способ определения азимута в системах навигации, топопривязки, наведения и прицеливания (варианты)

Классы МПК:G01C19/38 осуществляющие поиск направления на север с помощью немагнитных средств, например гирокомпасы 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно- исследовательский институт "Сигнал"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-03-06
публикация патента:

Способ предназначен для использования при разработке, изготовлении и эксплуатации систем навигации, топопривязки, наведения и прицеливания для наземной техники. Изобретение позволяет значительно снизить при начальном ориентировании время определения азимута и увеличить точность определения азимута за заданный промежуток времени. Способ базируется на определенной численной обработке выходной информации курсовой системы в бортовом вычислителе и на соответствующем управлении режимами работы курсовой системы (режимом гироазимута, режимом гирокомпаса, режимом ускоренного разворота курсового гироскопа). 2 с. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Способ определения истинного азимута оси объекта при первоначальном ориентировании при неизвестном азимутальном направлении оси объекта, заключающийся в том, что в начальный момент заданного промежутка времени определения азимута включают режим компаса установленной на объекте системы самоориентирующейся с курсовым гироскопом в кардановом подвесе и курсовым датчиком угла, в конечный момент заданного промежутка времени определения азимута перед выключением режима компаса и включением режима хранения направления в бортовом вычислителе фиксируют значение истинного азимута оси объекта: Aист = A+способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936A, где Аист - значение истинного азимута оси объекта; А - значение угла с датчика курсового угла системы самоориентирующейся; способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936A - постоянная угловая поправка, зависящая от расположения системы самоориентирующейся на объекте, причем после включения режима компаса путем обработки выходной информации с курсового датчика угла системы самоориентирующейся в бортовом вычислителе определяют значение угловой скорости движения главной оси курсового гироскопа к плоскости меридиана и затем, если значение скорости меньше определенного значения, включают временно режим ускоренного разворота курсового гироскопа на фиксированный угол, отличающийся тем, что после включения режима компаса путем обработки выходной информации с курсового датчика угла системы самоориентирующейся в бортовом вычислителе определяют значение и знак угловой скорости способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936 и углового ускорения W движения главной оси курсового гироскопа к плоскости меридиана и азимутальный сектор относительно земных ориентиров, в котором в данный момент находится главная ось курсового гироскопа:

северный или южный сектор - если |W|<W,|способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936|<способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*;

восточный сектор - если |W|<W,|способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936|способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936>0;

западный сектор - если |W|<W,|способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936|способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0;W*,W<0,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936>0;

северо-западный сектор - если |W|способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936W*,W>0,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0;W*,W>0,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936>0;

юго-западный сектор - если |W|способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936W*,W<0,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0;
способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936* - фиксированное заданное значение угловой скорости,

затем включают временно режим ускоренного разворота курсового гироскопа на фиксированный угол, находящийся в зависимости от азимутального сектора в диапазоне:

способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/16способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*1, если северный или южный сектор и способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360;

-способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/16способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*1, если северный или южный сектор и способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0;/2способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*2, если восточный сектор;

-способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/2способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*2, если западный сектор;

способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/4способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*3, если северо-восточный сектор;

-способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/4способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*3, если северо-западный сектор;

3способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/4способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*4, если юго-восточный сектор;

-3способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/4способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*4, если юго-западный сектор,

где способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*1,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*2,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*3,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*4 - фиксированные заданные значения курсового угла,

затем, если ось курсового гироскопа находится в северном или южном секторе, определяют угловую скорость способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936 и уточняют сектор:

северный сектор, если способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360 или способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360;

южный сектор, если способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360 или способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360,способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360;

и включают временно режим ускоренного разворота курсового гироскопа на фиксированный угол, находящийся в диапазоне:

способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 218493616способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*1, если северный сектор и способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360;

-способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 218493616способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*1, если северный сектор и способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0;-способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*2, если южный сектор и способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360;

-способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936+способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*2, если южный сектор и способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0.*, при этом увеличивают количество определяемых азимутальных секторов.

