способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом

Классы МПК:B60S5/02 подача топлива к транспортным средствам; общее расположение оборудования на заправочных станциях
B60P3/24 с отсеками 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Сургутгазпром"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-06-28
публикация патента:

Изобретение относится к области обслуживания транспортных средств. Способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом заключается в прибытии на место заправки передвижного автогазозаправщика с сосудами высокого давления, разделенными запорно-регулирующей арматурой на равные по объему блоки, прицепом с одной или несколькими транспортными ресиверными батареями и заправочными приспособлениями, и заправке одного или одновременно двух транспортных средства. Сосуды высокого давления батарей разделена на два равных по объему блока. После прибытия автогазозаправщика совместно с одной или несколькими транспортными ресиверными батареями подсоединяют блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей к равным по объему блокам сосудов грузового автомобиля. Заправка одного транспортного средства производится от одного блока сосудов высокого давления, управление запорно-регулирующей арматурой которого осуществляется одной группой органов управления отапливаемой кабины управления запорно-регулирующей арматурой, выполненной сдвоенной с кабиной управления автомобилем. Изобретение повышает эффективность. 3 з.п.ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом, заключающийся в прибытии на назначенное место сбора и последующей заправке транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, передвижного автогазозаправщика, состоящего из грузового автомобиля, оборудованного сосудами высокого давления, разделенными на блоки запорно-регулирующей арматурой, и заправочными приспособлениями, и заправке одного или одновременно двух транспортных средств, отличающийся тем, что автогазозаправщик снабжен одной или несколькими транспортными ресиверными батареями, каждая из которых состоит из автомобильного прицепа и сосудов высокого давления, разделенных на два равных между собой по внутреннему объему блока, а именно, левый блок сосудов высокого давления и правый блок сосудов высокого давления, а после прибытия автогазозаправщика совместно с одной или несколькими транспортными ресиверными батареями подсоединяют блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей к блокам сосудов высокого давления грузового автомобиля, равным между собой по внутреннему объему и состоящим из левого и правого блоков сосудов высокого давления, при этом заправка одного транспортного средства, работающего на сжатом горючем газе, производится от одного блока сосудов высокого давления, управление запорно-регулирующей арматурой которого осуществляется одной группой органов управления, заведенных в отапливаемую кабину управления запорно-регулирующей арматурой, которая выполнена сдвоенной с кабиной управления грузовым автомобилем.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяют к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика последовательно, а именно, левые блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяются к левому блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, а правые блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяются к правому блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяют к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика параллельно, а именно, оба блока сосудов высокого давления одних транспортных ресиверных батарей подсоединяются к одному любому блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, а оба блока сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей подсоединяются к оставшемуся свободным блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяют к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика комбинированно, а именно, блоки сосудов высокого давления одних транспортных ресиверных батарей подсоединяются к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика последовательно, а блоки сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей подсоединяются к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика параллельно.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области обслуживания, содержания, ремонта и переоборудования транспортных средств, подачи топлива к транспортным средствам, общего расположения оборудования на заправочных станциях, и может быть использовано в местах интенсивного транспортного движения, например в сельской местности при проведении посевных и уборочных работ.

В настоящее время в эксплуатации находится значительный парк транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе. Заправка этих транспортных средств сжатым горючим газом осуществляется различными способами.

Известен способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом, основанный на системе стационарно размещенных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. При данном способе заправки транспортные средства, нуждающиеся в сжатом горючем газе, прибывают на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию, где и производится их заправка сжатым горючим газом (см. Гриценко А.И., Боксерман Ю.И., Васильев Ю.Н. и др. Газовое моторное топливо. - М.: ВНИИгаз, 1992, 170-176 с.).

Основным недостатком данного способа заправки транспортных средств сжатым горючим газом является то, что радиус действия транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, становится зависимым от расстояния между автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями и (или) от величины пробега транспортного средства на одной заправке сжатым горючим газом при условии, что транспортные средства обязаны возвращаться на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию для заправки.

