дифференциальный планетарный механизм

Классы МПК:F16H3/74 передачи без исполнительных органов для изменения скорости или регулирования, например передачи, в которых передаточное число определяется свободным изменением фрикционных или других сил 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Рябусов Григорий Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
2000-03-07
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению. Дифференциальный планетарный механизм содержит вал с центральным колесом, входящим в зацепление с планетарным колесом, на полом валу которого диаметрально закреплены роторы с расточками, в которых установлены тела с возможностью свободного движения с первоначальным дебалансом массы со стороны открытой торцовой стенки расточки. Тела парами соединены тягами с возможностью их взаимного перемещения в роторе и полом валу планетарного колеса. Скользящий контакт тел входит в контакт с внутренней поверхностью водила, выполненной из участков, соответствующих траекториям движения скользящего контакта, обеспечивая ускоренное и замедленное движение тел от центра и ускоренное и замедленное движение к центру. При определенных размерах радиусов водила и планетарного колеса мощности на валу водила и центрального колеса будут пропорциональны коэффициенту трения. Увеличена передаваемая мощность. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Дифференциальный планетарный механизм, состоящий из вала с центральным колесом, входящим в зацепление с планетарным колесом, установленным с возможностью свободного вращения в корпусе водила, установленного с возможностью свободного вращения в корпусе, отличающийся тем, что, с целью создания вращающего момента на валу водила и усиления передаваемой мощности, планетарное колесо выполнено в виде венца и закреплено на полом валу с диаметрально закрепленными роторами, в которых выполнены диаметральные расточки с одной открытой торцовой стенкой, и рабочие их поверхности выполнены по радиусу водила, в которых установлены с возможностью свободного перемещения тела с первоначальным дебалансом масс со стороны открытой торцовой стенки диаметральных расточек ротора и соединенные парами тягами, с возможностью их взаимного перемещения в роторе, и парами от двух роторов тягами, с растяжками с возможностью взаимного перемещения в полом валу планетарного колеса, а скользящие контакты тел входят в контакт с внутренней поверхностью водила, выполненной из участков, соответствующих траекториям движения тел: ускоренному и замедленному движению от центра ротора, ускоренному и замедленному движению в направлении к центру ротора, причем скользящий контакт входит в контакт с внутренней поверхностью водила только на участках с замедленным движением тел в направлении от центра ротора и ускоренным движением их в направлении к центру ротора, которые сориентированы в сторону вращения водила, а на других участках скользящие контакты движутся параллельно внутренней поверхности водила без контакта.

Описание изобретения к патенту

Дифференциальный планетарный механизм относится к области механики и может быть использован в качестве редуктора для привода машин и механизмов с увеличением передаваемой мощности либо в качестве двигателя с кинематической связью ведомого и ведущего валов с пусковым устройством.

Известен роторный радиально-поршневой двигатель, состоящий из статора с распределительным валом, полости высокого и низкого давлений рабочей среды разделены перегородкой и соединены с его отверстиями, и эксцентрично установленного с возможностью свободного вращения ротора с радиально установленными цилиндрами, поршнями и штоками, входящими в скользящий контакт с внутренней поверхностью статора, а рабочие полости цилиндров соединены отверстиями с внутренними полостями ротора, соответствующими полостям высокого и низкого давлений рабочей среды распределительного вала [1].

Недостатком является малое значение суммарной составляющей центробежных и центросмесительных сил, действующих на внутреннюю поверхность статора в одном направлении при больших значениях сил трения, создающих момент сопротивления вращению ротора, так как каждый поршень входит в контакт с внутренней поверхностью статора.

Наиболее близким решением технической задачи является дифференциальный планетарный механизм, состоящий из вала с центральным колесом, входящим в зацепление с планетарным колесом, закрепленным на оси, установленной с возможностью вращения в корпусе водила с валом, установленным с возможностью вращения в корпусе [2].

Недостатком является невозможность передачи вращающего момента на вал водила.

Целью предлагаемого изобретения является создание вращающего момента на валу водила с увеличением передаваемой мощности.

