смазка для стальных канатов

Классы МПК:C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
C10M111/04 по меньшей мере одно из которых является высокомолекулярным органическим соединением
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Институт химии нефти СО РАН
Приоритеты:
подача заявки:
2000-03-27
публикация патента:

Изобретение относится к области защиты металлических поверхностей от трения и коррозии, в частности стальных канатов из проволоки без покрытия в процессе их изготовления и эксплуатации. Технический результат - смазка с хорошими низкотемпературными свойствами, адгезией, эластичностью. Смазка для стальных канатов содержит битум нефтяной, атактический полипропилен, синтетические жирные кислоты, гидроксид натрия и мазут нефтяной при следующих соотношениях компонентов, маc.%: битум нефтяной 20-30; атактический полипропилен 8-12; синтетические жирные кислоты 4-6; гидроксид натрия 0,4-0,6; мазут нефтяной - остальное. 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Смазка для стальных канатов на основе нефтепереработки, отличающаяся тем, что она содержит битум нефтяной, атактический полипропилен, синтетические жирные кислоты, гидроксид натрия и мазут нефтяной при следующих соотношениях компонентов, маc. %:

Битум нефтяной - 20 - 30

Атактический полипропилен - 8 - 12

Синтетические жирные кислоты - 4 - 6

Гидроксид натрия - 0,4 - 0,6

Мазут нефтяной - Остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области защиты металлических поверхностей от трения и коррозии, в частности стальных канатов из проволоки без покрытия в процессе их изготовления и эксплуатации.

Известна смазка "Эласкон" (Германия) на основе высоковязких продуктов нефтепереработки с добавками ингибиторов и стабилизаторов (рекламный листок).

Недостатками ее являются высокая стоимость и недостаточная адгезия на стальных канатах.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является смазка "Торсиол" [ГОСТ 20458-89], включающая нефтяные масла И-20А и ЦН-6, церезин и торфяные и буроугольные воски.

Недостатками этой смазки являются неудовлетворительные низкотемпературные свойства, недостаточная адгезия на стальных канатах, сложность регулирования составом температуры каплепадения.

Задачей изобретения является создание смазки с хорошими низкотемпературными свойствами и адгезией, эластичной в широком интервале температур.

Технический результат достигается тем, что смазка для стальных канатов содержит нефтяной битум, атактический полипропилен (АПП), синтетические жирные кислоты, гидроксид натрия и нефтяной мазут при следующих соотношениях компонентов, маc.%:

Битум нефтяной - 20-30

Атактический полипропилен - 8-12

Синтетические жирные кислоты - 4-6

Гидроксид натрия - 0,4-0,6

Мазут нефтяной - Остальное

Для приготовления смазки используют следующие реагенты: битум нефтяной ГОСТ 10585-75, атактический полипропилен ТУ 6-05-190281, синтетические жирные кислоты ТУ 38.1071231-89, гидроксид натрия ГОСТ 2263-79, мазут нефтяной ГОСТ 10585-75.

Нефтяной битум обеспечивает высокую адгезию к поверхностям канатов, химическую стабильность и атмосферостойкость. Соли жирных кислот способствуют структурированию смесей на основе мазута и битума. Введение АПП повышает адгезионную способность смазки и улучшает реологические свойства за счет расширения температурного интервала высокоэластичности, т.е. уменьшает хрупкость смазки при низких температурах.

Нефтяной мазут является растворителем, что обусловлено высокой (более 150oС) температурой кипения, а следовательно, пониженной летучестью органических компонентов.

Примеры конкретного выполнения

Пример 1. 59,5 кг (59,5%) мазута заливают в обогреваемую емкость, нагревают до 140oС и перемешивают в течение 1 часа для удаления воды. Затем вводят 5 кг (5%) синтетических жирных кислот и перемешивают в течение 0,5 часа. 0,5 кг (0,5%) гидроксида натрия вводят в измельченном состоянии небольшими порциями в течение 0,5 часа. Затем добавляют последовательно 25 кг (25%) битума и 10 кг (10%) АПП. Процесс перемешивания при 140oС продолжают еще в течение 1 часа.

Готовую смазку охлаждают естественным путем и выгружают. Характеристики смазки приведены в таблице.

Примеры 2-7 аналогичны примеру 1. Данные приведены в таблице.

Смазка образует на канате эластичную пленку смазки, прочно держащуюся на канате даже при больших колебаниях температуры, хорошо сохраняет свойства при сильном механическом воздействии и при низких температурах. Она не содержит легколетучих и токсичных добавок.

Таким образом, предлагаемая смазка обеспечивает защиту стальных канатов от коррозии, уменьшает трение отдельных нитей проволоки между собой, что, в конечном счете, повышает срок службы канатов.

Класс C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара

способ получения битумно-каучукового вяжущего -  патент 2529552 (27.09.2014)
битумно-уретановое вяжущее и способ его получения -  патент 2527470 (27.08.2014)
квантово-активированная битумная эмульсия -  патент 2525547 (20.08.2014)
способ и устройство для приготовления модифицированных резинобитумных мастик -  патент 2525487 (20.08.2014)
высоконаполненный композиционный материал -  патент 2525074 (10.08.2014)
ресурсосберегающая щебеночно-мастичная смесь для строительства и ремонта дорожных покрытий -  патент 2524081 (27.07.2014)
гидроизоляционный материал -  патент 2522631 (20.07.2014)
способ получения полимерно-битумных композиций -  патент 2522618 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2522497 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь на наномодифицированном вяжущем -  патент 2521988 (10.07.2014)

Класс C10M111/04 по меньшей мере одно из которых является высокомолекулярным органическим соединением

Наверх