лодка
Классы МПК: | B63C13/00 Устройства, облегчающие перемещение судов по суше, конструктивно сопряженные с судами или прикрепляемые к ним |
Автор(ы): | Баландин С.А., Мнев С.В. |
Патентообладатель(и): | Баландин Сергей Александрович, Мнев Сергей Викторович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-07-25 публикация патента:
10.05.2002 |
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при конструировании небольших судов, которые транспортируются по суше. Лодка содержит корпус, включающий транцевый шпангоут. К шпангоуту прикреплены два кронштейна, с которыми сопряжены с возможностью поворота относительно горизонтальных осей стойки, на которых установлены колеса для транспортировки лодки по суше. Стойки снабжены цилиндрическими упорами, а на кронштейнах в верхней и нижней частях выполнены седла, в которых размещают цилиндрические упоры при фиксации стоек в крайних положениях. В стойках выполнены продольные прорези, а цилиндрические упоры размещены с возможностью линейного перемещения в продольных прорезях стоек и подпружинены. Поверхности кронштейнов, контактирующие с цилиндрическими упорами при повороте стоек, расположены под углом 30 < < 45 к горизонтальной плоскости. Достигается сокращение времени и упрощение переустановки колес из одного положения в другое. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Лодка, включающая корпус, содержащий транцевый шпангоут, к которому прикреплены два кронштейна, с которыми сопряжены с возможностью поворота относительно горизонтальных осей стойки, на которых установлены колеса для транспортировки лодки по суше, стойки снабжены цилиндрическими упорами, а на кронштейнах в верхней и нижней частях выполнены седла, в которых размещают цилиндрические упоры при фиксации стоек в крайних положениях, при этом в стойках выполнены продольные прорези, отличающаяся тем, что цилиндрические упоры размещены с возможностью линейного перемещения в продольных прорезях стоек и подпружинены, при этом поверхности кронштейнов, контактирующие с цилиндрическими упорами при повороте стоек, расположены под углом 34<<45 к горизонтальной плоскости.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при конструировании небольших судов, которые транспортируются по суше. Известна лодка, состоящая из трех секций: носовой, средней, кормовой, разбираемых (переводимых в транспортное положение) путем отделения секций одна от другой и складывания их в плоские пакеты поворотом относительно друг друга бортовых и днищевых элементов и киля на шарнирах. Для перемещения сложенной лодки вручную на большие расстояния из элементов лодки - балок, закладного шпангоута, рамки с колесами и дуги - собирается тележка, в которую укладываются все ее составные части, см. заявку RU 94009407 по кл. В 63 В 7/04. Недостатками этого технического решения является то, что для транспортировки по суше лодку приходится практически полностью разбирать и затем при переводе в эксплутационное положение собирать, что весьма сложно и отнимает много времени; кроме того, такое техническое решение применимо практически лишь для весьма небольших лодок, транспортируемых вручную. Известна лодка, включающая корпус, содержащий транцевый шпангоут, к которому прикреплены два кронштейна; с кронштейнами сопряжены с возможностью поворота относительно горизонтальных осей стойки, на которых установлены колеса для транспортировки лодки по суше, см. FR 2597827 по кл. В 63 С 13/00 от 28.04.1986; горизонтальные оси, относительно которых поворачиваются стойки, продеты в отверстия в кронштейнах, а также проходят через продольные прорези, выполненные в стойках; имеются переставные цилиндрические упоры; на кронштейнах в верхней и нижней частях имеются седла; переставные цилиндрические упоры продеты в отверстия в стойках, диаметр которых соответствует диаметру цилиндрических упоров; для фиксации стойки с колесом в нижнем положении переставной цилиндрический упор размещают в седлах, выполненных в нижней части кронштейна; жесткую связь между кронштейном и стойкой обеспечивают посредством дополнительного фиксирующего штыря. Для переустановки стойки с колесом в другое (верхнее) положение приподнимают корму лодки, вынимают фиксирующий штырь, несколько опускают и поворачивают стойку с колесом вокруг горизонтальной оси, совмещают переставной цилиндрический упор с верхним седлом, затем вставляют фиксирующий штырь. Данное техническое решение принято за прототип настоящего изобретения. Его недостатком является сложность и неудобство перевода колес из одного положения в другое, по сути дела осуществляется демонтаж и последующий монтаж механизма, что занимает много времени, в течение которого приходится поддерживать корпус лодки, что