способ ремонта полюсных выводов танковых аккумуляторных батарей
Классы МПК: | F41H7/02 сухопутные, например танки H01M10/54 ремонт или восстановление пригодности частей отработавших аккумуляторов |
Автор(ы): | Пишевец С.П., Старостин М.М., Ковалев В.П., Старостин А.С., Салим Юсеф, Тебель Г.В. |
Патентообладатель(и): | ОБЩЕВОЙСКОВАЯ АКАДЕМИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-10-04 публикация патента:
20.04.2002 |
Изобретение относится к области ремонта бронетанкового вооружения и техники с использованием сварочного устройства. Технический результат - уменьшение трудоемкости ремонта и повышение его простоты. Согласно изобретению для ремонта используют угольный электрод и предварительно отлитый полюсный вывод. Срезают поврежденную клемму полюсного вывода за счет использования угольного электрода, соединенного проводом с выводом аккумуляторной батареи. При этом удерживают электрод плоскогубцами. Сверху на ремонтируемый полюсный вывод накладывают предварительно отлитый полюсный вывод и сваривают его по периметру, для чего поворачивают корпус батареи в продольной и поперечной плоскостях. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ ремонта полюсных выводов танковых аккумуляторных батарей, включающий использование предварительно отлитого полюсного вывода и угольного электрода, соединенного проводом с выводом аккумуляторной батареи, отличающийся тем, что срезают поврежденную клемму полюсного вывода с использованием угольного электрода, удерживаемого плоскогубцами, сверху на ремонтируемый полюсный вывод накладывают предварительно отлитый полюсный вывод, сваривают по всему периметру места контакта предварительно отлитый и ремонтируемый выводы с поворачиванием для этого корпуса аккумуляторной батареи в ее продольной и поперечной плоскостях.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области ремонта бронетанкового вооружения и техники (БТВТ). Высокие требования к боеготовности частей и подразделений, с одной стороны, и снижение финансирования ВС РФ, с другой стороны, предъявляют повышенные требовании к состоянию средств запуска БТВТ, в том числе аккумуляторных батарей (АБ). Продление сроков службы АБ на 1-2 года не решило проблему укомплектования ими ВС, а повысило требования к организации и технологии их ремонта. К основным неисправностям АБ относятся: повреждение и износ полюсных выводов; трещины мастики, моноблоков, баков и корпусов; сульфатация электродов; повышенный саморазряд; отстающие аккумуляторы; короткое замыкание внутри аккумуляторов; нарушение электрической цепи АБ. Причем разрушение полюсных выводов из-за естественного износа и нарушения правил эксплуатации АБ личным составом составляет до 35% от всех неисправностей АБ. Известен способ ремонта полюсных выводов танковых АБ (Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи. Руководство Москва, Воениздат - 1983. - 120 с.), заключающийся в высверливании коловоротом с трубчатым сверлом отверстия в борне, к которому крепится поврежденный полюсной вывод, вывинчивании шурупов крепления вывода к деревянному корпусу, снятии вывода и установке на его место предварительно отлитого в форме нового или снятого со списанных АБ с последующим проплавлением угольным электродом, подключенным проводом к другому выводу АБ, стыка между борном и полюсным выводом. Способ достаточно сложен, требует несколько наименований специального инструмента, который находится в мастерской СРЗ-А в единственном экземпляре на полк. Известен также способ ремонта полюсных выводов танковых АБ (Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи. Руководство. Москва, Воениздат - 1983. - 113 с.), заключающийся в срезании ножовочным полотном или угольным электродом, удерживаемым плоскогубцами и соединенным проводом со вторым выводом, поврежденного участка полюсного вывода, отвинчивании шурупов крепления вывода к корпусу АБ, снятии поврежденного вывода, установке на его место предварительно отлитого в форме или снятого со списанных АБ с последующей сваркой электродом места стыка. Опыт эксплуатации БТВТ показывает, что недостатком прототипа является высокая вероятность механического разрушения полюсного вывода вследствие вибрационных нагрузок в объекте, либо его перегорание при больших пусковых нагрузках в месте сварки. Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа ремонта полюсных выводов АБ, отличающегося низкой трудоемкостью, простотой и отсутствием потребности в специальном инструменте. Согласно изобретению в способе ремонта полюсных выводов танковых аккумуляторных батарей, включающем использование предварительно отлитого полюсного вывода и угольного электрода, соединенного проводом с выводом аккумуляторной батареи, срезают поврежденную клемму полюсного вывода с использованием угольного электрода, удерживаемого плоскогубцами, сверху на ремонтируемый полюсный вывод накладывают предварительно отлитый полюсный вывод, сваривают по всему периметру места контакта предварительно отлитый и ремонтируемый выводы с поворачиванием для этого корпуса аккумуляторной батареи в ее продольной и поперечной плоскостях. Изобретение поясняется чертежом, где 1 - поврежденная клемма; 2 - плоскость шурупов крепления (плоскость среза); 3 - шурупы крепления вывода; 4 - полюсной вывод;5 - корпус АБ;
6 - угольный электрод;
7 - провод;
8 - плоскогубцы:
9 - второй полюсной вывод,
10 - новый полюсной вывод;
11 - место сварки;
12 - направления поворота корпуса АБ. Способ заключается в срезании поврежденной клеммы 1 до плоскости 2 шурупов крепления 3 полюсного вывода 4 к корпусу АБ 5. Срезание производится угольным электродом 6, соединенным со вторым полюсным выводом 9 проводом 7. В качестве электрододержателя используются плоскогубцы 8. Предварительно отлитый или снятый со списанных АБ новый полюсной вывод 10 накладывается сверху ремонтируемого 4 с последующей его приваркой по всему периметру 11 места контакта полюсных выводов. Для удобства сварки корпус АБ 5 поворачивается в направлениях 12 (продольной и поперечной плоскостей). Способ экономичен, прост, позволяет с места механика-водителя без снятия АБ с объекта в течение пяти минут восстановить разрушенный полюсной вывод силами экипажа без привлечения специалистов ремонтников и оборудования мастерской СРЗ-А. Простейшие расчеты показывают, что механическая прочность и электропроводность такого соединения в 1,5-2 раза выше, чем при ремонте известными способами. Техническим результатом использования способа ремонта полюсных выводов танковых аккумуляторных батарей является быстрый и качественный ремонт полюсных выводов без снятия АБ с объекта, что существенно повышает боеготовность частей и подразделений при снятии их с хранения и ведении боевых действий.
Класс F41H7/02 сухопутные, например танки
Класс H01M10/54 ремонт или восстановление пригодности частей отработавших аккумуляторов