Известен способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом, реализуемый посредством транспортной ресиверной батареи, предназначенной не только для заправки транспортных средств сжатым горючим газом, но и для транспортировки сжатого горючего газа (см. Зарембо К.С. Справочник по транспорту горючих газов. М.: Гостоптехиздат, 1962 г., стр. 816, рис.14.14).

Недостатком данного способа заправки является то, что оператор, осуществляющий данный способ заправки, вынужден постоянно находиться на открытом воздухе под воздействием как атмосферных осадков, так и низкой температуры окружающего воздуха в холодное время года. Кроме того, недостатком данного способа заправки является то, что в полевых условиях в сельской местности, где отсутствуют внешние источники электрического тока для освещения рабочего места оператора, а временный источник электрического тока для освещения рабочего места оператора, например аккумуляторная батарея, имеет ограниченный ресурс работы, оператор в темное время суток вынужден прекращать как работу по заправке транспортных средств сжатым горючим газом, так и обслуживание самой транспортной ресиверной батареи из-за отсутствия освещения рабочего места.

Известен способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом, реализуемый посредством транспортной ресиверной батареи, оборудованной будкой управления (см. Зарембо К.С. Справочник по транспорту горючих газов. М.: Гостоптехиздат, 1962, стр. 814, рис.14.13).

Недостатком данного способа заправки является то, что оператор, осуществляющий данный способ заправки, вынужден постоянно находиться под воздействием низкой температуры окружающего воздуха в холодное время года из-за отсутствия обогрева будки управления. Кроме того, как и для раннее приведенного аналога, недостатком данного способа заправки является то, что в полевых условиях в сельской местности, где отсутствуют внешние источники электрического тока для освещения рабочего места оператора, а временный источник электрического тока для освещения рабочего места оператора, например аккумуляторная батарея, имеет ограниченный ресурс работы, оператор в темное время суток вынужден прекращать как работу по заправке транспортных средств сжатым горючим газом, так и обслуживание самой транспортной ресиверной батареи, оборудованной будкой управления, из-за отсутствия освещения рабочего места.

В качестве прототипа выбран способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом, который осуществляется посредством передвижного газозаправщика (см. патент РФ 2147531, Мкл. 6 В 60 Р 3/22).

Недостатком данного способа заправки является то, что при значительном потреблении сжатого горючего газа в качестве моторного топлива, например, в полевых условиях в сельской местности при проведении посевных и уборочных работ, появляется потребность в частой заправке сжатым горючим газом сосудов высокого давления самого передвижного газозаправщика. В связи с этим передвижной газозаправщик исключается из процесса заправки транспортных средств сжатым горючим газом на время, необходимое как на движение передвижного газозаправщика на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию и заправку его сосудов высокого давления сжатым горючим газом, так и на возвращение передвижного газозаправщика на место заправки транспортных средств.

Технический эффект предложенного изобретения заключается в сокращении частоты поездок передвижного автогазозаправщика на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию для пополнения запаса сжатого горючего газа, предназначенного для заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе.

Поставленная цель достигается тем, что способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом, заключающийся в прибытии на назначенное место сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, передвижного автогазозаправщика, состоящего из грузового автомобиля, оборудованного сосудами высокого давления, разделенными на блоки запорно-регулирующей арматурой, и заправочными приспособлениями, и заправляют одно или одновременно два транспортных средства, согласно изобретению включает в себя заправку транспортных средств от передвижного автогазозаправщика, снабженного одной или несколькими транспортными ресиверными батареями, каждая из которых состоит из автомобильного прицепа и сосудов высокого давления, разделенных на два равных между собой по внутреннему объему блока, а именно, левый блок сосудов высокого давления и правый блок сосудов высокого давления, а после прибытия автогазозаправщика совместно с одной или несколькими транспортными ресиверными батареями подсоединяют блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей к блокам сосудов высокого давления грузового автомобиля, равным между собой по внутреннему объему и состоящим из левого и правого блоков сосудов высокого давления, при этом заправка одного транспортного средства, работающего на сжатом горючем газе, производится от одного блока сосудов высокого давления, управление запорно-регулирующей арматурой которого осуществляется одной группой органов управления, заведенных в отапливаемую кабину управления запорно-регулирующей арматурой, которая выполнена сдвоенной с кабиной управления грузовым автомобилем, причем блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяют к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика либо последовательно, а именно левые блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяются к левому блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, а правые блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяются к правому блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, либо параллельно, а именно оба блока сосудов высокого давления одних транспортных ресиверных батарей подсоединяются к одному, любому блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, а оба блока сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей подсоединяются к оставшемуся свободным блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, либо комбинировано, а именно блоки сосудов высокого давления одних транспортных ресиверных батарей подсоединяются к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика последовательно, а блоки сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей подсоединяются к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика параллельно.

