способ смазывания деталей машин жидкой смазкой
Классы МПК: | F16N17/00 Смазка машин или аппаратов, работающих в особых условиях |
Автор(ы): | Комаров В.М., Завьялов С.В. |
Патентообладатель(и): | Войсковая часть 75360 |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-04-27 публикация патента:
20.03.2002 |
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно двигателестроения, и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, где применяются для смазывания деталей машин и механизмов жидкие смазки (керосин, масло, гидросмесь). Способ заключается в том, что подачу потока жидкой смазки осуществляют со скоростью и направлением движения, совпадающими со скоростью и направлением движения смазываемой поверхности, при этом давление в системе смазки на всех установившихся и переходных режимах работы машины должно быть выше давления насыщенных паров используемой жидкой смазки. Изобретение позволяет повысить надежность и долговечность ответственных узлов машин, а народному хозяйству получить экономию сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов.
Формула изобретения
Способ смазывания деталей машин жидкой смазкой, включающий подачу потока жидкой смазки в зону трения, отличающийся тем, что подачу потока жидкой смазки осуществляют со скоростью и направлением движения, совпадающими со скоростью и направлением движения смазываемой поверхности, при этом давление в системе смазки на всех установившихся и переходных режимах работы машины должно быть выше давления насыщенных паров используемой жидкой смазки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно двигателестроения, и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, в которых для смазывания деталей машин и механизмов используются жидкие смазки (керосин, моторное масло, гидросмесь). Известен способ смазывания деталей машин, включающий подачу жидкой смазки в зону трения (Справочник по триботехнике, том 1. Теоретические основы. /Под редакцией М.Хебды. М.: Машиностроение, 1989). При известном способе смазывания деталей происходит взаимодействие потока жидкой смазки со смазываемой поверхностью, имеющими разные скорости и направления движения, что приводит к их соударению, разрушению сплошности потока смазки с возникновением кавитационных режимов течения. Основным требованием, предъявляемым к жидким смазкам, является требование по обеспечению на поверхности трения прочных и устойчивых смазочных пленок, исключающих сухое трение между трущимися деталями. Препятствием к достижению указанного требования является кавитация, возникающая при соударении потока жидкой смазки со смазываемой деталью. Кавитация приводит к образованию в жидкой смазке газовых пузырьков, которые ухудшают охлаждение смазываемых деталей, а при попадании в зону трения могут приводить кратковременно к сухому трению. Захлопывание газовых пузырьков сопровождается эрозионным разрушением материала деталей с образованием большого количества мелких металлических частиц и возникновением ультразвуковых колебаний в жидкой смазке. Ультразвуковые колебания вызывают кавитационную коагуляцию, при которой из мелких металлических частиц образуются более крупные частицы, приводящие к увеличению сил трения между трущимися деталями. Таким образом, возникновение в потоке жидкой смазки кавитации не позволяет достичь требуемого качества смазывания и охлаждения трущихся деталей машин, что существенно снижает их надежность и долговечность. Подтверждением низкого качества смазывания и охлаждения деталей является опыт эксплуатации высоконагруженных подшипников опор авиационных двигателей, имеющих массовые случаи разрушений в широком диапазоне наработок, причины разрушений которых в большом количестве случаев не были установлены. Недостатком известного способа смазывания деталей машин жидкой смазкой является возникновение кавитации при взаимодействии потока жидкой смазки со смазываемой деталью, препятствующей созданию на поверхностях трения прочных и устойчивых смазочных пленок. Целью настоящего изобретения является устранение недостатка известного способа смазывания деталей машин жидкой смазкой путем исключения условий возникновения кавитации в потоке жидкой смазки при взаимодействии его со смазываемыми деталями. Поставленная цель достигается тем, что подачу потока жидкой смазки осуществляют со скоростью и направлением движения, совпадающими со скоростью и направлением движения смазываемой поверхности, при этом давление в системе смазки на всех установившихся и переходных режимах работы машины должно превышать давление насыщенных паров используемой жидкой смазки. Предложенный способ смазывания деталей машин жидкой смазкой позволит исключить условия возникновения кавитации при взаимодействии потока жидкой смазки со смазываемой деталью, образует на поверхностях трения прочные и устойчивые смазочные пленки, улучшит охлаждение смазываемых деталей и предотвратит сухое трение между ними. Использование предложенного способа смазывания деталей жидкой смазкой повысит надежность и долговечность ответственных узлов машин, а народное хозяйство получит экономию сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов.Класс F16N17/00 Смазка машин или аппаратов, работающих в особых условиях