добавка к автомобильному бензину и топливная композиция
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород C10L1/04 на основе смесей углеводородов |
Автор(ы): | Шайхисламов Н.С., Грохолинский С.А., Локтев Е.А., Кириченко А.Л. |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "ШАНС-М" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-03-13 публикация патента:
27.06.2002 |
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составам добавок к бензинам. Добавка к автомобильному бензину содержит 0,15-0,25% бициклопентадиенилжелеза, до 100 гидрированного жидкого продукта пиролиза, выкипающего в пределах 35-200oС. Топливная композиция на основе бензина содержит добавку в количестве 3-11%. Добавка в составе бензина повышает его экологические свойства и антидетонационные свойства. 2 с.п. ф-лы, 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Добавка к автомобильному бензину на основе углеводородной фракции, содержащая бициклопентадиенилжелезо, отличающаяся тем, что в качестве углеводородной фракции она содержит гидрированный жидкий продукт пиролиза, выкипающий в пределах 35-200oС, при следующем соотношении компонентов, мас. %:Бициклопентадиенилжелезо - 0,15-0,25
Гидрированный жидкий продукт пиролиза, выкипающий в пределах 35-200oС - До 100
2. Топливная композиция на основе бензина, содержащая добавку, отличающаяся тем, что содержит добавку по п. 1 в количестве 3-11 мас. %.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составам добавок и топлив с добавками, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием. Отказ от использования свинецсодержащих антидетонаторов в составе автомобильных бензинов с целью снижения токсичности отработавших газов автомобильного транспорта приводит к необходимости замены их менее токсичными октаноповышающими добавками. Известно использование в качестве антидетонаторов в составе автомобильных бензинов маслорастворимых железоорганических соединений, таких как ферроцен и его алкилпроизводные (М.О.Лернер "Горение и экология" Москва, МГП "Контекст", 1992 г. стр.166-168; Патент РФ 2066341, С 10 L 1/18, 1996). По сравнению с ферроценом его алкилпроизводные являются менее эффективными антидетонаторами, имеют более сложную технологию производства и высокую цену, вследствие чего использование их приводит к повышению цены на бензин. С целью обеспечения возможности использования ферроцена в технологии производства автомобильных бензинов он вводится в них как компонент в составе добавок, представляющих собой однородные жидкие продукты. Известна добавка к топливу, содержащая метил-трет-бутиловый эфир, метанол, этанол, смесь спиртов С3-С8 и металлоорганические соединения, такие как нафтенат железа, ферроцен, нафтенат марганца или их смеси (Патент ПНР 108252, С 10 L 1/10, 1981 г.). Топливо, содержащее эту добавку, предназначено для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием. Эта присадка содержит большое количество метанола и этанола и при использовании в составе топлив повышает их гигроскопичность, снижает стабильность при хранении и антикоррозионные свойства. Известна добавка к автомобильному бензину на основе диэтилбициклопентадиенилжелеза, содержащая бициклопентадиенилжелезо 1-99,5 мас.%, ароматический амин или углеводородную фракцию, выкипающую в пределах 100-360oС, и топливная композиция на основе этой добавки (Патент РФ 2099395, С 10 L 1/18, 1/22, 20.12.1997 г). Недостатком этой добавки является малая эффективность при низких концентрациях. Увеличение концентрации добавки в топливной композиции приводит к повышению содержания в ней железа и увеличению износа топливной аппаратуры. Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению является топливная композиция, получаемая введением в бензин 5-15 мас.% добавки на основе простых эфиров алифатических спиртов C1-C5 или их смеси со спиртами C1-C5 с добавлением диэтилбициклопентадиенилжелеза 0,0005-1,0 мас.%, бициклопентадиенилжелеза (ферроцен) 0,0005-1,0 мас.%, ароматического амина или углеводородной фракции, выкипающей в пределах 80-360oС (Патент РФ 2134714, С 10 L 1/18, 1998 г, прототип). Недостатком этой добавки является использование в ее составе высококипящей углеводородной фракции, приводящее к повышению фактических смол в бензине и несоответствию бензинов, содержащих эту добавку, действующей нормативно-технической документации по показателю фракционный состав. Высокая концентрация дефицитных и дорогостоящих оксигенатов в составе этой добавки способствует повышению ее гигроскопичности, снижению антикоррозионных свойств и стабильности при хранении добавки и бензинов, содержащих ее. Кроме того, введение этой добавки в состав бензинов приводит к повышению цены на бензин из-за использования дорогостоящего диэтилбициклопентадиенилжелеза. Целью настоящего изобретения является разработка добавки к автомобильному бензину, обладающей высокими антидетонационными эксплуатационными свойствами, использование которой не приводит к повышению цены на бензин, и топливной композиции, содержащей эту добавку. Для решения поставленной задачи предлагается добавка к автомобильному бензину на основе углеводородной фракции, содержащая бициклопентадиенилжелезо, которая в качестве углеводородной фракции содержит гидрированный жидкий продукт пиролиза, выкипающий в пределах 35-200oС, при следующем соотношении компонентов, мас.%:Бициклопентадиенилжелезо - 0,15 - 0,25
Гидрированный жидкий продукт пиролиза, выкипающий в пределах 35-200oС - До 100
