вентиляционное устройство кабины транспортного средства
Классы МПК: | B60H3/06 фильтрование (очистка) F24F3/16 очисткой, например фильтрованием; стерилизацией; озонированием A62B23/00 Фильтры для защиты дыхательных органов B01D24/00 Фильтры, содержащие сыпучий фильтрующий материал, те фильтрующий материал без какого-либо связующего между его отдельными частицами или волокнами |
Автор(ы): | Шкрабак В.С., Шкрабак В.В., Шкрабак Р.В., Голдобина Л.А., Голубев В.П., Красотина Т.С. |
Патентообладатель(и): | Санкт-Петербургский государственный аграрный университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-07-26 публикация патента:
27.06.2002 |
Изобретение относится к области охраны труда в сельскохозяйственном производстве и касается вентиляции кабин тракторов при выполнении сельхозработ. Вентиляционное устройство содержит вентиляторы, воздухораспределители и теплообменники, смонтированные в выходной части, и съемный фильтр, установленный во входной части данного устройства. Сущность изобретения в том, что фильтр выполнен противогазовым двухслойным, смонтированным по отношению к направлению воздушного потока соответственно из гидрофильного и гидрофобного адсорбентов, причем толщина указанных слоев выполнена в соотношении 1:2. Техническим результатом является повышение эффективности очистки воздушной среды в кабине от пыли и ядохимикатов за счет совершенствования конструкции фильтра. 1 табл., 2 ил.,
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Вентиляционное устройство кабины транспортного средства, содержащее вентиляторы, воздухораспределители и теплообменники, смонтированные в выходной части, и съемный фильтр, установленный во входной части данного устройства, отличающееся тем, что последний выполнен противогазовым двухслойным, смонтированным по отношению к направлению воздушного потока соответственно из гидрофильного и гидрофобного адсорбентов, с соотношением толщин слоев 1: 2.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области охраны труда в сельскохозяйственном производстве и касается вентиляции кабины трактора преимущественно при выполнении сельскохозяйственных работ в области земледелия. Известно вентиляционное устройство кабины транспортного средства, преимущественно сельскохозяйственного назначения, содержащее воздуховод, расположенный в верхней части кабины, вентилятор с электродвигателем, воздухораспределитель и фильтры очистки воздуха от пыли (А.С. 1781093, М.кл. В 60 Н 1/24), при этом оно снабжено заслонками, закрепленными вертикально на боковых стенках кабины в задней ее части и образующими со стенками кабины воздушные полости с всасывающими каналами в верхних их частях под крышей кабины, причем в каждой упомянутой полости по всей ее высоте установлен фильтр, разделяющий ее на две части, при этом часть полости за фильтром по ходу воздуха сообщена с вышеупомянутым воздуховодом. Вентиляционное устройство кабины транспортного средства позволяет обеспечить эффективность очистки воздуха путем увеличения всасывающей поверхности фильтра и улучшения условий их технического обслуживания. Однако изобретение не лишено недостатков: вентиляционное устройство не обеспечивает очистку воздуха от паров агрохимикатов. Известным изобретением является вентиляционное устройство тракторного агрегата, содержащее вентилятор-пылеотделитель и фильтр (А.С. 373185, М.кл. В 60 Н 1/24), входной патрубок которого выполнен в виде вертикальной трубы, заполненной паропоглощающим материалом, образующим сквозные продольные каналы, при этом заборная часть входного патрубка изогнута в направлении движения тракторного агрегата; входной патрубок шарнирно соединен с вентилятором-пылеотделителем. Вентиляционное устройство тракторного агрегата обеспечивает очистку воздуха от ядохимикатов, при этом рассматриваемое изобретение также не лишено критики: за счет конструктивных недостатков, связанных с необоснованным расположением противопылевого (4) и противогазового фильтров(6), в значительной степени снижается эффективность очистки воздуха от ядохимикатов, поскольку поступающая через патрубок (8) пыль оседает на слое паропоглощающего материала (6), что может привести к снижению срока службы последнего. Наиболее близким к предлагаемому изобретению относится устройство для обработки воздуха в кабине транспортного средства, содержащее расположенный в верхней части кабины воздуховод, выполненный с центральной суженной частью и расширяющимися к концам входной и выходной частями, сообщенными соответственно с атмосферой, перегородку с отверстием и заслонкой, установленную