изоляционная плита
Классы МПК: | B32B11/04 со слоями, один из которых выполнен из этих веществ, являющихся основой или единственной составной частью его, а другой, расположенный рядом с ним, выполнен целиком из специфицированного материала E01C5/20 из элементов, изготовленных из пластических материалов E04D5/12 обработанные специальным образом, например перфорированные с гранулированной поверхностью, с присоединенными прокладками |
Автор(ы): | Волков Н.А., Гавриленко О.В., Гохман Л.М., Конных А.А., Коротин В.Н., Куракин П.П., Чаленко В.В., Юмашев В.М. |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "ПРАС" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-12-06 публикация патента:
10.08.2002 |
Изобретение относится к промышленности дорожно-строительных материалов, а точнее к изоляционным плитам, используемым при строительстве автодорог, мостов, аэродромов, а также при устройстве крыш зданий и сооружений. Изоляционная плита имеет слоистую структуру, в которой внутренний слой образован на основе органического вяжущего и минерального компонента, а оба внешних слоя выполнены из гидрофобизированного волокнистого материала, или гидрофобизированной полимерной сетки, или кровельного материала, или гидроизоляционного материала. В качестве органического вяжущего внутренний слой содержит битум, или гудрон, или полимерно-битумную композицию, содержащую 48,0-80,0 мас.% смеси по меньшей мере двух веществ, выбранных среди продукта пропановой деасфальтизации нефтяных остатков, битума, гудрона, мазута, масляной фракции в виде индустриального масла, нафтенароматических углеводородов; 10,0-26,0 мас.% коллоидной дисперсии сополимера эфиров акриловой кислоты с бутадиеном, стиролом, акрилонитрилом, и/или сополимера винилпиридинов с бутадиеном и стиролом, и/или сополимера винил- и винилденхлоридов с бутадиеном, и/или полиизопрена, и/или бутилкаучука, и/или полиизобутилена, и/или бутадиен-стирола, и/или бутадиен-нитрила, и/или поливинилхлорида, и/или полиакриламида, и/или этилен-пропиленового хлорсульфированного полиэтилена, и/или карбоксилатного полимера, и/или уретанового полимера; 10,0-26,0 мас. % минерального компонента, в качестве минерального компонента содержит известняковый минеральный материал, или отсев дробления основных и/или кислых горных пород, или смесь известкового минерального материала и отсева дробления основных и/или кислых горных пород. Технический результат: высокая деформативность, обеспечение устойчивости дорожных и кровельных конструкций в течение длительного времени. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Изоляционная плита, имеющая слоистую структуру, в которой оба внешних слоя содержат пропитывающий гидрофобный материал и выполнены на основе волокнистого материала или полимерной сетки, а внутренний слой содержит вяжущий материал и минеральный компонент, отличающаяся тем, что ее названный внутренний слой в качестве вяжущего материала содержит битум, или гудрон, или полимерно-битумную композицию, содержащую 48,0-80,0 мас.% смеси по меньшей мере двух веществ, выбранных среди продукта пропановой деасфальтизации нефтяных остатков, битума, гудрона, мазута, масляной фракции в виде индустриального масла, нафтенароматических углеводородов; 10,0-26,0 мас.% коллоидной дисперсии сополимера эфиров акриловой кислоты с бутадиеном, стиролом, акрилонитрилом, и/или сополимера винилпиридинов с бутадиеном и стиролом, и/или сополимера винил- и винилиденхлоридов с бутадиеном, и/или полиизопрена, и/или бутилкаучука, и/или полиизобутилена, и/или бутадиен-стирола, и/или бутадиен-нитрила, и/или поливинилхлорида, и/или полиакриламида, и/или этилен-пропиленового хлорсульфированного полиэтилена, и/или карбоксилатного полимера, и/или уретанового полимера; 10,0-26,0% мас.% минерального компонента, в качестве минерального компонента содержит известняковый минеральный материал, или отсев дробления основных и/или кислых горных пород, или смесь известнякового минерального материала и отсева дробления основных и/или кислых горных пород, при этом изоляционная плита в основном имеет условный модуль деформации не менее 2,5 кгс/см, предельное усилие при изгибе не менее 7,0 кгс, предельную деформацию при изгибе не менее 8,0 мм. 2. Плита по п.1, отличающаяся тем, что ее внутренний слой содержит органическое вяжущее в количестве 10-60 мас.% и минеральный компонент в количестве 40-90 мас.%. 3. Плита по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в качестве минерального компонента внутреннего слоя она содержит смесь по меньшей мере 10 мас.% известнякового минерального материала, имеющего более 70% частиц фракции менее 0,07 мм, и не более 90 мас.% отсева дробления основных и/или кислых горных пород, имеющего частицы фракции менее 5 мм. 4. Плита по п.1, отличающаяся тем, что в качестве гидрофобного материала использовано органическое вяжущее или продукт на основе низкомолекулярного полимера. 5. Плита по любому из пп.1-4, отличающаяся тем, что она имеет толщину, выбранную в интервале около 4-30 мм.Описание изобретения к патенту
