вентиляционное устройство кабины транспортного средства

Классы МПК:B60H3/06 фильтрование (очистка) 
F24F3/16 очисткой, например фильтрованием; стерилизацией; озонированием 
A62B23/00 Фильтры для защиты дыхательных органов
B01D24/00 Фильтры, содержащие сыпучий фильтрующий материал, те фильтрующий материал без какого-либо связующего между его отдельными частицами или волокнами
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Приоритеты:
подача заявки:
2000-07-26
публикация патента:

Изобретение относится к области охраны труда в сельскохозяйственном производстве и касается вентиляции кабин тракторов при выполнении сельхозработ. Вентиляционное устройство содержит вентиляторы, воздухораспределители и теплообменники, смонтированные в выходной части, и съемный фильтр, установленный во входной части данного устройства. Сущность изобретения в том, что фильтр выполнен противогазовым двухслойным, смонтированным по отношению к направлению воздушного потока соответственно из гидрофильного и гидрофобного адсорбентов, причем толщина указанных слоев выполнена в соотношении 1:2. Техническим результатом является повышение эффективности очистки воздушной среды в кабине от пыли и ядохимикатов за счет совершенствования конструкции фильтра. 1 табл., 2 ил.,
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Вентиляционное устройство кабины транспортного средства, содержащее вентиляторы, воздухораспределители и теплообменники, смонтированные в выходной части, и съемный фильтр, установленный во входной части данного устройства, отличающееся тем, что последний выполнен противогазовым двухслойным, смонтированным по отношению к направлению воздушного потока соответственно из гидрофильного и гидрофобного адсорбентов, с соотношением толщин слоев 1: 2.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области охраны труда в сельскохозяйственном производстве и касается вентиляции кабины трактора преимущественно при выполнении сельскохозяйственных работ в области земледелия.

Известно вентиляционное устройство кабины транспортного средства, преимущественно сельскохозяйственного назначения, содержащее воздуховод, расположенный в верхней части кабины, вентилятор с электродвигателем, воздухораспределитель и фильтры очистки воздуха от пыли (А.С. 1781093, М.кл. В 60 Н 1/24), при этом оно снабжено заслонками, закрепленными вертикально на боковых стенках кабины в задней ее части и образующими со стенками кабины воздушные полости с всасывающими каналами в верхних их частях под крышей кабины, причем в каждой упомянутой полости по всей ее высоте установлен фильтр, разделяющий ее на две части, при этом часть полости за фильтром по ходу воздуха сообщена с вышеупомянутым воздуховодом.

Вентиляционное устройство кабины транспортного средства позволяет обеспечить эффективность очистки воздуха путем увеличения всасывающей поверхности фильтра и улучшения условий их технического обслуживания.

Однако изобретение не лишено недостатков: вентиляционное устройство не обеспечивает очистку воздуха от паров агрохимикатов.

Известным изобретением является вентиляционное устройство тракторного агрегата, содержащее вентилятор-пылеотделитель и фильтр (А.С. 373185, М.кл. В 60 Н 1/24), входной патрубок которого выполнен в виде вертикальной трубы, заполненной паропоглощающим материалом, образующим сквозные продольные каналы, при этом заборная часть входного патрубка изогнута в направлении движения тракторного агрегата; входной патрубок шарнирно соединен с вентилятором-пылеотделителем.

Вентиляционное устройство тракторного агрегата обеспечивает очистку воздуха от ядохимикатов, при этом рассматриваемое изобретение также не лишено критики: за счет конструктивных недостатков, связанных с необоснованным расположением противопылевого (4) и противогазового фильтров(6), в значительной степени снижается эффективность очистки воздуха от ядохимикатов, поскольку поступающая через патрубок (8) пыль оседает на слое паропоглощающего материала (6), что может привести к снижению срока службы последнего.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению относится устройство для обработки воздуха в кабине транспортного средства, содержащее расположенный в верхней части кабины воздуховод, выполненный с центральной суженной частью и расширяющимися к концам входной и выходной частями, сообщенными соответственно с атмосферой, перегородку с отверстием и заслонкой, установленную между центральной и выходной частями воздуховода, при этом в центральной части воздуховода перед выходной частью выполнено рециркуляционное отверстие с заслонкой для сообщения с кабиной, а также пылеотделитель и фильтр, смонтированные во входной части воздуховода, вентилятор, воздухораспределитель и теплообменник, смонтированные в выходной части, причем оно снабжено дополнительным вентилятором, смонтированным в центральной части воздуховода перед перегородкой с отверстием и заслонкой, при этом в упомянутой перегородке выполнено в ее верхней части дополнительное отверстие с заслонкой, а в центральной части воздуховода перед дополнительным вентилятором выполнено дополнительное рециркуляционное отверстие с заслонкой (А.С. 1643201, М.кл. В 60 Н 1/00, 3/06).