3. Способ определения истинного азимута оси объекта при первоначальном ориентировании при неизвестном азимутальном направлении оси объекта, заключающийся в том, что в начальный момент заданного промежутка времени определения азимута включают режим компаса установленной на объекте системы самоориентирующейся с курсовым гироскопом в кардановом подвесе и курсовым датчиком угла, а в конечный момент заданного промежутка времени определения азимута перед выключением режима компаса и включением режима хранения направления в бортовом вычислителе фиксируют значение истинного азимута оси объекта: Aист = A+способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936A, где Аист - значение истинного азимута оси объекта; А - значение угла с датчика курсового угла системы самоориентирующейся; способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936A - постоянная угловая поправка, зависящая от расположения системы самоориентирующейся на объекте, отличающийся тем, что с начального момента заданного промежутка времени определения азимута выполняется последовательность шагов, каждый из которых состоит из включения режима гирокомпаса, определения путем обработки информации с датчика курсового угла системы самоориентирующейся в бортовом вычислителе знака угловой скорости и включения режима ускоренного разворота курсового гироскопа на угол, знак которого совпадает с определенным на этом же шаге знаком угловой скорости, а абсолютное значение определяется согласно фиксированной стратегии по значениям предшествующих углов разворота до тех пор, пока абсолютное значение угла разворота не станет меньше заданного порогового значения либо пока время выполнения последовательности шагов не превысит заданное.

4. Способ по п. 3, отличающийся тем, что если знаки угловых скоростей на предыдущем и текущем шагах отличаются, то абсолютное значение угла разворота на текущем шаге уменьшается на фиксированный коэффициент больше единицы по сравнению со значением на предыдущем шаге, если совпадают знаки угловых скоростей не более чем на двух последних шагах подряд, то абсолютные значения углов разворота на них равны, а если на двух и более шагах подряд, то абсолютное значение угла разворота на текущем шаге определяется как сумма абсолютных значений углов разворота на двух предшествующих шагах, но не больше заданного значения.

5. Способ по п. 3, отличающийся тем, что если знаки угловых скоростей на предыдущем и текущем шагах совпадают, то абсолютное значение угла разворота на текущем шаге увеличивается согласно числам Фибоначчи.

6. Способ по п. 3, отличающийся тем, что если знаки угловых скоростей на предыдущем и текущем шагах отличаются, то абсолютное значение угла разворота на текущем шаге определяется согласно правилу золотого сечения.

7. Способ по пп. 3-6, отличающийся тем, что выключение режима гирокомпаса производят ранее конечного момента заданного промежутка времени определения азимута, выдерживая после окончания циклических ускоренных разворотов фиксированный заданный промежуток времени.

8. Способ по пп. 1-6, отличающийся тем, что перед выключением режима компаса путем обработки выходной информации с датчика курсового угла системы самоориентирующейся в бортовом вычислителе определяют значение угла А как среднее значение за фиксированный заданный промежуток времени значений Аj, где j - цикл передачи информации с системы самоориентирующейся в бортовой вычислитель.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке, изготовлении и эксплуатации систем навигации, топопривязки, наведения и прицеливания для объектов наземной техники.

Известны системы навигации и топопривязки, например [1], в которых в качестве средства начального ориентирования используется гироскопическая курсовая система с режимом самоориентирования.

Известны курсовые системы, в частности системы самоориентирующиеся гирокурсокреноуказания [2] и [3], в которых аппаратно, т.е. физически, реализованы различные режимы работы курсового гироскопа - режим гироазимута (режим ГА) или режим хранения заданного направления, режим гирокомпаса (режим ГК) или режим самоориентирования, режим разворота гироскопа (режим РГ) или режим ускоренного приведения оси гироскопа к заданному азимутальному направлению.

В качестве прототипа принят способ определения истинного азимута в системе навигации и топопривязки с системой самоориентирующейся гирокурсокреноуказания [3].

На фиг.1 представлена блок-схема системы навигации и топопривязки, которая состоит из датчиков первичной информации 1 и бортового вычислителя 2.

Датчиками первичной информации являются датчики пути (механические и доплеровские) и курсовая система - система самоориентирующаяся гирокурсокреноуказания.

Бортовым вычислителем является координатор с устройством ввода-вывода информации.

Физическим устройством, в котором реализуется способ-прототип определения азимута, является устройство 3 - система самоориентирующаяся гироскопическая курсокреноуказания и бортовой вычислитель.

Способы определения истинного азимута реализованы в прототипе следующим образом.

Исходным режимом системы самоориентирующейся гирокурсокреноуказания при включении системы навигации и топопривязки является режим ГА. При этом главная ось (вектор кинетического момента) курсового гироскопа занимает в плоскости горизонта произвольное азимутальное направление, информация о котором передается с курсового датчика угла системы самоориентирующейся гирокурсокреноуказания в бортовой вычислитель.

