадлежности: смысловая единица текстового учебного материала объемом 4 машинописных страницы формата А4 (с полями размером 20 мм со всех сторон, шрифтом Times New Roman Cyr; кегль 14, интервал одинарный) без формул, таблиц и рисунков, разделенного на 8 пронумерованных информационных блоков (форма 2), в количестве 19 шт. ; 19 комплектов карточек размером 1/8 формата А4 в количестве по 8 шт. ; классная доска и мел; шоколадные "золотые" медали. Порядок проведения занятия: Один студент (Волошина Анна - ведущий) помогал преподавателю и разделил группу студентов на три минигруппы по 6 человек: 1) "Астра"; 2) "Роза"; 3) "Зебра". Внутри каждой минигруппы студенты рассчитались по порядку номеров и запомнили свой номер. Изучение текстового учебного материала осуществлялось в виде периодов игровой деятельности продолжительностью 20. . . 420 с с паузами продолжительностью 60. . . 180 с следующим образом. Ведущий нарисовал мелом на классной доске видимую обучающимися таблицу "Экран соревнования" для трех команд (табл. 1), Преподаватель объявил о том, что в конце игры при подведении итогов будут определены победители соревнования не только в учебной, но и в игровой деятельности. Всем студентам одновременно предъявили текстовый учебный материал и выдали по 8 карточек. В первом периоде игровой деятельности по сигналу ведущего студенты осуществили считывание информации с текстового учебного материала. Каждый обучающийся зафиксировал выполнение учебного задания посредством поднятой руки. По мере выполнения учебного задания первого периода игровой деятельности всеми участниками минигруппы ей присваивался порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания минигруппой по отношению к другим минигруппам. В течение паузы этот порядковый номер был отображен в таблице - "Экране соревнования"(табл. 1). Второй период игровой деятельности заключался в записи по сигналу краткого содержания каждого информационного блока на отдельной карточке без проставления его номера. Для этого студенты еще раз просмотрели учебный текст. По мере выполнения учебного задания второго периода игровой деятельности всеми участниками минигруппы ей присваивался порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания минигруппой по отношению к другим минигруппам. В течение паузы этот порядковый номер был отображен в таблице - "Экране соревнования" (табл. 1). В третьем периоде игровой деятельности обучающиеся по сигналу перемешали и передали свои карточки соседу со следующим порядковым номером(студент с шестым номером передал первому). Прочитав краткое содержание информационных блоков, они занесли на обратную сторону каждой карточки цифру - номер информационного блока, к которому, по их мнению, относится краткое содержание, и зафиксировали выполнение учебного задания третьего периода посредством поднятой руки. По мере выполнения учебного задания всеми участниками минигруппы ей присваивался порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания минигруппой по отношению к другим минигруппам. В течение паузы этот порядковый номер был отображен в таблице - "Экране соревнования" (табл. 1). В течение четвертого периода игровой деятельности студенты по сигналу последовательно перемешивали и передавали карточки тому же соседу, чтобы он, прочитав содержание карточек, заносил номера информационных блоков на обратную сторону карточек, а сами осуществляли аналогичные действия над получаемыми карточками. Этот период продолжался до тех пор, пока к каждому студенту не вернулись его карточки. Получив свой комплект карточек, студент поднимал руку. По мере выполнения учебного задания четвертого периода игровой деятельности всеми участниками минигруппы ей присваивался порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания минигруппой по отношению к другим минигруппам. В течение паузы этот порядковый номер был отображен в таблице - "Экране соревнования" (табл. 1). После этого по сигналу студенты просмотрели свои карточки и проверили правильность занесенных номеров информационных блоков. По мере выполнения учебного задания, пятого периода игровой деятельности всеми участниками минигруппы, ей присваивался порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания минигруппой по отношению к другим минигруппам. В течение паузы этот порядковый номер был отображен в таблице - "Экране соревнования"(табл. 1). В шестом периоде игровой деятельности по сигналу ведущего каждый студент вычислил сумму правильно занесенных на обратную сторону всех карточек номеров информационных блоков. По мере выполнения задания шестого периода игровой деятельности всеми участниками минигруппы ей присваивался порядковый номер, соответствующий очередности выполнения задания минигруппой по отношению к другим минигруппам. В течение паузы этот порядковый номер был отображен в таблице - "Экране соревнования"(табл. 1). Паузы между периодами игровой деятельности использовались также для объявления преподавателем (ведущим) задачи следующего периода игровой деятельности. Изучение текстового учебного материала завершилось суммированием порядковых номеров очередности выполнения заданий периодов игровой деятельности для каждой минигруппы. По результатам игровой деятельности победила минигруппа "Астра", набравшая минимальную сумму промежуточных мест - 11 баллов (табл. 1). Она была поощрена аплодисментами одногрупников. Победителем соревнования по результатам учебной деятельности стала студентка Адаманюк Вера, у которой сумма правильно занесенных на обратную сторону карточек номеров информационных блоков оказалась больше всех (37). Под аплодисменты одногрупников она была награждена шоколадной "золотой" медалью. Подробное описание процедуры изучения текстового учебного материала по предложенному способу сведено в табл. 2. Затраты учебного времени на изучение текстового учебного материала объемом четырехчасового лекционного занятия оказались сокращены до 2 (двух) академических часов при высокой учебной и игровой мотивации в течении всей игры и высокой скорости изучения текстового учебного материала. Оставшиеся 2 академических часа были посвящены проведению минисеминара по основным понятиям менеджмента и решению практических задач. Фактические затраты времени на изучение текстового учебного материала (объемом четырех академических часов) известным и предложенным способами приведены в табл. 3. Как видно из приведенных примеров, использование предложенного способа позволяет за счет повышения скорости изучения сократить затраты учебного времени на изучение текстового учебного материала в 1,5 раза. Применение данного изобретения может дать большой социальный и экономический эффект, поскольку позволяет сократить затраты учебного времени на изучение теоретического учебного материала и интенсифицировать учебный процесс при высокой степени усвоения материала. Использованные источники
1 RU, патент N2130202, кл. G 09 B 19/00, 1999. 2 JP, патент N2860456 B2, кл. G 09 B 19/08, 2000. 3 RU, патент N2119191, кл. G 09 B 19/06, 1998. 4 RU, патент N2031682, кл. A 63 F 9/06, 1995. 5 Игры - обучение, тренинг, досуг: Сборник сценариев / Под ред. В. В. Петрусинского - М. : Новая школа, 1998. - 464 с. 6 Окулич-Казарин В. П. Игровые методы обучения в техническом вузе (методические указания для слушателей Института переподготовки и повышения квалификации). - Краснодар, КубГТУ, 1999. - 46 с.
Класс G09B19/08 печатные и письменные пособия, например учебники, словари, таблицы