Данное устройство имеет ряд недостатков.

1. Устройство предназначено для очистки воздуха только от частиц пыли, что ограничивает область его применения.

2. Расположение в задней части кабины противопылевого фильтра не оправдано ввиду удаленности его от всасывающего вентилятора, что в целом снижает эффективность такой конструкции.

3. Следует отменить в целом сложность и громоздкость конструкции.

Задачей вентиляционного устройства кабины транспортного средства является очистка воздушной среды от пыли и агрохимикатов за счет совершенствования конструкции противогазового фильтра. Поставленная задача достигается тем, что вентиляционное устройство кабины транспортного средства, содержащее вентиляторы, воздухораспределители и теплообменники, смонтированные в выходной части, и съемный фильтр, установленный во входной части данного устройства, при этом последний выполнен противогазовым двухслойным, смонтированным по отношению к направлению воздушного потока соответственно из гидрофильного и гидрофобного адсорбентов с толщиной слоев 1:2.

Новые существенные признаки.

1. Фильтр выполнен противогазовым.

2. Фильтр состоит из двух слоев: гидрофильного и гидрофобного адсорбентов.

3. Толщина гидрофильного и гидрофобного слоев выполнена соответственно в соотношении 1:2.

4. Противогазовый фильтр смонтирован таким образом, что первым по отношению к воздушному потоку установлен гидрофильный слой.

Перечисленная совокупность признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Технический результат обеспечивается тем, что используемые в противогазовом фильтре адсорбенты двух типов: гидрофильный - для поглощения паров воды, и гидрофобный - для поглощения неполярных молекул, расположены таким образом, что первым на пути воздушного потока установлен гидрофильный слой адсорбента, например шариковый силикатель марки ШГСГ диаметром 3 мм, обеспечивающий защиту второго гидрофобного слоя, например активированного угля из противогазовой коробки марки КД диаметром 1,5-2 мм, от воздействия влаги, что существенно увеличивает эффективность использования гидрофобного слоя. Толщина гидрофобного слоя, выполненная в 2 раза больше по отношению к гидрофильному, позволяет увеличить емкость поглощения фильтра в 1,5 раза при одновременном увеличении срока службы последнего в 2, 3 раза, что подтверждается результатами проведенных исследований (см. сравнительную оценку моделей фильтров, таблица).

Вентиляционное устройство кабины транспортного средства представлено на фиг.1 - общий вид; фиг.2 - то же, вид сверху.

Вентиляционное устройство содержит корпус 1, во входной части которого расположены противогазовый съемный фильтр 2, состоящий из гидрофильного 3 и гидрофобного 4 слоев.

В выходной части корпуса 1 вентиляционного устройства по обе стороны жестко закреплены непосредственно за противогазовым съемным фильтром 2 теплообменники 5 и вентиляторы 6. Верхняя часть корпуса 1 закрыта загородительным материалом 7.

Устройство работает следующим образом: вентиляторы принудительно подают воздух в кабину трактора, где и создается избыточное давление, которое препятствует поступлению загрязненного воздуха через щели и неплотности в кабине. Загрязненный воздух, поступающий из окружающей вредной рабочей зоны, просасывается вентиляторами 6, а затем поступает на двухслойный противогазовый фильтр 2 и через воздухораспределители вентиляторов в кабину трактора МТЗ-82Л нагнетается очищенный от вредных газов и паров воздух.

Класс B60H3/06 фильтрование (очистка) 

фильтр для очистки воздуха в транспортных средствах -  патент 2461469 (20.09.2012)
устройство для предварительной очистки воздуха для кондиционера рельсового транспортного средства -  патент 2455181 (10.07.2012)
первичный воздухоочиститель для двигателя внутреннего сгорания, устройство двигателя внутреннего сгорания и сельскохозяйственная уборочная машина -  патент 2454561 (27.06.2012)
способ и система нормализации микроклимата -  патент 2345909 (10.02.2009)
экосистема очистки воздуха -  патент 2329904 (27.07.2008)
способ и устройство очистки воздуха -  патент 2319622 (20.03.2008)
способ и устройство подачи и очистки воздуха -  патент 2319621 (20.03.2008)
устройство для вентиляции кабины транспортного средства -  патент 2318679 (10.03.2008)
инерционный фильтр -  патент 2299818 (27.05.2007)
система вентиляции и кондиционирования воздуха железнодорожного вагона -  патент 2286271 (27.10.2006)

Класс F24F3/16 очисткой, например фильтрованием; стерилизацией; озонированием 

Класс A62B23/00 Фильтры для защиты дыхательных органов

Класс B01D24/00 Фильтры, содержащие сыпучий фильтрующий материал, те фильтрующий материал без какого-либо связующего между его отдельными частицами или волокнами

Наверх