требует больших физических усилий или вызывает необходимость наличия специального поддерживающего лодку оборудования; манипуляции со стойками также связаны со значительными усилиями. В основу настоящего изобретения положено решение задачи упрощения и сокращения времени переустановки колес из одного положения в другое. Согласно изобретению эта задача решается за счет того, что в лодке, включающей корпус, содержащий транцевый шпангоут, к которому прикреплены два кронштейна, с которыми сопряжены с возможностью поворота относительно горизонтальных осей стойки, на которых установлены колеса для транспортировки лодки по суше, стойки снабжены цилиндрическими упорами, а на кронштейнах в верхней и нижней частях выполнены седла, в которых размещают цилиндрические упоры при фиксации стоек в крайних положениях, при этом в стойках выполнены продольные прорези, цилиндрические упоры размещены с возможностью линейного перемещения в продольных прорезях стоек и подпружинены, при этом поверхности кронштейнов, контактирующие с цилиндрическими упорами при повороте стоек, расположены под углом 30<<45 к горизонтальной плоскости. Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящему изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "новизна". Реализация отличительных признаков изобретения обусловливает важные новые свойства заявленного объекта:- исключается необходимость сборки - разборки элементов конструкции, перевод колес из одного положения в другое осуществляется одним поворотным движением, при этом фиксация в каждом положении происходит автоматически; кроме того, следует отметить, что при переводе колес из нижнего положения в верхнее в значительной мере используется выталкивающая подъемная сила, действующая на колесо, находящееся в воде, а при обратной установке колесо со стойкой опускаются, поворачиваясь вокруг горизонтальной оси, за счет силы тяжести. Заявителем не обнаружены какие-либо источники информации, содержащие сведения о влиянии заявленных отличительных признаков на достигаемый вследствие их реализации технический результат. Это, по мнению заявителя, свидетельствует о соответствии данного технического решения критерию "изобретательский уровень". Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображено:
на фиг.1 - кормовая часть лодки, вид сбоку;
на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1;
на фиг.3 - стойка с колесом в увеличенном масштабе;
на фиг.4 - кронштейн в аксонометрии;
на фиг.5 - верхняя часть стойки в аксонометрии. Лодка включает корпус 1, к транцевому шпангоуту 2 прикреплены кронштейны 3 и 4, колеса 5 и 6 для транспортировки лодки по суше установлены на стойках 7 и 8, соответственно, стойки 7 и 8 поворачиваются относительно осей 9 и 10 соответственно, и снабжены цилиндрическими упорами 11 и 12. На кронштейнах в верхней части выполнены седла 13, а в нижней части - седла 14, в которых размещают цилиндрические упоры при фиксации стоек в крайних положениях. В стойках выполнены продольные прорези 15, цилиндрические упоры размещены в продольных прорезях с возможностью линейного перемещения и подпружинены с помощью пружин 16. Поверхности кронштейнов 17 и 18, контактирующие с цилиндрическими упорами при повороте стоек, расположены под углом 30<<45 к горизонтальной плоскости. При транспортировке лодки по суше колеса 5 и 6 находятся в нижнем положении. Лодка заводится в воду. Для перевода колес 5 и 6 в верхнее положение нажимают вниз на цилиндрические упоры 11 и 12 и выводят их из седел 13 и 14 соответственно. Затем стойки 7, 8 с колесами несколько поворачивают относительно осей 9 и 10. Упоры сначала скользят по поверхностям 18, затем под воздействием выталкивающей подъемной силы воды (камеры колес 5 и 6 всплывают в воде) стойки с колесами продолжают вращение, упоры скользят по поверхностям 17 и, продолжая поворот по инерции, входят в верхние седла 13 и 14 кронштейнов 3 и 4 и фиксируются пружиной 16. Если необходимо, то поворот стойки завершают дополнительным незначительным воздействием руки. Перевод стоек с колесами в нижнее положение осуществляется аналогично: не извлекая лодку из воды, поднимают цилиндрические упоры 11 и 12 вверх, выводя их из седел 13, далее стойки 7 и 8 с колесами 5 и 6 под действием силы тяжести опускаются вниз, поворачиваясь относительно осей 9 и 10, завершают поворот воздействием руки, при этом цилиндрические упоры 11 и 12 входят в нижние седла 14 кронштейнов 3 и 4 и фиксируются с помощью пружины 16. Затем лодку на колесах выводят из воды. Лодка готова к транспортировке по суше. Для реализации изобретения использовано обычное несложное промышленное оборудование и материалы, что обусловливает его соответствие критерию "промышленная применимость".