легкоразъемный узел крепления кресла на летательном аппарате
Классы МПК: | B64D11/06 конструктивные особенности сидений |
Автор(ы): | Серебряков В.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-12-17 публикация патента:
10.05.2002 |
Легкоразъемный узел крепления кресел на летательном аппарате относится к оборудованию кабин летательных аппаратов. Легкоразъемный узел крепления содержит встроенный в пол рельс с рядом гнезд и с боковыми выступами в пазу между ними, шарнирно закрепленный на ножке кресла и вставленный в гнездо рельса корпус с боковыми выступами, зацепляющимися с выступами в рельсе, а также стопор, закрепленный на корпусе с возможностью вертикального перемещения и вставленный нижним концом в гнездо рельса. Корпус снабжен вертикально расположенной головкой цилиндрической формы, с глухим отверстием со стороны головки, а стопор представляет собой скобу, охватывающую головку корпуса. На конце стопора выполнена кольцевая канавка, а с внутренней его стороны расположены два углубления: верхнее и нижнее. Узел крепления кресла снабжен пружиной и шариком, западающим под действием пружины в верхнее углубление стопора, фиксируя его в зацеплении с гнездом рельса, или в нижнее углубление, фиксируя стопор в выдвинутом из гнезда положении. Конструкция позволяет надежно захватывать стопор пальцами руки и перемещать его вверх для выведения из зацепления с рельсом без применения инструмента при снятии сиденья. Техническим результатом является повышение эксплуатационных качеств узлов крепления самолетных сидений и обеспечение их компактности и легкоразъемности. 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
Легкоразъемный узел крепления кресла на летательном аппарате, содержащий встроенный в пол рельс с рядом гнезд и с боковыми выступами в пазу между ними, шарнирно закрепленный на ножке кресла и вставленный в гнезда рельса корпус с боковыми выступами, зацепляющимися с выступами в рельсе, и стопор, закрепленный на корпусе с возможностью вертикального перемещения, вставленный нижним концом в гнездо рельса, отличающийся тем, что корпус выполнен с вертикально расположенной головкой цилиндрической формы, с глухим отверстием со стороны головки, стопор представляет собой скобу, охватывающую головку корпуса, при этом на конце стопора, расположенном снаружи рельса, выполнена кольцевая канавка, а с внутренней его стороны выполнены расположенные вдоль стопора два углубления: верхнее и нижнее, при этом узел крепления кресла снабжен размещенными в глухом отверстии корпуса пружиной и шариком, западающим под действием пружины в верхнее углубление стопора, фиксируя его в зацеплении с гнездом рельса, или в нижнее углубление, фиксируя стопор и выдвинутом из гнезда положении.Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к оборудованию кабин летательных аппаратов (л. а.) и предназначено для применения в устройствах крепления кресел. Известен легкоразъемный узел крепления кресла л.а., описанный в [1], содержащий жестко закрепленный на ножке кресла корпус и вставленные в корпус грибок и штыревой стопор, которыми узел стыкуется с гнездом в полу кабины л. а., и с выступающим из корпуса рычагом, соединенным со стопором. Значительные габариты этого устройства снижают эксплуатационные возможности его применения в современных креслах, имеющих шарнирные соединения с узлами крепления, обеспечивающие свободу деформации при перегрузках. Известно устройство для крепления кресла [2], в котором корпуса присоединительных замков выполнены со стопорными выступами, которыми корпуса стыкуются с гнездами в полу, а зацепление осуществляется при помощи смещаемых по горизонтали головок с боковыми выступами, которыми замок вставляется в соседние гнезда в полу и зацепляется с боковыми выступами гнезд. Выбор люфтов и окончательное стопорение соединений производится подтягиванием самоконтрящихся гаек. В этих устройствах наличие ряда перемещаемых по горизонтали элементов и их фиксации усложняет конструкцию, не позволяя уменьшить габариты узлов крепления, требуется применение инструмента при снятии-установке кресел. Известен узел крепления кресла или груза к рельсам, встроенным в пол транспортного средства [3], содержащий корпус с выступающими вниз цапфами, имеющими на концах боковые выступы, которыми цапфа зацепляется с выступами в пазу рельса, и штыревой стопор, закрепленный в корпусе между цапфами, выдвигаемый в гнездо на рельсе при помощи винта. Винтовая передача увеличивает габариты узла по высоте, при снятии-установке кресла требуется применение инструмента, для которого должно быть предусмотрено свободное пространство. