способ сборки ракетного двигателя твердого топлива
Классы МПК: | F02K9/24 заряжание ракетных двигателей твердым топливом; методы и устройства, специально предназначенные для работы с твердотопливными зарядами |
Автор(ы): | Куценко Г.В., Козьяков А.В., Молчанов В.Ф., Кузьмицкий Г.Э., Аликин В.Н., Федченко Н.Н. |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Научно- исследовательский институт полимерных материалов", Федеральное государственное унитарное предприятие "Пермский завод им.С.М.Кирова" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-02-05 публикация патента:
20.06.2002 |
Способ сборки ракетного двигателя твердого топлива основан на снаряжении корпуса двигателя вкладным зарядом. Снаряжение корпуса зарядом осуществляют в тонкостенном гладком стакане, извлекаемом после снаряжения, при этом заряд выполнен небронированным по боковой поверхности. Изобретение позволяет повысить безопасность и качество сборки ракетных двигателей твeрдого топлива. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Способ сборки ракетного двигателя твердого топлива, основанный на снаряжении корпуса двигателя вкладным зарядом, отличающийся тем, что снаряжение корпуса зарядом осуществляют в тонкостенном гладком стакане, извлекаемом после снаряжения, при этом заряд выполнен небронированным по боковой поверхности.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к способам сборки ракетных двигателей твердого топлива. Одной из актуальных проблем при проведении сборки ракетного двигателя является повышение безопасности работ. В связи с появлением теплозащитных покрытий корпусов двигателей с высокой шероховатостью (силицированная теплозащита) снаряжение небронированных зарядов большого удлинения представляет повышенную опасность (из-за возможности повышения трения топлива о шероховатую поверхность). С этой же точки зрения желательно предохранить заряд от касания о резьбы, исключить попадание смазки на небронированную поверхность заряда. Наибольшую опасность при сборке представляет процесс снаряжения в камеру сгорания двигателя небронированных твердотопливных зарядов большого удлинения (1000 мм и более длиной). Прохождение зарядом большого пути по шероховатой поверхности камеры сгорания чрезвычайно опасно с точки зрения возможного воспламенения заряда в результате трения. Данный момент еще более усугубляется при механизированной сборке ракет на автоматических линиях сборочных заводов. Описанные в технической литературе способы снаряжения вкладных зарядов твердого ракетного топлива в камеры двигателей содержат, как правило, только общие указания по безопасности работ (не допускаются удары, падения, наличие статического электричества и т.п.). В способе сборки по патенту США 3238717, принятому автором за прототип, частично предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасности и качества снаряжения вкладного заряда в двигатель. Но при этом речь идет о снаряжении бронированного заряда, конструкция которого (наличие бронировки) заведомо предохраняет топливную шашку от прямого контакта с поверхностью камеры сгорания двигателя. Таким образом, по способу - прототипу не предусматривается технологических приемов, обеспечивающих безопасность сборки вкладных небронированных по боковой поверхности зарядов. Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение безопасности и повышение качества сборки ракетного двигателя твердого топлива. Указанная техническая задача решается путем исключения контакта внутренней поверхности камеры сгорания двигателя с зарядом (топливом) в процессе установки его в двигатель. Сущность предлагаемого изобретения заключается в предварительной установке заряда в тонкостенный гладкий стакан, в составе которого и производится установка вкладного небронированного по боковой поверхности заряда в корпус двигателя. После снаряжения стакан извлекают и используют для снаряжения следующего двигателя. Стакан выполняется из цветного металла, например латуни, и имеет гладкие стенки. Для удобства использования при сборке и извлечении из двигателя он может быть снабжен фланцем. Отличительным признаком предлагаемого изобретения является использование при снаряжении тонкостенного гладкого стакана для исключения контакта внутренней поверхности камеры сгорания двигателя с зарядом в процессе установки его в двигатель. Технический результат, достигаемый при проведении сборки по предложенному способу, заключается в повышении безопасности работ (исключение трения шашки твердого ракетного топлива о шероховатые поверхности корпуса двигателя, исключение касания о резьбы) и повышении качества сборки (исключение царапин, сколов, вмятин на поверхности заряда, исключение попадания смазки с резьб на поверхность заряда), а также в удобстве проведения сборки. Перечень фигур и принятые обозначения. Фиг.1. Предложенный способ сборки двигателя. Фиг.2. Последовательность операций при снаряжении зарядом двигателя. Обозначения на фиг. 1 и 2:1 - корпус двигателя;
2 - заряд твердого топлива;
3 - стакан;
а) установка заряда в стакан;
б) установка стакана на фланец;
в), г) осаживание ("одевание") корпуса двигателя на стакан с зарядом;
д) переворот корпуса на 180oС;
е), ж) извлечение стакана. При сборке двигателя, как показано на фиг.1 и 2, на вертикально установленный на фланец стакан (3) с небронированным зарядом (2) сверху осаживают ("надевают") корпус двигателя (1), затем переворачивают весь узел на 180o (придерживая фланец) и извлекают стакан (3). При этом достигается не только предохранение заряда (2) от контакта с корпусом двигателя (1), но и исключается случайный удар заряда (2) об опору установки (при выполнении высоты стакана, равной длине посадочного места под заряд).
Класс F02K9/24 заряжание ракетных двигателей твердым топливом; методы и устройства, специально предназначенные для работы с твердотопливными зарядами