между центральной и выходной частями воздуховода, при этом в центральной части воздуховода перед выходной частью выполнено рециркуляционное отверстие с заслонкой для сообщения с кабиной, а также пылеотделитель и фильтр, смонтированные во входной части воздуховода, вентилятор, воздухораспределитель и теплообменник, смонтированные в выходной части, причем оно снабжено дополнительным вентилятором, смонтированным в центральной части воздуховода перед перегородкой с отверстием и заслонкой, при этом в упомянутой перегородке выполнено в ее верхней части дополнительное отверстие с заслонкой, а в центральной части воздуховода перед дополнительным вентилятором выполнено дополнительное рециркуляционное отверстие с заслонкой (А.С. 1643201, М.кл. В 60 Н 1/00, 3/06). Данное устройство имеет ряд недостатков. 1. Устройство предназначено для очистки воздуха только от частиц пыли, что ограничивает область его применения. 2. Расположение в задней части кабины противопылевого фильтра не оправдано ввиду удаленности его от всасывающего вентилятора, что в целом снижает эффективность такой конструкции. 3. Следует отменить в целом сложность и громоздкость конструкции. Задачей вентиляционного устройства кабины транспортного средства является очистка воздушной среды от пыли и агрохимикатов за счет совершенствования конструкции противогазового фильтра. Поставленная задача достигается тем, что вентиляционное устройство кабины транспортного средства, содержащее вентиляторы, воздухораспределители и теплообменники, смонтированные в выходной части, и съемный фильтр, установленный во входной части данного устройства, при этом последний выполнен противогазовым двухслойным, смонтированным по отношению к направлению воздушного потока соответственно из гидрофильного и гидрофобного адсорбентов с толщиной слоев 1:2. Новые существенные признаки. 1. Фильтр выполнен противогазовым. 2. Фильтр состоит из двух слоев: гидрофильного и гидрофобного адсорбентов. 3. Толщина гидрофильного и гидрофобного слоев выполнена соответственно в соотношении 1:2. 4. Противогазовый фильтр смонтирован таким образом, что первым по отношению к воздушному потоку установлен гидрофильный слой. Перечисленная совокупность признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны. Технический результат обеспечивается тем, что используемые в противогазовом фильтре адсорбенты двух типов: гидрофильный - для поглощения паров воды, и гидрофобный - для поглощения неполярных молекул, расположены таким образом, что первым на пути воздушного потока установлен гидрофильный слой адсорбента, например шариковый силикатель марки ШГСГ диаметром 3 мм, обеспечивающий защиту второго гидрофобного слоя, например активированного угля из противогазовой коробки марки КД диаметром 1,5-2 мм, от воздействия влаги, что существенно увеличивает эффективность использования гидрофобного слоя. Толщина гидрофобного слоя, выполненная в 2 раза больше по отношению к гидрофильному, позволяет увеличить емкость поглощения фильтра в 1,5 раза при одновременном увеличении срока службы последнего в 2, 3 раза, что подтверждается результатами проведенных исследований (см. сравнительную оценку моделей фильтров, таблица). Вентиляционное устройство кабины транспортного средства представлено на фиг.1 - общий вид; фиг.2 - то же, вид сверху. Вентиляционное устройство содержит корпус 1, во входной части которого расположены противогазовый съемный фильтр 2, состоящий из гидрофильного 3 и гидрофобного 4 слоев. В выходной части корпуса 1 вентиляционного устройства по обе стороны жестко закреплены непосредственно за противогазовым съемным фильтром 2 теплообменники 5 и вентиляторы 6. Верхняя часть корпуса 1 закрыта загородительным материалом 7. Устройство работает следующим образом: вентиляторы принудительно подают воздух в кабину трактора, где и создается избыточное давление, которое препятствует поступлению загрязненного воздуха через щели и неплотности в кабине. Загрязненный воздух, поступающий из окружающей вредной рабочей зоны, просасывается вентиляторами 6, а затем поступает на двухслойный противогазовый фильтр 2 и через воздухораспределители вентиляторов в кабину трактора МТЗ-82Л нагнетается очищенный от вредных газов и паров воздух.Класс B60H3/06 фильтрование (очистка)
Класс F24F3/16 очисткой, например фильтрованием; стерилизацией; озонированием
Класс A62B23/00 Фильтры для защиты дыхательных органов
Класс B01D24/00 Фильтры, содержащие сыпучий фильтрующий материал, те фильтрующий материал без какого-либо связующего между его отдельными частицами или волокнами