смазка для стальных канатов
Классы МПК: | C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара C10M111/04 по меньшей мере одно из которых является высокомолекулярным органическим соединением |
Автор(ы): | Карпицкий В.И., Манжай В.Н., Ковалев Л.Н. |
Патентообладатель(и): | Институт химии нефти СО РАН |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-03-27 публикация патента:
20.03.2002 |
Изобретение относится к области защиты металлических поверхностей от трения и коррозии, в частности стальных канатов из проволоки без покрытия в процессе их изготовления и эксплуатации. Технический результат - смазка с хорошими низкотемпературными свойствами, адгезией, эластичностью. Смазка для стальных канатов содержит битум нефтяной, атактический полипропилен, синтетические жирные кислоты, гидроксид натрия и мазут нефтяной при следующих соотношениях компонентов, маc.%: битум нефтяной 20-30; атактический полипропилен 8-12; синтетические жирные кислоты 4-6; гидроксид натрия 0,4-0,6; мазут нефтяной - остальное. 1 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
Смазка для стальных канатов на основе нефтепереработки, отличающаяся тем, что она содержит битум нефтяной, атактический полипропилен, синтетические жирные кислоты, гидроксид натрия и мазут нефтяной при следующих соотношениях компонентов, маc. %:Битум нефтяной - 20 - 30
Атактический полипропилен - 8 - 12
Синтетические жирные кислоты - 4 - 6
Гидроксид натрия - 0,4 - 0,6
Мазут нефтяной - Остальное
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области защиты металлических поверхностей от трения и коррозии, в частности стальных канатов из проволоки без покрытия в процессе их изготовления и эксплуатации. Известна смазка "Эласкон" (Германия) на основе высоковязких продуктов нефтепереработки с добавками ингибиторов и стабилизаторов (рекламный листок). Недостатками ее являются высокая стоимость и недостаточная адгезия на стальных канатах. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является смазка "Торсиол" [ГОСТ 20458-89], включающая нефтяные масла И-20А и ЦН-6, церезин и торфяные и буроугольные воски. Недостатками этой смазки являются неудовлетворительные низкотемпературные свойства, недостаточная адгезия на стальных канатах, сложность регулирования составом температуры каплепадения. Задачей изобретения является создание смазки с хорошими низкотемпературными свойствами и адгезией, эластичной в широком интервале температур. Технический результат достигается тем, что смазка для стальных канатов содержит нефтяной битум, атактический полипропилен (АПП), синтетические жирные кислоты, гидроксид натрия и нефтяной мазут при следующих соотношениях компонентов, маc.%:Битум нефтяной - 20-30
Атактический полипропилен - 8-12
Синтетические жирные кислоты - 4-6
Гидроксид натрия - 0,4-0,6
Мазут нефтяной - Остальное
Для приготовления смазки используют следующие реагенты: битум нефтяной ГОСТ 10585-75, атактический полипропилен ТУ 6-05-190281, синтетические жирные кислоты ТУ 38.1071231-89, гидроксид натрия ГОСТ 2263-79, мазут нефтяной ГОСТ 10585-75. Нефтяной битум обеспечивает высокую адгезию к поверхностям канатов, химическую стабильность и атмосферостойкость. Соли жирных кислот способствуют структурированию смесей на основе мазута и битума. Введение АПП повышает адгезионную способность смазки и улучшает реологические свойства за счет расширения температурного интервала высокоэластичности, т.е. уменьшает хрупкость смазки при низких температурах. Нефтяной мазут является растворителем, что обусловлено высокой (более 150oС) температурой кипения, а следовательно, пониженной летучестью органических компонентов. Примеры конкретного выполнения
Пример 1. 59,5 кг (59,5%) мазута заливают в обогреваемую емкость, нагревают до 140oС и перемешивают в течение 1 часа для удаления воды. Затем вводят 5 кг (5%) синтетических жирных кислот и перемешивают в течение 0,5 часа. 0,5 кг (0,5%) гидроксида натрия вводят в измельченном состоянии небольшими порциями в течение 0,5 часа. Затем добавляют последовательно 25 кг (25%) битума и 10 кг (10%) АПП. Процесс перемешивания при 140oС продолжают еще в течение 1 часа. Готовую смазку охлаждают естественным путем и выгружают. Характеристики смазки приведены в таблице. Примеры 2-7 аналогичны примеру 1. Данные приведены в таблице. Смазка образует на канате эластичную пленку смазки, прочно держащуюся на канате даже при больших колебаниях температуры, хорошо сохраняет свойства при сильном механическом воздействии и при низких температурах. Она не содержит легколетучих и токсичных добавок. Таким образом, предлагаемая смазка обеспечивает защиту стальных канатов от коррозии, уменьшает трение отдельных нитей проволоки между собой, что, в конечном счете, повышает срок службы канатов.
Класс C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
Класс C10M111/04 по меньшей мере одно из которых является высокомолекулярным органическим соединением