зеркало заднего вида для автомобиля

Классы МПК:B60R1/02 зеркала заднего вида
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "Димитровградский автоагрегатный завод"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-06-02
публикация патента:

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в конструкции автомобилей в качестве регулируемого зеркала заднего вида. Зеркало заднего вида содержит корпус зеркала и составной кронштейн, состоящий из неподвижной части, устанавливаемой на автомобиле, и подвижной части. Подвижная часть выполнена в виде сквозного цилиндра с установленными по его краям сферическими шарнирами, шаровая головка первого шарнира закреплена на неподвижной части составного кронштейна, шаровая головка второго шарнира связана с корпусом зеркала, например, посредством дополнительного шарнира. Гнезда шаровых головок взаимно подпружинены внутри цилиндра с упором в его завальцованные торцы. Каждое гнездо шаровой головки сферического шарнира образовано из взаимодействующего с пружиной внутреннего диска, наружный диаметр которого меньше внутреннего диаметра завальцованного торца цилиндра, и наружной разрезной шайбы с одним или двумя разрезами, прилегающей к завальцованному торцу цилиндра. Форма обращенных друг к другу поверхностей внутреннего диска и наружной шайбы каждого гнезда, как правило, соответствует форме шаровой головки сферического шарнира. Обращенные друг к другу поверхности внутренних дисков могут быть снабжены центрирующими выступами, на которых установлена пружина. Каждый внутренний диск, как правило, снабжен осевым отверстием. Технический результат заключается в упрощении конструкции зеркала заднего вида и его сборки. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Зеркало заднего вида, содержащее корпус зеркала и составной кронштейн, состоящий из неподвижной части, устанавливаемой на автомобиле, и подвижной части, выполненной в виде сквозного цилиндра с установленными по его краям сферическими шарнирами, шаровая головка первого шарнира закреплена на неподвижной части составного кронштейна, шаровая головка второго шарнира связана с корпусом зеркала, а гнезда шаровых головок взаимно подпружинены внутри цилиндра с упором в его завальцованные торцы, отличающееся тем, что каждое гнездо шаровой головки сферического шарнира образовано из взаимодействующего с пружиной внутреннего диска, наружный диаметр которого меньше внутреннего диаметра завальцованного торца цилиндра, и наружной разрезной шайбы, прилегающей к завальцованному торцу цилиндра.

2. Зеркало заднего вида по п. 1, отличающееся тем, что форма обращенных друг к другу поверхностей внутреннего диска и наружной шайбы каждого гнезда соответствует форме шаровой головки сферического шарнира.

3. Зеркало заднего вида по п. 1, отличающееся тем, что внутренние диски и наружные шайбы выполнены из пластмассы.

4. Зеркало заднего вида по пп. 1, 2 или 3, отличающееся тем, что в каждой наружной шайбе образованы один или два разреза.

5. Зеркало заднего вида по п. 1, отличающееся тем, что обращенные друг к другу поверхности внутренних дисков снабжены центрирующими выступами, на которых установлена пружина.

6. Зеркало заднего вида по п. 1, отличающееся тем, что каждый внутренний диск снабжен осевым отверстием.

7. Зеркало заднего вида по п. 1, отличающееся тем, что шаровая головка второго шарнира связана с корпусом зеркала посредством дополнительного шарнира.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в конструкции автомобилей в качестве регулируемого зеркала заднего вида.

Из заявки ФРГ 2838525 (публ. 13.03.80 г.) известно зеркало заднего вида, содержащее составной кронштейн и корпус зеркала. Составной кронштейн содержит неподвижную часть, устанавливаемую на кузове автомобиля, и подвижную часть, выполненную в виде стакана. Кроме того, зеркало содержит также два сферических шарнира. Шаровая головка первого шарнира установлена на неподвижной части кронштейна, а гнездо головки первого шарнира образовано в стакане подвижной части кронштейна между подпружиненной относительно дна стакана шайбой и завальцованным наружным краем стакана. Шаровая головка второго шарнира закреплена снаружи дна стакана подвижной части кронштейна, гнездо головки второго шарнира выполнено в корпусе зеркала.

Недостатком рассмотренного зеркала заднего вида является нерациональность его конструкции, в частности неэффективное использование пружины, которая выполняет полезную работу только одной стороной, что приводит к формированию сферических шарниров на различных элементах зеркала - подвижной части составного кронштейна и корпусе зеркала.

Известно установочное устройство зеркала заднего вида, описанное в патенте США 4382572 (публ. 10.05.83 г.), составной кронштейн которого также имеет неподвижную и подвижную части. Подвижная часть кронштейна выполнена в виде трубчатой обоймы с продольным разрезом, на концах которой сформированы гнезда шаровых головок сферических шарниров. Шаровая головка первого шарнира установлена на неподвижной части кронштейна, а шаровая головка второго шарнира снабжена выступом для соединения с корпусом зеркала.

Однако удержание зеркала в заданном положении для рассмотренной конструкции проблематично, поскольку со временем, при достаточно частом регулировании положения зеркала, зажим шаровых головок в обойме ослабевает.

Наиболее близким по технической сущности является зеркало заднего вида, известное из заявки ФРГ 3937576 (публ. 17.05.90 г.), содержащее составной кронштейн и корпус зеркала. Составной кронштейн состоит из неподвижной части, устанавливаемой на кузове автомобиля, и подвижной части, выполненной в виде сквозного цилиндра с установленными по его краям сферическими шарнирами. Шаровая головка первого шарнира закреплена на неподвижной части составного кронштейна, а шаровая головка второго шарнира связана с корпусом зеркала. Взаимно подпружиненные внутри цилиндра гнезда шаровых головок выполнены в виде сложных деталей цилиндрической формы. Сферические шарниры удерживаются внутри сквозного цилиндра его завальцованными торцами, в которые упираются гнезда шаровых головок.

