полнонапорный водозаборник водометного движителя
Классы МПК: | B63H11/08 вращающегося типа B63H11/10 средства для отклонения струи или воздействия на ее сечение |
Автор(ы): | Соловьев А.П., Шевчик В.А. |
Патентообладатель(и): | Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-06-07 публикация патента:
20.07.2002 |
Использование: изобретение относится к судостроению, в частности к водозаборникам быстроходных судов с водометными и гидрореактивными движителями, преимущественно с глубокопогруженной приемной частью. Сущность изобретения: в полнонапорном водозаборнике, содержащем водоприемный патрубок и проточный трубопровод с поворотными коленами, внутри проточного трубопровода размещены одно или несколько крыльев с элементами механизации или без них, закрепленных к боковым стенкам трубопровода, при этом засасывающая поверхность крыльев обращена в сторону водоприемного патрубка. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Полнонапорный водозаборник водометного движителя, содержащий водоприемный патрубок и проточный трубопровод с поворотными коленами, отличающийся тем, что внутри проточного трубопровода размещены одно или несколько крыльев с элементами механизации или без них, закрепленных к боковым стенкам трубопровода, при этом засасывающая поверхность крыльев обращена в сторону водоприемного патрубка.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к водозаборникам быстроходных судов с водометными и гидрореактивными движителями, и может быть использовано для увеличения силы тяги и КПД движителей. Устройство может быть применено также на водозаборниках атомных энергетических установок подводных лодок для обеспечения их хода в аварийных ситуациях или в качестве резервного движителя. Известен принятый в качестве ближайшего аналога водозаборник, состоящий из водоприемного патрубка и проточного трубопровода с поворотными коленами. Недостатком его является большое внешнее сопротивление и гидравлические потери (Русецкий А.А. Движители судов с динамическими принципами поддержания. - Л.: Судостроение, 1979 г., с. 188, 189). Для компенсации сопротивления водозаборника и гидравлических потерь и тем самым увеличения силы тяги и повышения КПД движителя в известном устройстве внутри проточного трубопровода размещены одно или несколько крыльев с элементами механизации или без них, закрепленных к боковым стенкам трубопровода, при этом засасывающая поверхность крыльев обращена в сторону водоприемного патрубка. Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлено продольное сечение водозаборника с сечением а-а. Устройство содержит проточный трубопровод 1, входной патрубок 2, нижнее 3 и верхнее 4 поворотные колена, крылья 5 и 6 с закрылками 7 и 8, а также насос 9. Устройство работает следующим образом. При работе насоса 9 и под действием скоростного напора вода поступает во входной патрубок 2, а затем в прямую часть трубопровода 1. На крыльях 5 и 6 с закрылками 7 и 8 при обтекании их водой появляется подъемная сила, направленная в сторону движения судна. Выполним оценку эффекта изобретения на примере судна с водометным движителем с глубокопогруженной приемной частью. Скорость судна 34 узла, упор движителя 81,4 кН, диаметр насоса 0,91 м, расход воды 6 м3/с. Примем "живое" сечение трубопровода в районе установки крыльев в виде прямоугольника 1х6,0 м и длину между поворотными коленами 4,5 м, скорость потока в трубопроводе 10 м/с. Разместим в трубопроводе три крыла с закрылками (или с интерцепторами на задней кромке) по потоку NАСА-15 длиной 0,6 м и хордой 1,2 м. При угле атаки 10o и угле перекладки закрылка 10o (Су =0,3 для = 0,5)) подъемная сила крыла равнаи трех - 32400 кН. Примем, что стесненность потока в трубопроводе с крыльями, пограничный слой на крыльях в местах крепления крыльев уменьшат подъемную силу на 10%. Тогда получил подъемную силу, равную 32,4 х 0,9 = 29,16 кН. Допустим, что изменение характера движения потока в трубопроводе с крыльями вызовет дополнительное сопротивление, вносимое крыльями, равное 1/10 подъемной силы, т.е. 3,24 кН (коэффициент гидродинамического качества крыла 1/10). Тогда дополнительная сила тяги от установки крыльев составит при вертикальном трубопроводе 29,16 кН - 3,24 кН = 25,92 кН или 31,8% от упора движителя без крыльев в трубопроводе. Дополнительная тяга даст около 3,2 узлов приращения скорости и повышение КПД движителя на 9-10%. Указанный пример далеко не оптимален. В принципе могут быть использованы крылья с существенно более высоким коэффициентом гидродинамического качества, использованы различные способы снижения сопротивления трения крыльев и т.п. Устройство сравнительно простое в реализации, может быть применено на существующих и проектируемых кораблях с водометными движителями.
Класс B63H11/08 вращающегося типа
центробежное тяговое устройство - патент 2455525 (10.07.2012) | |
водометный движитель - патент 2455191 (10.07.2012) | |
инерционный двигатель богданова - патент 2449170 (27.04.2012) | |
водометный движитель - патент 2427498 (27.08.2011) | |
скоростное глиссирующее судно - патент 2387569 (27.04.2010) | |
судовой движитель - патент 2381953 (20.02.2010) | |
способ преобразования центробежной силы в силу тяги - патент 2381952 (20.02.2010) | |
судно на воздушной каверне с водометным движителем - патент 2381131 (10.02.2010) | |
двухрежимный водозаборник водометного движителя судна - патент 2360832 (10.07.2009) | |
водометный движитель - патент 2357891 (10.06.2009) |
Класс B63H11/10 средства для отклонения струи или воздействия на ее сечение