Поставленная цель достигается тем, что планетарное колесо выполнено в виде венца и закреплено на полом валу, на концах которого закреплены ротора с диаметральными расточками с одной закрытой торцовой стенкой, в которых установлены с возможностью свободного перемещения тела, соединенные парами тягами с возможностью взаимного перемещения в роторе и тягами с растяжками с возможностью их взаимного перемещения в полом валу, и тела установлены с первоначальными дебалансами масс со стороны открытых торцовых стенок расточек с закрепленными скользящими контактами, входящими в контакт с внутренней поверхностью водила, выполненной участками, соответствующими ускоренному и замедленному движению тела в направлении от центра и ускоренному и замедленному движению тел в направлении к центру, причем скользящие контакты тел входят в контакт с внутренней поверхностью водила только на участках с замедленным движением тел в направлении от центра и ускоренным движением тел в направлении к центру, а на остальных участках скользящий контакт движется параллельно внутренней поверхности водила без контакта, и участки, воспринимающие действие скользящего контакта сориентированы по направлению вращения водила, причем чем меньше величина сектора, на котором силы воздействуют на водило, тем больше величины центростремительных сил, а величина центробежных сил изменяется за счет количества тел, так как они выполнены в поперечном разрезе в виде прямоугольника, что позволит увеличить количество тел и их массу.

Центробежные и центростремительные силы, действующие в определенном секторе на внутреннюю поверхность водила, создают суммарную рабочую силу, под действием которой оно будет вращаться, а силы, препятствующие вращению ротора, будут равны сумме центробежных и центростремительных сил, умноженной на коэффициент трения скользящего контакта c внутренней поверхностью водила, значения которого в основном и определяют величину, на которую увеличивается мощность на валу водила по сравнению с мощностью на валу центрального колеса.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется нижеследующим описанием и прилагаемыми к нему чертежами, где на фиг.1 дан общий вид предлагаемого изобретения; на фиг. 2 - схема действующих сил в плоскости вращения детали 12; на фиг.3 - детали поз. 6, 7, 8, 11, 12; на фиг.4 - схема действующих сил на деталь поз.12 в плоскости детали 5.

Предлагаемое устройство состоит из вала 1 с центральным колесом 2, входящим в зацепление с венцом планетарного колеса 3, закрепленного на полом валу 4, соединенного с диаметрально расположенными роторами 5, в которых выполнены диаметральные расточки 6 с одной торцовой стенкой, и в них установлены с возможностью свободного перемещения тела 7 с начальным дебалансом масс со стороны открытых торцовых стенок расточек 6 и соединены парами тягами 8 с возможностью взаимного перемещения в роторе 5 и тягами 9 с растяжками 10 с возможностью взаимного перемещения в полом валу 4, а скользящие контакты 11 тел 7 входят в контакт с внутренней поверхностью 12, выполненной участками: с ускоренным и замедленным движением тел 7 в направлении от центра ротора 5, ускоренным и замедленным движением их к центру, причем скользящий контакт 11 входит в контакт с внутренней поверхностью водила 12 только на участках с замедленным движением тел 7 в направлении от центра ротора 5 и ускоренным движением в направлении к центру ротора, и эти участки расположены соответственно направлению вращения водила 12, установленного с возможностью вращения в корпусе 13.

Устройство согласно предлагаемому изобретению работает следующим образом. При вращении вала 1 с центральным колесом 2 планетарное колесо 3 будет вращаться, и вместе с ним будут вращаться ротора 5 с телами 7, при этом первоначальный дебаланс масс их создает центробежные силы, определяемые по формуле:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

где дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061m - первоначальный дебаланс масс,

vi - скорость вращения центра дебаланса масс,

ri - радиус центра дебаланса масс.

Под действием этой силы тела 7 будут двигаться в направлении от центра ротора 5 с ускорением, определяемым по формуле:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

где дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061m - суммарная масса тел 7.

По мере движения тел 7 будут изменяться величины дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061m, vi, ri, следовательно, и величины Рцбi и аi.

На участке движения ротора 5 от точки 1 до точки 2 скользящий контакт 11 движется параллельно внутренней поверхности водила 12, следовательно, внутренняя поверхность должна соответствовать траектории движения скользящего контакта 11 и определяется по формуле:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

где аi1-2 - переменное ускорение движения в радиальном направлении тел 7,

tl-2 - время движения на участке 1-2 траектории.

В точке 2 внутренней поверхности водила 12 скользящий контакт 11 входит в контакт с ней, следовательно, на нее будут действовать следующие силы.