Сравнение заявляемого технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна". При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа, не были выявлены и потому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенное отличие".

Ниже приводится порядок осуществления заявляемого способа.

На основе анализа объемов ожидаемых транспортных и других видов работ с использованием транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, и с учетом расстояния до ближайшей автомобильной газонаполнительной компрессорной станции назначается место сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе. При этом место сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, назначается в максимально возможной близости к участку с наиболее интенсивным транспортным движением и ведением других видов работ с использованием транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе.

Передвижной автогазозаправщик совместно с одной или более транспортными ресиверными батареями направляется к месту сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе. При этом управление грузовым автомобилем, являющимся транспортной базой передвижного автогазозаправщика, осуществляет водитель, который совместно с оператором, обслуживающим передвижной автогазозаправщик и транспортные ресиверные батареи, находится в кабине управления грузовым автомобилем.

По прибытию передвижного автогазозаправщика совместно с одной или более транспортными ресиверными батареями к месту сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, оператор и водитель проводят подготовительные работы по организации заправки транспортных средств. К числу этих подготовительных работ относятся, например, заземление передвижного автогазозаправщика и транспортных ресиверных батарей, обозначение их габаритов, организация въездов-выездов на место сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, и т.д.

По завершению подготовительных работ оператор осуществляет подсоединение технологических трубопроводов транспортных ресиверных батарей к технологическим трубопроводам передвижного автогазозаправщика. Это подсоединение производится с применением присоединительных трубопроводов, одни концы которых подсоединяются к технологическим трубопроводам транспортных ресиверных батарей, а другие концы - к технологическим трубопроводам передвижного автогазозаправщика.

Этим самым создается единая технологическая система "сосуды высокого давления передвижного автогазозаправщика - сосуды высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей".

Заправка транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, выполняется по следующим вариантам:

1. Единая технологическая система "сосуды высокого давления передвижного автогазозаправщика - сосуды высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей" обеспечивает заправку транспортных средств за счет высокого давления сжатого горючего газа в блоках сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика и за счет высокого давления в блоках сосудов высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей, которые подсоединены последовательно как к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, так и к блокам сосудов высокого давления друг другу. При этом левый блок сосудов высокого давления первой транспортной ресиверной батареи соединен с левым блоком сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, а левые блоки сосудов высокого давления каждой последующей транспортной ресиверной батареи соединены с левыми блоками сосудов высокого давления предыдущих транспортных ресиверных батарей. Аналогично соединены правый блок сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика и правые блоки сосудов высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей.

2. Единая технологическая система "сосуды высокого давления передвижного автогазозаправщика - сосуды высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей" обеспечивает заправку транспортных средств за счет высокого давления сжатого горючего газа в блоках сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика и за счет высокого давления в блоках сосудов высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей, причем блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей соединены с блоками сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика параллельно. При этом оба блока сосудов высокого давления одних транспортных ресиверных батарей соединены с одним, любым блоком сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, а оба блока сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей соединены с оставшимся свободным блоком сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика.

3. Единая технологическая система "сосуды высокого давления передвижного автогазозаправщика - сосуды высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей" обеспечивает заправку транспортных средств за счет высокого давления сжатого горючего газа в блоках сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика и за счет высокого давления в блоках сосудов высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей, причем блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей соединены с блоками сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика комбинировано. При этом блоки сосудов высокого давления одних транспортных ресиверных батарей соединены с блоками сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика последовательно, а блоки сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей соединены с блоками сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика параллельно.