Для определения истинного азимута Аист оси объекта необходимо произвести первоначальное ориентирование. Для этого включают режим ГК системы самоориентирующейся гирокурсокреноуказания. При этом главная ось курсового гироскопа стремится совместиться в плоскости горизонта с плоскостью меридиана в северном направлении. Через определенный промежуток времени, необходимый для физического приведения главной оси курсового гироскопа к северному направлению, с курсового датчика угла в бортовой вычислитель поступает установившееся значение А курсового угла. В бортовом вычислителе системы навигации и топопривязки фиксируется (вычисляется) значение истинного азимута оси объекта:

Aист= A+способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936A,

где способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936A - постоянная угловая поправка, зависящая от расположения системы самоориентирующейся гирокурсокреноуказания на объекте.

Такой способ используется в системах навигации и топопривязки, для которых заданное время определения азимута больше времени физического приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в северном направлении с неустойчивого южного направления.

Однако к системам наведения и прицеливания и к большинству систем навигации и топопривязки для объектов наземной техники предъявляются жесткие требования по времени начального ориентирования (требуется сравнительно малое время определения истинного азимута оси объекта после включения системы с обеспечением требуемых высоких точностных характеристик).

На фиг. 2 представлены графики изменения курсового угла от времени при приведении главной оси курсового гироскопа в режиме ГК в плоскость меридиана в северное (С) направление с неустойчивого южного (Ю) направления через западное (З) и восточное (В) направления (график способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936гк(з)= f(t) и график способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936гк(в)= f(t) соответственно), графики изменения угловой скорости такого приведения способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936 соответственно) и графики изменения курсового угла от времени при ускоренном развороте курсового гироскопа в режиме РГ в юго-западном (Ю-З) и юго-восточном (Ю-В) направлениях (график способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936рг(ю-з)= f(t) и график способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936рг(ю-в)= f(t) соответственно).

При определенных условиях время приведения ТГК главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в северном направлении (С) в режиме ГК может быть относительно большим, больше заданного времени Тзад начального ориентирования объекта. Наибольшим такой промежуток времени является в случае, когда главная ось курсового гироскопа при включении системы навигации и топопривязки занимает в плоскости горизонта южное направление (Ю).

Для уменьшения времени первоначального ориентирования, если главная ось курсового гироскопа занимает южное направление при включении системы навигации и топопривязки, после включения режима ГК в бортовом вычислителе измеряют (вычисляют) скорость приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана, и если значение скорости меньше определенного значения способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*, включают режим ускоренного разворота курсового гироскопа в произвольном направлении на заданный фиксированный угол способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936рг (режим РГ) [3], т.о. осуществляется так называемый "отброс" главной оси курсового гироскопа с зоны неустойчивого равновесия.

Как видно из графиков на фиг.2, если после включения режима ГК отклонение главной оси курсового гироскопа от северного (С) направления превышает значение способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936Ю, то время приведения в режиме ГК (время определения истинного азимута) превысит заданное значение Тзад. Из графиков видно, что угловая скорость приведения при этом меньше некоторого фиксированного значения способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*. Поэтому, если после включения режима ГК главная ось находится на участке Ю - точка 1 (1") или участке С - точка 2 (2""), то в режиме РГ разворачивают курсовой гироскоп на фиксированный угол способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936РГ, если же главная ось находится на участке точка 1 (1") - точка 2 (2"), то режим РГ не используется.

Используемый в качестве прототипа способ имеет существенные недостатки.

В связи с тем, что курсовой гироскоп в режиме РГ разворачивается на фиксированный угол способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936РГ в произвольном направлении (в ту или иную сторону, без учета знака), возможен случай, когда способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936TРГ+способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936TГКспособ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936Tзад. Этот недостаток иллюстрируется на фиг.2 предельным случаем, когда главная ось курсового гироскопа после включения режима ГК находится в точке 1 (или точке 1") и при этом разворот курсового гироскопа осуществляется в юго-восточном направлении (или в юго-западном для точки 1"):

способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936TРГ+способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936TГК(1")способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936Tзад.

При этом появляется высокая вероятность получения погрешности определения истинного азимута больше заданного значения из-за отсутствия достаточного времени для завершения переходного процесса в зоне устойчивого равновесия при приведении главной оси курсового гироскопа в северное (С) направление.

Существенным недостатком рассматриваемого метода является то, что заданное время определения истинного азимута Тзад не может быть намного меньше реального времени приведения ТГК главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана:

3/4ТГКспособ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936Тзад.

