устройство для аварийного торможения транспортного средства
Классы МПК: | B60T1/14 непосредственно на дорогу |
Автор(ы): | Никитин О.Н. |
Патентообладатель(и): | Никитин Олег Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-12-21 публикация патента:
27.02.2002 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в колесных безрельсовых транспортных средствах при аварийном торможении. Устройство для аварийного торможения транспортного средства (ТС) содержит тормозную пластину, узел давления и узел возврата, расположенные под днищем ТС. Тормозная пластина выполнена из прорезиненного, пластичного армированного материала. Передняя кромка тормозной пластины через ось крепится к днищу кузова ТС в районе заднего моста, а задняя - к кузову через возвратный узел. Узел давления представляет собой эластичную емкость в виде подушки, заполняемой газом. Возвратный узел выполнен любым приемлемым образом. Техническим результатом является повышение эффективности торможения за счет увеличения площади контакта ТС с дорожным покрытием при торможении. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Устройство для аварийного торможения транспортного средства (ТС), содержащее тормозную пластину, узел давления и узел возврата, расположенных под днищем ТС, отличающееся тем, что тормозная пластина выполнена из прорезиненного, пластичного армированного материала, передняя кромка которой через ось крепится к днищу кузова ТС в районе заднего моста, задняя кромка тормозной пластины закрепляется к кузову через возвратный узел, узел давления представляет собой эластичную емкость в виде подушки, заполняемой газом, при этом возвратный узел выполнен, например, в виде пружины.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для повышения эффективности торможения транспортного средства (ТС) в аварийной ситуации и повышения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте. Известно техническое решение, представленное патентом РФ 2048325, [БИ 32, 1995 г.], где эффект аварийного торможения достигается путем вбивания в дорожное покрытие пиропатроном тормозного элемента, играющего в дальнейшем роль якоря. Недостатками этого решения являются нанесение ущерба дорожному покрытию, сложность реализации, недостаточная безопасность при эксплуатации, трудность в обеспечении равномерности затормаживания ТС. Наиболее близким к заявленному техническому решению можно отнести изобретение, описываемое патентом РФ 2022837, [БИ 21, 1994 г.], где повышение эффекта аварийного торможения достигается за счет присасывания кузова автомобиля к поверхности дорожного покрытия посредством заявляемого устройства, расположенного под днищем кузова транспортного средства. К недостаткам этого технического решения можно отнести сложность конструкции и реализации, громоздкость, дороговизну, высокие требования к состоянию дорожного покрытия и недостаточную надежность из-за возможности засорения дорожным мусором. Задачей, решаемой изобретением, является устранение или уменьшение вышеперечисленных недостатков, что повышает безопасность дорожного движения (БДД). Технический результат, который получается при осуществлении изобретения, состоит в повышении эффективности торможения ТС за счет увеличения площади контакта трения (фиг.1, 2). По команде водителя происходит заполнение газом узла давления (2), который преодолевает сопротивление возвратного узла (3), прижимает тормозную пластину (1) к поверхности дорожного покрытия относительно кузова транспортного средства, осуществляя аварийное затормаживание. Заявляемое устройство аварийного торможения транспортного средства состоит из рабочей тормозной пластины (1), выполненной из резины или другого пластичного материала, имеющей протектор (а в зимнее время и шипы), и может быть набрана из полос. Ось передней кромки пластины жестко закрепляется к днищу кузова ТС в районе заднего моста или непосредственно к нему, оставляя возможность вращения пластины вокруг оси передней кромки. Задняя кромка подвижна и закрепляется к кузову ТС через возвратный узел (3). Между тормозной пластиной (1) и днищем кузова транспортного средства располагается узел давлений (2), имеющий клапан сброса давления (7). Тормозная пластина (1) и узел давления (2) могут быть выполнены как одно целое - (2) внутри двухслойной (1). Узел давления (2) представляет собой эластичную емкость в виде подушки, заполняемой от баллона со сжатым газом, газогенератора или пиропатрона. Узел возврата (3) решается любым удобным способом: пружина, резиновая растяжка и т.д. Устройство расположено в районе заднего моста, что уменьшает вероятность заноса транспортного средства. Функционирует устройство в двух режимах: паспортного и аварийного. В первом случае происходит обычное торможение без применения тормозной пластины транспортного средства. Давление в тормозной магистрали автомобиля колеблется в пределах 20-30 кг/см2, а при аварийном торможении давление достигает 70-120 кг/см2, что в 2-5 раз превышает обычное. Второй режим применяется в экстремальных ситуациях при аварийном торможении, которое осуществляется следующим образом (фиг.1, 2):водитель ТС, сочтя ситуацию на дороге экстремальной, нажимая на педаль тормоза (8), создает в тормозной магистрали давление более 70 кг/см2. Срабатывает датчик давления (5), инициируя через газогенератор, пиропатрон и т. п. (4) заполнение узла давления (2). При возможности водитель дублирует инициацию аварийной кнопкой (6). Рабочая тормозная пластина прижимается к поверхности дорожного покрытия, увеличивая эффективность торможения. Избежав аварии, водитель открывает клапан (7), стравливает газ из узла давления (2) под воздействием узла возврата (3), давая возможность транспортному средству продолжить движение. Также по команде аварийного торможения целесообразно:
1. Надуть перед транспортным средством подушку, что увеличит геометрические размеры автомобиля и при столкновении погасит часть силы удара. 2. Отклонить спинки передних сидений назад. 3. Надуть штатные подушки безопасности. 4. Включить звуковую и световую сигнализацию. Эти действия позволяют наиболее рационально использовать время в условиях аварийной обстановки.
Класс B60T1/14 непосредственно на дорогу