Транспортные средства, работающие на сжатом природном газе, перемещаясь по территории назначенного места сбора и последующей их заправки через организованные въезды и выезды, подъезжают к заправочным приспособлениям для заправки. Заправочные приспособления расположены как с левой, так и с правой сторон передвижного автогазозаправщика.

Оператор, обслуживающий единую технологическую систему "сосуды высокого давления передвижного автогазозаправщика - сосуды высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей", приступает к заправке транспортных средств сжатым горючим газом. Для этого оператор переходит в кабину управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика и, манипулируя соответствующими органами управления запорно-регулирующей арматурой единой технологической системы "сосуды высокого давления передвижного автогазозаправщика - сосуды высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей", производит заправку либо одного транспортного средства, либо одновременно двух транспортных средств, причем заправка одного, любого транспортного средства сжатым горючим газом производится от одного, любого блока сосудов высокого давления единой технологической системы "сосуды высокого давления передвижного автогазозаправщика - сосуды высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей".

При заправке транспортных средств в темное время суток освещение рабочей зоны оператора, органов управления запорно-регулирующей арматурой осуществляется приборами освещения, подключенными к электрической цепи грузового автомобиля. При заправке транспортных средств в холодное время года комфортные условия для оператора, обслуживающего передвижной автогазозаправщик с транспортными ресиверными батареями, подсоединенными к этому передвижному автогазозаправщику, обеспечиваются за счет обогрева кабины управления запорно-регулирующей арматурой системой отопления, объединенной с системой отопления кабины управления грузовым автомобилем.

По любому из рассмотренных вариантов предлагаемого способа заправки транспортных средств сжатым горючим газом замена транспортных ресиверных батарей, израсходовавших запас сжатого горючего газа, их транспортировка на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию для заправки сжатым горючим газом и возвращение на назначенное место сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючим газе, производится тягачом, работающим на сжатом горючем газе, причем один тягач при предлагаемом способе заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючим газе, приходится, как минимум, на две транспортные ресиверные батареи. При увеличении потребности в сжатом горючем газе дополнительно в работу могут быть включены, как минимум, две транспортные ресиверные батареи и один тягач. При назначении дополнительного числа транспортных ресиверных батарей и тягачей для них также учитывается время движения тягача с транспортными ресиверными батареями до автомобильной газонаполнительной компрессорной станции и обратно, до назначенного места сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, а также время заправки самих транспортных ресиверных батарей.

При необходимости передвижной автогазозаправщик может сам покинуть место сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, и, буксируя, как минимум, одну транспортную ресиверную батарею, прибыть на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию для заправки сжатым горючим газом. После заправки сосудов высокого давления как собственных, так и, как минимум, одной транспортной ресиверной батареи, передвижной автогазозаправщик с, как минимум, одной транспортной ресиверной батареей возвращается на место сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе.

Класс B60S5/02 подача топлива к транспортным средствам; общее расположение оборудования на заправочных станциях

способ заправки топливом транспортного средства клиента на автозаправочной станции и автозаправочная станция -  патент 2515003 (10.05.2014)
контейнер хранения и выдачи жидкости (варианты) -  патент 2509013 (10.03.2014)
способ профилактики работы двигателя автомобиля -  патент 2502070 (20.12.2013)
способ реализации нефтепродуктов потребителю -  патент 2495768 (20.10.2013)
способ и устройство для проверки на наличие утечек в системе улавливания паров топлива stage ii -  патент 2494892 (10.10.2013)
топливораздаточная колонка в.в. непримерова -  патент 2482056 (20.05.2013)
пистолет заправочный -  патент 2434764 (27.11.2011)
контейнер хранения и выдачи жидкости -  патент 2428331 (10.09.2011)
безопасное, экологическое и энергосберегающее устройство для заправки топливом автомобилей -  патент 2420416 (10.06.2011)
взрывозащищенная и экологичная заправочная станция для нефтепродуктов (газа) -  патент 2419562 (27.05.2011)

Класс B60P3/24 с отсеками 

Наверх