Недостатком рассмотренного зеркала заднего вида является сложность конструкции сферических шарниров, в частности гнезд шаровых головок, а также сложность сборки зеркала, поскольку при данной конструкции зеркала необходимо собрать все элементы, а затем завальцевать торцы цилиндра подвижной части составного кронштейна.

Задачей изобретения является упрощение конструкции зеркала заднего вида и упрощение его сборки.

Указанная задача в зеркале заднего вида, содержащем корпус зеркала и составной кронштейн, состоящий из неподвижной части, устанавливаемой на автомобиле, и подвижной части, выполненной в виде сквозного цилиндра с установленными по его краям сферическими шарнирами, шаровая головка первого шарнира закреплена на неподвижной части составного кронштейна, шаровая головка второго шарнира связана с корпусом зеркала, а гнезда шаровых головок взаимно подпружинены внутри цилиндра с упором в его завальцованные торцы, решается тем, что каждое гнездо шаровой головки сферического шарнира образовано из взаимодействующего с пружиной внутреннего диска, наружный диаметр которого меньше внутреннего диаметра завальцованного торца цилиндра, и наружной разрезной шайбы, прилегающей к завальцованному торцу цилиндра.

Форма обращенных друг к другу поверхностей внутреннего диска и наружной шайбы каждого гнезда, как правило, соответствует форме шаровой головки сферического шарнира.

Внутренние диски и наружные шайбы выполнены предпочтительно из пластмассы.

В каждой наружной шайбе могут быть образованы один или два разреза.

Обращенные друг к другу поверхности внутренних дисков преимущественно снабжены центрирующими выступами, на которых установлена пружина.

Каждый внутренний диск, как правило, снабжен осевым отверстием.

Шаровая головка второго шарнира может быть связана с корпусом зеркала посредством дополнительного шарнира.

Приведенная совокупность признаков в сравнении с известным уровнем техники позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения условию "новизна". В то же время, совокупность отличительных признаков, приводящая к решению поставленной задачи, явным образом не следует из уровня техники, поэтому заявляемое техническое решение соответствует условию "изобретательский уровень".

Изобретение поясняется следующими чертежами: на фиг.1 изображено зеркало заднего вида в продольном разрезе; на фиг.2 приведено зеркало заднего вида с дополнительным шарниром; на фиг.3, 4, 5 показана наружная разрезная шайба в аксонометрии: на фиг.3, 5 - с одним разрезом, на фиг.4 - с двумя разрезами.

Зеркало заднего вида содержит корпус 1 зеркала и составной кронштейн, состоящий из неподвижной части 2, устанавливаемой на автомобиле, и подвижной части. Подвижная часть выполнена в виде сквозного цилиндра 3 с установленными по его краям сферическими шарнирами, шаровая головка 4 первого шарнира закреплена на неподвижной части 2 составного кронштейна, шаровая головка 5 второго шарнира связана с корпусом 1 зеркала, например, посредством дополнительного шарнира 6. Гнезда шаровых головок 4, 5 взаимно подпружинены внутри цилиндра 3 с упором в его завальцованные торцы 7.

Каждое гнездо шаровой головки 4, 5 сферического шарнира образовано из взаимодействующего с пружиной 8 внутреннего диска 9, наружный диаметр которого меньше внутреннего диаметра завальцованного торца 7 цилиндра 3, и наружной разрезной шайбы 10, прилегающей к завальцованному торцу 7 цилиндра 3. Форма обращенных друг к другу поверхностей внутреннего диска 9 и наружной шайбы 10 каждого гнезда, как правило, соответствует форме шаровой головки 4, 5 сферического шарнира. Внутренние диски 9 и наружные шайбы 10 выполнены предпочтительно из пластмассы. Обращенные друг к другу поверхности внутренних дисков 9 могут быть снабжены центрирующими выступами 11, на которых установлена пружина 8. Каждый внутренний диск 9, как правило, снабжен осевым отверстием 12. В наружных шайбах 10 может быть выполнен один разрез (фиг.3, 5) или два разреза (фиг.4), причем разрезы могут совпадать или не совпадать с плоскостью симметрии шайбы.

Перед сборкой зеркала заднего вида торцы 7 цилиндра 3 заранее завальцовывают. Внутрь цилиндра 3 устанавливают пружину 8 и внутренние диски 9. Затем на стержни 13 шаровых головок 4, 5 надевают разрезные наружные шайбы 10, поджимают их, уменьшая внешний габарит за счет выборки пространства разреза, и оба сформированных таким образом узла вводят через завальцованные торцы 7 внутрь цилиндра 3. Внутри цилиндра 3 наружные шайбы 10 принимают прежнюю форму, при этом внешний габарит шайб 10 больше внутреннего габарита завальцованных торцов 7 цилиндра 3. Кроме того, давление подпружиненных шаровых головок 4, 5 на шайбы 10 вызывает их расширение. В результате шаровые головки 4, 5 сферических шарниров надежно установлены внутри цилиндра 3 в гнездах, образованных дисками 9 и шайбами 10.

Описанная конструкция зеркала заднего вида не содержит сложных деталей, сборка зеркала не предусматривает механической обработки для закрепления каких-либо деталей и узлов.

Наверх