Изобретение направлено на значительное снижение времени определения азимута и увеличение точности определения азимута за заданный промежуток времени при начальном ориентировании в системах навигации, топопривязки, наведения и прицеливания. Предлагаемые способы базируются на определенной численной обработке выходной информации курсовой системы в бортовом вычислителе и на соответствующем управлении режимами работы курсовой системы (режимом ГА, режимом ГК, режимом РГ).

Это достигается тем, что в варианте 1 способа определения истинного азимута оси объекта при первоначальном ориентировании при неизвестном азимутальном направлении оси объекта в начальный момент заданного промежутка времени определения азимута включают режим компаса установленной на объекте системы самоориентирующейся с курсовым гироскопом в кардановом подвесе и курсовым датчиком угла, а в конечный момент заданного промежутка времени определения азимута перед выключением режима компаса и включением режима хранения направления в бортовом вычислителе фиксируют значение истинного азимута оси объекта:

Aист= A+способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936A,

где Аист - значение истинного азимута оси объекта;

А - значение угла с датчика курсового угла системы самоориентирующейся;

способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936A - постоянная угловая поправка, зависящая от расположения системы самоориентирующейся на объекте;

причем после включения режима компаса путем обработки выходной информации с курсового датчика угла системы самоориентирующейся в бортовом вычислителе определяют значение и знак угловой скорости способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936 и углового ускорения W движения главной оси курсового гироскопа к плоскости меридиана и азимутальный сектор относительно земных ориентиров, в котором в данный момент находится главная ось курсового гироскопа:

северный или южный сектор, если |W| < W*, |способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936|<способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*;

восточный сектор, если |W| < W*, |способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936|способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936>0;

западный сектор, если |W| < W*, |способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936|способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0; W*, W<0, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0; W*, W>0, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0; W*, W>0, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936>0;

юго-западный сектор, если |W| способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936 W*, W<0, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0;
способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936* - фиксированное заданное значение угловой скорости,

затем включают временно режим ускоренного разворота курсового гироскопа на фиксированный угол, находящийся, в зависимости от азимутального сектора, в диапазоне:

способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/16способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*1, если северный или южный сектор и способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360;

-способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/16способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*1, если северный или южный сектор и способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0;/2способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*2, если восточный сектор;

-способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/2способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*2, если западный сектор;

способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/4способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*3, если северо-восточный сектор;

-способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/4способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*3, если северо-западный сектор;

3способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/4способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*4, если юго-восточный сектор;

-3способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/2способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*4, если юго-западный сектор;

где способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*1, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*2, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*3, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*4/- фиксированные заданные значения курсового угла,

затем, если ось курсового гироскопа находится в северном или южном секторе, определяют угловую скорость способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936 и уточняют сектор:

северный сектор, если способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360 или способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0;<0, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0 или способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360, способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360;

и включают временно режим ускоренного разворота курсового гироскопа на фиксированный угол, находящийся в диапазоне:

способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/16способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*1, если северный сектор и способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360;

-способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936/16способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*1, если северный сектор и способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0;-способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*2, если южный сектор и способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 21849360;

-способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936+способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*2, если южный сектор и способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936<0.* (задают большее число фиксированных значений W* и (или) способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936*, при этом увеличивают количество определяемых азимутальных секторов) увеличивается количество предварительно определяемых азимутальных секторов и, таким образом, более точно предварительно определяется местоположение оси курсового гироскопа относительно плоскости меридиана, и, как следствие, осуществляется более точное предварительное приведение оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в северном направлении.

В варианте 2 способа определения истинного азимута оси объекта при первоначальном ориентировании при неизвестном азимутальном направлении оси объекта снижение времени определения истинного азимута при обеспечении требуемой точности определения азимута за заданный промежуток времени достигается тем, что в начальный момент заданного промежутка времени определения азимута включают режим компаса установленной на объекте системы самоориентирующейся с курсовым гироскопом в кардановом подвесе и курсовым датчиком угла, а в конечный момент заданного промежутка времени определения азимута перед выключением режима компаса и включением режима хранения направления в бортовом вычислителе фиксируют значение истинного азимута оси объекта:

Aист=A+способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936A,

где Аист - значение истинного азимута оси объекта;

А - значение угла с датчика курсового угла системы самоориентирующейся;

способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936A - постоянная угловая поправка, зависящая от расположения системы самоориентирующейся на объекте;

при этом с начального момента заданного промежутка времени определения азимута выполняется последовательность шагов, каждый из которых состоит из включения режима ГК, определения путем обработки информации с датчика курсового угла системы самоориентирующейся в бортовом вычислителе знака угловой скорости и включения режима ускоренного разворота курсового гироскопа на угол, знак которого совпадает с определенным на этом же шаге знаком угловой скорости, а абсолютное значение определяется согласно фиксированной стратегии по значениям предшествующих углов разворота до тех пор, пока абсолютное значение угла разворота не станет меньше заданного порогового значения либо пока время выполнения последовательности шагов не превысит заданное.