1. Центробежная сила, определяемая по формуле:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

где дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061mi2-3 - изменяющаяся величина дебаланса масс,

vi2-3 - изменяющаяся величина линейной скорости центра дебаланса масс,

ri2-3 - изменяющаяся величина радиуса центра дебаланса масс.

2. Центростремительная сила, определяемая по формуле:

Pцс2-3= дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061mдифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061a2-3,

где дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061m - суммарная масса тел 7,

а2-3 - величина замедления движения тел 7 на участке 2-3, которая определяется по формуле:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

где vk2 - величина скорости тел 7 в радиальном направлении в точке 2 траектории движения,

t2-3- время движения ротора 5 на участке траектории 2-3.

В точке 3 скорость тел 7 в радиальном направлении становится равной нулю.

Траектория движения скользящего контакта 11 на участке 2-3 определяется по формуле:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

где v2 - скорость движения тел 7 в радиальном направлении,

t2-3 - время движения ротора 5 на участке траектории 2-3.

На участке траектории 3-4 внутренняя поверхность водила 12 выполнена таким образом, что при вращении ротора 5 скользящий контакт 11 вместе с телами 7 будет двигаться с ускорением в направлении к центру ротора 5, при этом на внутреннюю поверхность водила 12 будут действовать следующие силы.

1. Центробежная сила, определяемая по формуле:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

где дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061mi3-4 - изменяющаяся величина дебаланса масс на участке траектории движения 3-4,

vi3-4 - изменяющаяся линейная скорость движения центра дебаланса масс,

ri3-4 - изменяющаяся величина радиуса центра дебаланса масс.

2. Центростремительная сила, определяемая по формуле:

Pцс3-4= дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061mдифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061a3-4,

где дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061m - суммарная масса тел 7,

а3-4 - ускорение движения тел в радиальном направлении, и оно должно быть таким, чтобы тела 7 получили скорость движения в радиальном направлении в точке 4 траектории достаточную, чтобы при движении на участке 4-1 траектории под действием центробежных сил, действующих на этом участке, в точке 1 скорость стала бы равной нулю.

Если величина а2-3 равна величине а3-4, то траектория симметрична относительно точки 3, но эти величины могут быть и не равны.

Траектория движения скользящего контакта 11 на участке 3-4 определяется по формуле:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

где t3-4 - время движения ротора 5 на участке траектории 3-4.

На участке 4-1 траектории движения тела 7, получившие скорость в радиальном направлении под действием центробежных сил, должны остановиться в точке 1. Величина центробежных сил определяется по формуле:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

Траектория движения скользящего контакта 11 на участке 4-1 определяется по формуле:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

где v4 - скорость движения тел 7 в радиальном направлении,

t4-1 - время вращения ротора 5 на этом участке,

аi4-1 - замедление движения в радиальном направлении на этом участке, которое определяется по формуле:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

В точке 1 траектории цикл начинает повторение.

Таким образом, на участке 2-3 и 3-4 на поверхность водила 12 действуют центробежные и горизонтальные составляющие центростремительных сил, которые дают суммарную силу Рр, последняя сила разлагается на радиальную R и тангенсальную Т составляющие силы.

Тангенсальные составляющие силы создают вращающиеся моменты на ротор 5, уравновешивающие друг друга. Радиальные составляющие силы создают рабочую силу, равную векторной сумме всех сил, одновременно действующих на участках 2-3 и 3-4. Эта сила создает вращающий момент на водило 12 и приводит его во вращение.

Возможны три варианта движений.

1. Водило 12 вращается в обратную сторону, чем центральное колесо 2. Из формулы определения угловой скорости планетарного колеса:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

где r1 - радиус центрального колеса 2,

r2 - радиус планетарного колеса 3,

дифференциальный планетарный механизм, патент № 21800611 - угловая скорость колеса 2,

дифференциальный планетарный механизм, патент № 21800610 - угловая скорость водила 12

видно, что работа не устойчива, так как при уменьшении дифференциальный планетарный механизм, патент № 21800610 уменьшится дифференциальный планетарный механизм, патент № 21800612, следовательно, уменьшится сила Рр, восстановление возможно при увеличении угловой скорости дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

2. Водило 12 вращается в том же направлении, что и центральное колесо, но с большей угловой скоростью. Работа не устойчива, как и в первом варианте.

