устройство защиты электродвигателя погружного электронасоса от "сухого хода"
Классы МПК: | H02H7/08 схемы защиты электрических двигателей H02H7/093 от чрезмерного увеличения или уменьшения числа оборотов |
Автор(ы): | Авраменко М.В., Болховитинов Ю.Б., Гришин А.П. |
Патентообладатель(и): | ООО "АТЭ" (Агротехэлектро) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-06-08 публикация патента:
27.06.2002 |
Изобретение относится к области электротехники и может найти применение в области защиты электродвигателей погружных электронасосов от аварийных режимов работы. Задачей изобретения является упрощение конструкции, повышение надежности и ремонтопригодности устройства. В результате использования предлагаемого изобретения повышается надежность, упрощается конструкция, повышается ремонтопригодность при эксплуатации в условиях сельской местности, что является техническим результатом. Вышеуказанный технический результат достигается тем, что устройство защиты электродвигателя погружного электронасоса от "сухого хода" - работы при отсутствии воды в скважине, включающее датчик "сухого хода" с замыкающими контактами, реле постоянного тока, первая пара размыкающих контактов которого включена в цепь питания катушки магнитного пускателя, понижающий трансформатор, выпрямительный мост, цепь управления реле постоянного тока подключена к выходу выпрямительного моста, при этом параллельно входу выпрямительного моста подключена последовательная цепь из второй пары размыкающих контактов реле постоянного тока и замыкающих контактов датчика "сухого хода", вход выпрямительного моста через гасящий резистор подключен к вторичной обмотке понижающего трансформатора, первичная обмотка которого подключена к сети. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Устройство защиты электродвигателя погружного электронасоса от "сухого хода", содержащее датчик "сухого хода" с замыкающими контактами, реле постоянного тока, первая пара размыкающих контактов которого включена в цепь питания катушки магнитного пускателя, понижающий трансформатор, выпрямительный мост, отличающееся тем, что цепь управления реле постоянного тока подключена к выходу выпрямительного моста, при этом параллельно входу выпрямительного моста подключена последовательная цепь из второй пары размыкающих контактов реле постоянного тока и замыкающих контактов датчика "сухого хода", вход выпрямительного моста через гасящий резистор подключен к вторичной обмотке понижающего трансформатора, первичная обмотка которого подключена к сети. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что контакты датчика "сухого хода" выполнены в виде пластин или кольцевых трубок.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области электротехники и может найти применение в области защиты электродвигателей погружных электронасосов от аварийных режимов работы. Известно устройство защиты электродвигателя погружного насоса от "сухого хода" - работы при отсутствии воды в скважине (Устройство комплектное "Каскад", ТУ 16-536.678-81, 1981г.). Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство комплектное "Каскад" для автоматического управления и защиты скважинных насосов с погружными электродвигателями, содержащий электроконтактный датчик "сухого хода", контакты которого подключены к входу блока защиты, сигнал с которого поступает в выходной узел, реле постоянного тока с катушкой, магнитный пускатель, понижающий трансформатор, диодный выпрямительный мост. (Устройство комплектное "Каскад" для автоматического управления и защиты скважинных насосов с погружными электродвигателями. Проспект 08.17.07-82-Информэлектро, 1983 г.). Выходной узел в данном устройстве при появлении аварийного сигнала отключает реле, замыкающий контакт которого включен в цепь питания катушки магнитного пускателя, подключающего к сети электронасос. Недостатком известного устройства является то, что блок защиты и выходной узел построены с использованием полупроводниковых приборов и микросхем, а также сложность конструкции, малая надежность и ремонтопригодность при эксплуатации в условиях сельской местности. Задачей изобретения является упрощение конструкции, повышение надежности и ремонтопригодности устройства. В результате использования предлагаемого изобретения повышается надежность, упрощается конструкция, повышается ремонтопригодность при эксплуатации в условиях сельской местности. Вышеуказанный технический результат достигается тем, что в устройстве защиты электродвигателя погружного электронасоса от "сухого хода" - работы при отсутствии воды в скважине, включающем датчик "сухого хода" с замыкающими контактами, реле постоянного тока, первая пара размыкающих контактов которого включена в цепь питания катушки магнитного пускателя, понижающий трансформатор, выпрямительный мост, цепь управления реле постоянного тока подключена к выходу выпрямительного моста, при этом параллельно входу выпрямительного моста подключена последовательная цепь из второй пары размыкающих контактов реле постоянного тока и замыкающих контактов датчика "сухого хода", вход выпрямительного моста через гасящий резистор подключен к вторичной обмотке понижающего трансформатора, первичная обмотка которого подключена к сети. Результат достигается тем, что в предлагаемом устройстве блок защиты и выходной узел отсутствуют, не используются, а датчик "сухого хода" непосредственно управляет током катушки реле через гасящий резистор. Включенный параллельно датчик шунтирует катушку реле и при наличии воды в скважине устойчиво удерживает реле в отключенном состоянии. Контакты датчика выполнены в виде пластин или кольцевых трубок. Сущность изобретения поясняется чертежем, на котором представлена общая схема устройства защиты электродвигателя погружного электронасоса от "сухого хода" - работы при отсутствии воды в скважине. Устройство содержит магнитный пускатель 1, реле постоянного тока 2, замыкающие контакты датчика "сухого хода" 3, гасящий резистор 4, элементы цепи питания реле - понижающий трансформатор 5, диодный выпрямительный мост 6, предохранитель 7, электронасос 8, замыкающие контакты реле постоянного тока 9 и размыкающие контакты реле постоянного тока 10. Катушка магнитного пускателя 1 соединена через замыкающий контакт 9 реле постоянного тока 2 с трехфазной сетью питания. Контакты датчика "сухого хода" 3 через нормально замкнутый контакт 10 исполнительного реле 2 подсоединен параллельно к входу выпрямительного моста 6, к выходу которого подключена катушка реле (цепь управления) 2. Гасящий резистор 4 соединен последовательно с вторичной обмоткой понижающего трансформатора 5 и через размыкающий контакт 10 с контактами датчика "сухого хода" 3. Гасящий резистор 4, вход (выводы переменного тока) выпрямительного моста 6 и вторичная обмотка понижающего трансформатора 5 образуют замкнутую последовательную цепь. Электронасос 8 подключен через контакты магнитного пускателя 1 к трехфазной сети. Предлагаемое устройство работает следующим образом. При наличии воды в скважине датчик "сухого хода" 3 шунтирует реле 3 и напряжение цепи питания почти полностью падает на гасящем резисторе 4. Реле 2 не включено. При выходе датчика 3 из воды реле 2 включается и отключает электронасос 8. При появлении воды вновь реле 2 не отключается, так как цепь шунтирования разомкнута размыкающим контактом реле 10. Сопротивление гасящего резистора 4 выбирается из условия получения на катушке реле 2 необходимого напряжения включения.Класс H02H7/08 схемы защиты электрических двигателей
Класс H02H7/093 от чрезмерного увеличения или уменьшения числа оборотов