Если знаки угловых скоростей на предыдущем и текущем шагах отличаются, то абсолютное значение угла разворота на текущем шаге уменьшается на фиксированный коэффициент больше единицы по сравнению со значением на предыдущем шаге, если совпадают знаки угловых скоростей не более чем на двух последних шагах подряд, то абсолютные значения углов разворота на них равны, а если на двух и более шагах подряд, то абсолютное значение угла разворота на текущем шаге определяется как сумма абсолютных значений углов разворота на двух предшествующих шагах, но не больше заданного значения.

Если знаки угловых скоростей на предыдущем и текущем шагах совпадают, то абсолютное значение угла разворота на текущем шаге увеличивается согласно числам Фибоначчи.

Если знаки угловых скоростей на предыдущем и текущем шагах отличаются, то абсолютное значение угла разворота на текущем шаге определяется согласно правилу золотого сечения.

Выключение режима ГК производят ранее конечного момента заданного промежутка времени определения азимута, выдерживая после окончания циклических ускоренных разворотов фиксированный заданный промежуток времени.

Перед выключением режима компаса путем обработки выходной информации с датчика курсового угла системы самоориентирующейся в бортовом вычислителе определяют значение угла А как среднее значение за фиксированный заданный промежуток времени значений Аj, где j - цикл передачи информации с системы самоориентирующейся в бортовой вычислитель.

На фиг.1 представлена блок-схема системы навигации и топопривязки.

На фиг. 2 представлены графики изменения курсового угла от времени при приведении главной оси курсового гироскопа в режиме ГК в плоскость меридиана, графики изменения угловой скорости такого приведения и графики изменения курсового угла от времени при ускоренном развороте курсового гироскопа в режиме РГ.

На фиг. 3 представлены график изменения курсового угла от времени способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936 = f(t) при приведении главной оси курсового гироскопа в режиме гирокомпаса в плоскость меридиана в северном (С) направлении в случае, если после включения режима гирокомпаса главная ось курсового гироскопа находилась в южном (Ю) направлении и отклонилась от положения неустойчивого равновесия в западном (З) направлении, графики способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936 изменения угловой скорости и углового ускорения такого приведения соответственно.

На фиг. 4 представлены график изменения курсового угла от времени способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936 = f(t) при приведении главной оси курсового гироскопа в режиме гирокомпаса в плоскость меридиана в северном (С) направлении в случае, если после включения режима гирокомпаса главная ось курсового гироскопа находилась в южном (Ю) направлении и отклонилась от положения неустойчивого равновесия в восточном (В) направлении, графики способ определения азимута в системах навигации,   топопривязки, наведения и прицеливания (варианты), патент № 2184936 изменения угловой скорости и углового ускорения такого приведения соответственно.

Сущность предлагаемого способа наглядно демонстрируется при помощи графиков, представленных на фиг.3 и фиг.4.

Значительные преимущества предлагаемого 1-го варианта способа, по сравнению с прототипом, заключаются в том, что в режиме ГК измеряются с учетом знака угловые скорость и ускорение приведения оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в северном направлении. При этом первая оценка местоположения оси курсового гироскопа относительно плоскости меридиана производится по знаку и величине углового ускорения. Учитывая то, что угловое ускорение имеет низкую крутизну характеристики при нахождении главной оси курсового гироскопа близко к южному или северному направлению, сравнительно высокую крутизну при нахождении главной оси в других направлениях, обеспечивается достаточно надежный выбор фиксированного заданного значения углового ускорения W* для начального определения местоположения оси курсового гироскопа относительно плоскости меридиана. Учитывая также то, что угловое ускорение меняет свой знак при приведении оси курсового гироскопа с южного к северному направлению, обеспечивается определение нескольких азимутальных секторов местоположения оси курсового гироскопа относительно плоскости меридиана.