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является узел крепления ножки кресла к встроенному в пол рельсу [4], содержащий шарнирно закрепленный на ножке кресла и вставленный в паз рельса корпус, выполненный с расположенными по бокам выступами сегментной формы, зацепляющимися с выступами в пазу рельса, и вилку, охватывающую корпус сверху между направляющими выступами, нижними концами вставленную в выемки в пазу рельса, образовывающие гнезда, при этом вилка установлена с возможностью перемещения в вертикальном направлении при помощи винта с надетой на его стержень пружиной. Недостатками этого устройства являются усложненность и укрупненные габариты конструкции, имеющей винтовое крепление с пружиной, а также необходимость применения инструмента при снятии-установке кресла. Задачей предлагаемого изобретения является повышение эксплуатационных качеств крепления кресел на л.а. за счет уменьшения габаритов устройства при обеспечении возможности снятия-установки кресла без применения инструмента. Поставленная задача решается за счет того, что в легкоразъемном узле крепления кресла на л.а., содержащем встроенный в пол рельс с рядом гнезд и с боковыми выступами в пазу между ними, шарнирно закрепленный на ножке кресла и вставленный в гнездо рельса корпус с боковыми выступами, зацепляющимися с выступами в рельсе, а также стопор, закрепленный на корпусе с возможностью вертикального перемещения и вставленный нижним концом в гнездо рельса, корпус снабжен вертикально расположенной головкой цилиндрической формы, с глухим отверстием со стороны головки, а стопор представляет собой скобу, охватывающую головку корпуса, причем на конце стопора, расположенном снаружи рельса, выполнена кольцевая канавка, а с внутренней его стороны выполнены расположенные вдоль стопора два углубления: верхнее и нижнее, при этом узел крепления кресла снабжен размещенными в глухом отверстии корпуса пружиной и шариком, западающим под действием пружины в верхнее углубление стопора, фиксируя его в зацеплении с гнездом рельса, или в нижнее углубление, фиксируя стопор в выдвинутом из гнезда положении. Применение указанной совокупности отличий позволяет осуществлять фиксацию стопора в двух положениях без увеличения габаритов устройства, используя для размещения стопора продольное отверстие в стенке корпуса, с расположенными с внутренней стороны стопора углублениями, с которыми взаимодействует подпружиненный шарик. Кольцевая канавка на стопоре образовывает вписывающийся в его контур выступ у торца, позволяющий надежно захватывать стопор пальцами руки и перемещать его вверх для выведения из зацепления с рельсом без применения инструмента при снятии сиденья. Таким образом, применение в заявляемом устройстве указанных совокупностей отличительных признаков позволяет повысить эксплуатационные качества узлов крепления самолетных сидений, обеспечив их компактность и легкоразъемность. Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где:на фиг.1 изображен общий вид узла крепления кресла;
на фиг.2 - вид сбоку;
на фиг.3 - разрез А-А на фиг.2;
на фиг.4 - разрез Б - Б на фиг.2;
на фиг.5 - разрез В - В на фиг.2;
на фиг.6 - разрез Г - Г на фиг.3;
на фиг.7 - положение частей узла крепления кресла после расстыковки. Легкоразъемный узел крепления кресла на л.а. содержит встроенный в пол рельс 1 с рядом гнезд 2, размещенных вдоль паза 3, и шарнирно закрепленный на ножке 4 кресла корпус 5 с боковыми выступами 6, зацепляющимися с выступами 7 в рельсе 1. Корпус 5 выполнен с вертикально расположенной головкой 8 цилиндрической формы и с глухим отверстием 9 со стороны головки 8, в которое вставлены пружина 10 и шарик 11. На головке 8 установлен стопор 12, выполненный в виде скобы цилиндрической формы, охватывающей головку 8 корпуса 5. Нижним концом стопор 12 вставлен в одно из гнезд 2 рельса 1. На расположенном снаружи рельса 1 конце стопора 12 имеется кольцевая канавка 13. С внутренней стороны в стопоре 12 имеются расположенные вдоль него два углубления: верхнее 14 и нижнее 15. Пружиной 10 в верхнем углублении 14 удерживается шарик 11, фиксируя стопор 12 в зацеплении с рельсом 1. Заявляемое устройство работает следующим образом. Для снятия кресла, взявшись пальцами за выступ у торца стопора 12, образованный кольцевой канавкой 13, движением вверх стопор 12 выводится из одного из гнезд 2 в рельсе 1. При этом шарик 11 выталкивается из верхнего углубления 14 и западает в нижнее углубление 15, фиксируя стопор 12 в новом положении. Расстопоренный корпус 5 выводится из зацепления смещением вдоль рельса 1 до совмещения выступов 6 на корпусе 5 с одним из гнезд 2 в рельсе 1, после чего, при поднятии кресла, корпус 5 выводится из гнезда 2 и отделяется от рельса 1. Заявляемый легкоразъемный узел крепления кресла позволяет повысить удобство в эксплуатации и обслуживании л.а., упрощая снятие-установку кресел на время перевозки грузов вместо пассажиров (преимущественно в маломестных л.а. ), облегчая при этом доступ к оборудованию. Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 955638 от 07.04.80, М.кл. В 64 D 11/06. 2. Патент РФ N 2071442 от 10.01.97, М.кл. В 64 D 11/06. 3. Патент США N 5169091 от 08.12.92, М.кл. В 64 D 11/06, Н.кл. 244/122 R. 4. Патент США N 4796837 от 10.01.89, М.кл. В 64 D 11/06, Н.кл. 244/122 R.
Класс B64D11/06 конструктивные особенности сидений