Предлагается также топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина с добавлением 3-11 мас.% добавки указанного состава. Новизной заявляемого технического решения является использование в составе предлагаемой добавки в качестве углеводородной фракции гидрированного жидкого продукта пиролиза, выкипающего в пределах 35-200oС, при указанном соотношении компонентов. Гидрированный жидкий продукт пиролиза, выкипающий в пределах 35-200oС, в составе предлагаемой добавки выполняет функции антидетонатора и растворителя бициклопентадиенилжелеза. Хорошая растворимость в нем бициклопентадиенилжелеза обеспечивает высокую стабильность предлагаемой добавки при низких температурах в условиях хранения и перевозок. Предлагаемая добавка обладает высокими антидетонационными свойствами и может быть использована в составе бензинов в концентрации до 11%. При этом содержание железа в топливе остается в пределах нормы, не вызывающей повышенный износ двигателя. Введение добавки предлагаемого состава в бензины не приводит к увеличению их фактических смол, и качество бензинов полностью соответствует действующей нормативно-технической документации по показателю - фракционный состав. Это достигается тем, что углеводородная фракция, используемая в предлагаемом составе, имеет конец кипения, соответствующий нормам действующей нормативно-технической документации на бензины, более низкий по сравнению с прототипом. Технология производства предлагаемой добавки менее энергоемка в сравнении с прототипом. Технологический процесс ее производства состоит в смешении компонентов в смесителе любого типа при температуре 10-20oС. Приготовленную добавку вводят в бензин при перемешивании без дополнительного нагревания. В составе предлагаемой добавки может быть использовано бициклопентадиенилжелезо (ферроцен) в виде кристаллического продукта оранжевого цвета с температурой плавления 173-175oС по ТУ-6-02-964. В качестве гидрированного жидкого продукта пиролиза используется углеводородная фракция гидрированного жидкого продукта пиролиза прямогонной фракции бензина по ТУ38.402-62-130, имеющая следующие показатели качества:
содержание ароматических углеводородов 50-90 мас.%,
массовая доля воды не более 0,1%,
плотность при 20oС не менее 0,790 г/см3,
температура начала кипения не ниже 35oС,
температура конца кипения не выше 200oС,
массовая доля общей серы, %, не более 0,05. При необходимости повышения моющих свойств бензина предлагаемая добавка может быть использована в составе бензинов совместно с моющей присадкой любого типа. Состав и свойства образцов предлагаемой добавки, приготовленных для испытаний, приведен в таблице 1. Результаты испытаний образцов предлагаемой добавки показывают, что она обладает высокой химической стабильностью и сохраняет однородность при низких температурах (до минус 50oС). Добавка предлагаемого состава превосходит прототип по стабильности при низких температурах. Низкая растворимость бициклопентадиенилжелеза в эфирах алифатических спиртов C1-C5 или их смесях со спиртами C1-C5 приводит к нестабильности прототипа при температурах ниже минус 10-15oС. Предлагаемая добавка обладает более высокими антикоррозионными свойствами по сравнению с прототипом. При испытаниях по ГОСТ 18597 потери веса металла в бензине А-76 с добавкой прототипа в 2-2,6 выше, чем в бензине с предлагаемой добавкой. Приготовленные образцы предлагаемых добавок были испытаны в составе топливных композиций. В качестве основы топливных композиций использовали бензины: А-76 (ГОСТ 2084), АИ-92 (ТУ 38.001165) и прямогонную фракцию газового конденсата 35-180oС. Концентрация железа в приготовленных топливных композициях не превышала 37 мг/дм3, так как более высокие концентрации будут приводить к повышенному износу двигателя. Предлагаемая добавка может быть введена и в другие бензины. Результаты испытаний приготовленных топливных композиций, приведенные в таблице 2, показывают, что они полностью соответствуют нормам действующей нормативно-технической документации (ГОСТ 2084, ТУ 38.401-58-144). Высокая антидетонационная эффективность предлагаемой добавки подтверждена тем, что на базе прямогонной фракции путем введения предлагаемой добавки может быть получен товарный бензин А-76. На базе бензинов А-76 и АИ-92 могут быть получены высокооктановые бензины АИ-92 и Аи-95 соответственно, обладающие высоким уровнем эксплуатационных свойств. Результаты испытаний бензинов, полученных введением добавки прототипа, показали увеличение фактических смол в 2,7-3,5 раза и превышение нормы действующей нормативно-технической документации по показателю - температура конца кипения, остаток в колбе и тяжелые углеводороды. По сравнению с прототипом использование предлагаемой добавки в составе автомобильных бензинов не приводит к увеличению фактических смол и полностью соответствует нормам действующей нормативно-технической документации. Введение предлагаемой добавки в состав автомобильных бензинов позволяет повысить их экологические свойства. При оценке токсичности отработавших газов на бензине А-76, полученном на базе прямогонной фракции введением 11% образца 1 предлагаемой добавки, на двигателе 3М3-53 (ГАЗ) отмечено снижение выбросов оксида углерода (СО) на 18%, углеводородов (СН) на 11% по сравнению с неэтилированным бензином по ГОСТ 2084 без добавки. Предлагаемый состав добавки обеспечивает ее высокие антидетонационные и физико-химические свойства. Использование ее в составе бензинов позволяет расширить ассортимент неэтилированных автомобильных бензинов, отвечающих высокому уровню эксплуатационных свойств без повышения цены бензина.
Класс C10L1/18 содержащие кислород
Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов