устройство управления режимами охлаждения двигателя боевой машины
Классы МПК: | F41H7/02 сухопутные, например танки F01P11/16 связанные с изменением температуры охладителя |
Автор(ы): | Москалев В.С., Сидоренко Р.В., Пуголовкин В.С. |
Патентообладатель(и): | Общевойсковая академия вооруженных сил Российской Федерации |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-11-24 публикация патента:
27.06.2002 |
Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к силовым установкам танков. Технический результат - обеспечение нормального температурного режима двигателя. Технический результат достигается за счет того, что исполнительный механизм топливного насоса дополнительно снабжен реле напряжения бортовой сети танка, реле времени электромагнитами исполнительных механизмов топливного насоса и бортовых коробок передач, причем задающий элемент подключен к реле последовательно, а электромагниты исполнительных механизмов - параллельно, при этом исполнительный механизм топливного насоса последовательно соединен через реле времени, а задающим элементом служит датчик температуры охлаждающей жидкости. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Устройство управления режимами охлаждения двигателя боевой машины, содержащее датчик температуры охлаждающей жидкости, соединенный через управляющий элемент с исполнительными механизмами, отличающееся тем, что оно снабжено реле времени, а в качестве управляющего элемента использовано реле напряжения бортовой сети, соединенное по входу с датчиком температуры охлаждающей жидкости, а по выходам - с электромагнитом исполнительного механизма бортовых коробок передач непосредственно и электромагнитом исполнительного механизма топливного насоса через реле времени.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к силовым установкам танков. Известные устройства: система охлаждения танка Т-72 /см. танк-Т-72. Техническое описание и Инструкция по эксплуатации. Книга вторая (Часть первая). М.: Воениздат, 1988 г., с.345-347/; система охлаждения БМП /см. Боевая машина пехоты БМП-1. Техническое описание и Инструкция по эксплуатации. М., Воениздат, 1979, с.308-322/. Перечисленные устройства представляют собой, в основном, идентичную схему исполнения: радиатор, водяной насос, рубашки блоков цилиндров, трубопроводы и устройства, обеспечивающие принудительную циркуляцию охлаждающего воздуха через радиаторы. Во всех этих устройствах обеспечение нормального температурного режима работы двигателя обеспечивается выбором оптимальных нагрузочных режимов двигателя и частотой вращения его коленчатого вала. Это требует постоянного контроля со стороны механика-водителя температурного режима работа двигателя, осуществляемого по контрольно-измерительным приборам, а также по пассивным индикаторам сигнализации. Из изученных аналогов в качестве прототипа взято устройство управления режимами охлаждения транспортного средства по SU 1677357 A1, кл. F 01 P 11/16, 1991, содержащее датчик температуры охлаждающей жидкости, соединенной через управляющий элемент с исполнительными механизмами. В процессе войсковой эксплуатации танков наблюдается большое количество отказов по эксплуатационным причинам по вине механиков-водителей, причем зачастую, приводящим к полному выходу из строя двигателя из-за нарушения теплового режима его работы. Таким образом, существующие устройства по обеспечению нормального температурного режима работы двигателя не обеспечивают его надежную работу, что является существенным их недостатком. Температура охлаждающей жидкости зависит от количества тепла, поступающего в охлаждающую жидкость через стенки цилиндров двигателя и от количества тепла, отводимого системой охлаждения в окружающую среду. Количество тепла, поступающего в охлаждающую жидкость, зависит, главным образом, от нагрузки и, в меньшей степени, от частоты вращения коленчатого вала. Количество тепла, отводимого системой охлаждения в окружающую среду, зависит от скорости воздушного потока в радиаторе. Так как нагрузочный и скоростной режим работы двигателя зависит от внешних дорожно-грунтовых условий и навыков механика-водителя, то и тепловой режим работы будет являться функцией этих условий. Задачей предлагаемого технического решения является обеспечение нормального температурного режима двигателя. Указанная задача достигается тем, что предлагаемое устройство управления режимами охлаждения двигателя боевой машины, содержащее датчик температуры охлаждающей жидкости, соединенный через управляющий элемент с исполнительными механизмами, дополнительно снабжено реле времени, а в качестве управляющего элемента использовано реле напряжения бортовой сети, соединенное по входу с датчиком температуры охлаждающей жидкости, а по выходам - с электромагнитом исполнительного механизма бортовых коробок передач непосредственно и исполнительного механизма топливного насоса через реле времени. Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где дана функциональная схема системы управления режимами охлаждения двигателя боевой машины, которая состоит из датчика температуры /1/, реле напряжения бортовой сети /2/, реле времени /3/, электромагнита исполнительного механизма топливного насоса /4/, электромагнита исполнительного механизма бортовых коробок передач /5/, соединительных планок /6/. Датчик температуры /1/ предназначен для выдачи сигнала, пропорционального температуре охлаждающей жидкости. Реле напряжения бортовой сети /2/ служит для подключения напряжения бортовой сети танка к электромагнитам исполнительных механизмов топливного насоса /4/ и бортовых коробок передач /5/ при подаче на него сигнала от датчика /1/, соответствующего температуре охлаждающей жидкости выше допустимого предела. Реле времени /3/ предназначено для подачи электрического сигнала к электромагниту исполнительного механизма топливного насоса с задержкой на 6-8 с по отношению к электромагниту исполнительного механизма бортовых коробок передач. Электромагнит исполнительного механизма топливного насоса /4/ служит для включения топливного насоса двигателя в режим максимальной подачи топлива. Электромагнит исполнительного механизма бортовых коробок передач /5/ предназначен для отключения БКП от двигателя. По исполнению - аналогичен электромагниту /4/. Соединительные планки /6/ служат для соединения якорей электромагнитов /4, 5/ с тягами приводов топливного насоса и БКП. Причем каждая планка имеет паз, позволяющий свободно перемещаться тяге относительно якоря электромагнита при нажатии на педаль подачи топлива /трансмиссии/. Работа устройства заключается в следующем. В исходном положении датчик /1/ вырабатывает сигнал меньше допустимого. При этом силовые контакты реле разомкнуты, детали исполнительных механизмов находятся в исходном состоянии. При поступлении сигнала от датчика /1/ выше допустимого срабатывает реле напряжения бортовой сети /2/ и подключит к бортовой сети электромагниты исполнительных механизмов /4, 5/. Якоря электромагнитов исполнительных механизмов после выбора зазора в пазах перемещают приводы управления топливным насосом и БКП. При этом электромагнит /5/ исполнительного механизма бортовых коробок передач обеспечивает выключение передачи в БКП, а электромагнит исполнительного механизма топливного насоса /4/ - максимальное увеличение подачи топлива в топливном насосе. Подача сигнала на электромагнит исполнительного механизма /4/ осуществляется через реле времени, которое обеспечивает задержку сигнала на 6-8 с. Этим обеспечивается увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя лишь после полного отключения БКП и осуществления минимально необходимого маневра машины. Установка на машины учебно-боевой группы устройства управления режимами охлаждения двигателя значительно повысит надежность силовых установок, исключит аварии двигателей из-за их перегрева. Простота предлагаемого устройства и применение серийно выпускаемых деталей и узлов позволит легко и быстро осуществить реализацию данного изобретения при производстве и модернизации боевых машин и прежде всего танков.Класс F41H7/02 сухопутные, например танки
Класс F01P11/16 связанные с изменением температуры охладителя