Для 2-го варианта предлагаемого способа стратегия изменения абсолютной величины угла ускоренного разворота курсового гироскопа определяется так, чтобы при чередовании знаков угловых скоростей в режиме ГК ось курсового гироскопа колебалась около точки устойчивого равновесия. Абсолютные величины углов ускоренного разворота образовывают убывающую последовательность, а при совпадении знаков угловых скоростей - возрастающую последовательность, причем убывание первой последовательности должно быть быстрее, чем возрастание второй. В этом случае, при колебаниях оси курсового гироскопа около точки устойчивого равновесия, соответствующей истинному азимуту, гарантируется уменьшение углов ускоренного разворота и приближение угла курсового гироскопа к истинному азимуту, а при случайном колебании курсового гироскопа в результате возмущений в точке, не являющейся точкой устойчивого равновесия, он будет уведен от нее в направлении истинного азимута. Критерием принятия решения о прекращении процедуры пошаговых ускоренных разворотов является уменьшение угла ускоренного разворота на очередном шаге меньше заданного порогового значения, а критерием невозможности определения азимута за заданный промежуток времени с заданной точностью и надежностью в условиях внешних возмущений больше допустимых является неуменьшение угла ускоренного разворота меньше заданного порогового значения за заданный промежуток времени.

В случае, когда выключение режима ГК производят ранее конечного момента заданного промежутка времени определения азимута, выдерживая после окончания циклических ускоренных разворотов фиксированный заданный промежуток времени, необходимый для завершения переходных процессов и точного физического гирокомпасирования, можно определить истинный азимут с заданной точностью за время меньше заданного времени определения азимута, если время прекращении процедуры пошаговых ускоренных разворотов наступило ранее конечного момента определения азимута (критерием является уменьшение угла ускоренного разворота на очередном шаге меньше заданного порогового значения).

В случае, когда перед выключением режима компаса путем обработки выходной информации с датчика курсового угла системы самоориентирующейся в бортовом вычислителе определяют значение угла А как среднее значение за фиксированный заданный промежуток времени значений Аj, где j - цикл передачи информации с системы самоориентирующейся в бортовой вычислитель, можно повысить точность определения истинного азимута за заданный промежуток времени за счет сглаживания (фильтрации) переходных процессов.

Физическим устройством, в котором реализуется предлагаемый способ определения азимута, является курсовая система с бортовым вычислителем. В качестве курсовой системы может использоваться система самоориентирующаяся гирокурсокреноуказания и другие системы, построенные на аналогичных физических принципах. В качестве бортового вычислителя могут использоваться различные вычислительные и микропроцессорные средства и системы с устройствами ввода-вывода и отображения информации - от координатора, вычислителя до персональных электронно-вычислительных машин, в том числе типа Notebook (в зависимости от конкретной системы навигации, топопривязки, наведения и прицеливания).

ЛИТЕРАТУРА

1. Изделие 1Т215М. Техническое описание АЮИЖ. 462414.020. ГУП "ВНИИ "Сигнал", г. Ковров, 1998 г.

2. Патент 2124184 на изобретение "Система самоориентирующаяся гироскопическая курсокреноуказания" по заявке 96123540, приоритет от 15.12.96 г. - Изобретения (патенты и заявки). - 1998. - Бюллетень 36. - С.403.

3. Свидетельство 9521 на полезную модель "Система самоориентирующаяся гироскопическая курсокреноуказания" по заявке 98106046, приоритет от 06.04.98 г. - Полезные модели. Промышленные образцы. - 1999. - Бюллетень 3. - С.52.

Класс G01C19/38 осуществляющие поиск направления на север с помощью немагнитных средств, например гирокомпасы 

гирокомпас -  патент 2526477 (20.08.2014)
способ определения курса путем поворота инерциального устройства -  патент 2499223 (20.11.2013)
способ определения курса в направлении географического севера при помощи инерциального счетчика текущих координат -  патент 2463558 (10.10.2012)
маркшейдерский гирокомпас -  патент 2445574 (20.03.2012)
гироазимуткомпас с автоматической коррекцией широты места судна -  патент 2419767 (27.05.2011)
аналитический гирокомпас для квазистатических измерений -  патент 2408843 (10.01.2011)
гирокомпас -  патент 2339910 (27.11.2008)
гирокомпас -  патент 2331844 (20.08.2008)
корректируемая система инерциальной навигации и стабилизации -  патент 2319930 (20.03.2008)
система самоориентирующаяся гироскопическая курсокреноуказания (варианты) -  патент 2316730 (10.02.2008)
Наверх