3. Водило 12 вращается в том же направлении, что и центральное колесо 2, но с меньшей скоростью. Работа устойчива, так как при уменьшении угловой скорости водила 12дифференциальный планетарный механизм, патент № 21800610 увеличивается угловая скорость планетарного колеса 3, следовательно, увеличивается рабочая сила Рр, которая вращает водило.

Под действием рабочей силы Рр водило 12 будет вращаться, при этом на тела 7 будут действовать центробежные силы Fцбi, которые разлагаются на вертикальную Fцбiв и горизонтальную Fцбiг, воспринимаемые тягами 8, 9 и растяжками 10. Части неуравновешенных вертикальных составляющих сил Fцбiв воспринимаются поверхностями расточек 6 ротора 5, увеличивая силы трения при перемещении тел 7, а горизонтальных составляющих Fцбiг - складываются с центробежными силами Рцб.

Возможны варианты, когда при вращении водила 12 центральное колесо 2 может остановиться после получения необходимой угловой скорости водила 12 только для 1 и 2 вариантов.

Мощность, необходимая для вращения планетарного колеса 3, а следовательно, и центрального, определяется по формуле:

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

где дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061 Pцбi - сумма радиальных составляющих центробежных сил от всех тел 7, находящихся в скользящем контакте с внутренней поверхностью водила.

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061цсi - то же для центростремительных сил,

Кm - коэффициент трения скользящего контакта 11,

v2-4 - скорость движения скользящего контакта 11 на участке 2-4.

Мощность, полученная на водиле 12, равна

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

где дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061 векторная сумма радиальных составляющих центробежных сил от всех тел 7, находящихся в скользящем контакте с внутренней поверхностью водила,

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061 то же для центростремительных сил,

v0 - линейная скорость водила.

Отношение

дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061

Векторная сумма сил незначительно отличается от алгебраической, так как они отличаются на cosдифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061, где угол дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061 равен углу между направлением силы и направлением рабочей силы Рр, и cosдифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061 колеблется в пределах от 0,7 до 1.

Линейные скорости водила vо и контакта 11 v2-4 отличаются также незначительно.

Величина дифференциальный планетарный механизм, патент № 2180061 (при коэффициенте трения скольжения 0,001-0,008) будет находиться в пределах 125-1000.

Следовательно, при самых плохих условиях мы получим увеличение мощности в 100 раз, а при разработке скользящего контакта эта величина будет увеличена.

При 1 и 2 вариантах вращения водила 12 и центрального колеса 2 величина vо может быть больше v2-4, что также увеличит соотношение мощностей.

Предлагаемое изобретение может быть применено в качестве редукторов с увеличением передаваемой мощности, в качестве самостоятельных двигателей без потребления известных видов энергии при условии отбора мощности от вала водила 12 и передачи ее на вал 1 центрального колеса с наличием пускового устройства.

Литература

1. Н. И. Колпин. Механика машин. Л. : Машиностроение, 1971 г., УДК 534/534.002.5, с. 530-532.

2. П. В. Коваль. Гидравлика и гидропривод горных машин. М.: Машиностроение, 1979 г., УДК 622.233; 621.22 (025.8), с. 95-97.

Класс F16H3/74 передачи без исполнительных органов для изменения скорости или регулирования, например передачи, в которых передаточное число определяется свободным изменением фрикционных или других сил 

планетарный зубчатый редуктор -  патент 2498128 (10.11.2013)
устройство для бесступенчатой передачи крутящего момента -  патент 2472994 (20.01.2013)
дифференциальный вариатор -  патент 2457379 (27.07.2012)
вариатор момента -  патент 2445531 (20.03.2012)
бипланетарный вариатор -  патент 2400657 (27.09.2010)
способ автоматического и непрерывного изменения крутящего момента и скорости вращения выходного вала в зависимости от сопротивления движению и устройство для его осуществления -  патент 2398989 (10.09.2010)
вариатор момента нефрикционного типа -  патент 2391584 (10.06.2010)
бесступенчатый вариатор -  патент 2382258 (20.02.2010)
механически управляемая бесступенчатая автоматическая коробка передач -  патент 2350803 (27.03.2009)
шестеренчатый вариатор-2 -  патент 2341708 (20.12.2008)
Наверх