Заявляемое изобретение относится к промышленности дорожно-строительных материалов, а точнее к изоляционным плитам, которые найдут применение при строительстве автомобильных дорог, мостов, аэродромов, а также при устройстве крыш зданий и сооружений. В настоящее время при строительстве дорог, в частности автомобильных дорог используют гибкое многослойное покрытие, представляющее собой слои армированного пространственными или плоскими георешетками грунта, и слой гибкой разделительной прослойки из геотекстиля, расположенный между названными слоями армогрунта (RU, 2044813, кл. Е 01 С 5/00, опубл. 27.09.95). Известно также дорожное покрытие, включающее созданное на насыпи земляного полотна, выполненного из мелкозернистого песка, песчаное основание толщиной 30 см из одномерного песка с коэффициентом неоднородности до 3 и слой из сборных, предварительно напряженных железобетонных плит ПДН-14 толщиной 14 см. При этом слой из железобетонных плит омоноличен мелкозернистым бетоном, введенным в места стыков названных плит (RU, 2020197, кл. Е 01 С 5/00, опубл. 30.09.94). Указанные и другие аналогичные известные дорожные покрытия позволяют осуществлять достаточно быстрое возведение дорог, обладающих достаточно высокой и равномерной устойчивостью дорожного полотна в процессе начального периода эксплуатации. Однако использование гибкой разделительной прослойки из геотекстиля или сборных, предварительно напряженных железобетонных плит ПДН-14, не обеспечивает надежной гидроизоляции всех слоев дорожных покрытий, в силу чего структурное строение дорожного покрытия за короткий срок эксплуатации теряет свою первоначальную высокую и равномерную устойчивость. Известны изоляционные материалы, используемые в основном при устройстве кровельных покрытий, которые содержат слой из предварительно сформированного синтетического материала. Так, например, известно многослойное покрытие, содержащее примыкающий к основанию битумополимерный слой, включающий блоксополимер типа стирол-бутадиен-стирол, слой из полиэтиленовой пленки толщиной 0,012-0,015 мм и верхний битумополимерный слой, включающий атактический полипропилен (Российская заявка на изобретение 95103548 от 13.03.95, кл. Е 04 D 5/10) или известна изолирующая мембрана для кровельного покрытия, содержащая по меньшей мере один водо- и влагонепроницаемый первый слой из битума, второй слой из полимерной пленки или полимерной фольги толщиной до 1 мм (см. Российскую заявку на изобретение 97103996 от 16/03/97, кл. Е 04 D 5/02). Используемые при этом полимерная пленка и полимерная фольга не обладают прочностью и деформируемостью, достаточными для того, чтобы выдержать без разрушения нагрузки, возникающие при уплотнении и распределении горячих асфальтобетонных, полимерасфальтобетонных или других органоминеральных смесей, применяемых при образовании кровельных или дорожных покрытий. В качестве прототипа нами выбран композиционный материал, выполненный в виде плит, используемый в гражданском и промышленном строительстве в качестве, например, изоляционных покрытий (RU, 2085394, кл. В 32 В 13/02, опубл. 27.07.97). Указанный материал, выполненный в виде многослойных плит, содержит внутренний слой, образованный из смеси, включающей битумное связующее, наполнитель, а также два внешних слоя, каждый из которых включает декоративный слой, и/или армирующую прослойку, и/или демпфирующую прослойку. Указанный материал изготавливают в заводских условиях и доставляют к месту их монтажа и последующей эксплуатации в готовом виде; эти материалы обеспечивают хорошую теплоизоляцию, они морозостойки, являются звукоизоляционным материалом, однако совершенно не пригодны для применения в качестве защитного покрытия как в дорожном строительстве, так и при выполнении кровельных работ. В основу заявляемого изобретения положена задача создать изоляционную плиту, пригодную по своим физико-механическим характеристикам для использования в качестве защитного покрытия при дорожных и кровельных работах, которая обеспечивала бы надежную защиту от направленных нагрузок и атмосферных воздействий слоя органического вяжущего материала или мастики, используемых в дорожных и кровельных конструкциях. Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявляемого изобретения, является обеспечение высокой и равномерной устойчивости дорожных и кровельных конструкций в течение длительного времени их эксплуатации, а также упрощение технологии их возведения. Указанный технический результат достигается при создании изоляционной плиты, имеющей слоистую структуру, в которой по меньшей мере один внутренний слой образован на основе органического вяжущего, в которой согласно изобретению, указанный слой на основе органического вяжущего дополнительно содержит минеральный компонент, а оба внешних слоя выполнены из гидрофобизированного волокнистого материала, или гидрофобизированной полимерной сетки, или кровельного материала, или гидроизоляционного материала. Благодаря изобретению достигнута возможность создания высокой и равномерной устойчивости дорожных и кровельных конструкций, в том числе и к образованию трещин, в течение длительного времени их эксплуатации, упрощение технологии возведения дорожных и кровельных конструкций. В соответствии с изобретением, целесообразно, чтобы в качестве минерального компонента внутреннего слоя она содержала известняковый минеральный материал или отсев дробления основных и/или кислых горных пород, или смесь известнякового минерального материала и отсева дробления основных и/или кислых горных пород. В соответствии с изобретением, целесообразно, чтобы в качестве минерального компонента внутреннего слоя изоляционная плита содержала смесь по меньшей мере 10 мас.% известнякового минерального материала, имеющего более 70% частиц фракции менее 0,07 мм, и не более 90 мас.% отсева дробления основных и/или кислых горных пород, имеющего частицы фракции менее 5 мм. В соответствии с изобретением, целесообразно, чтобы внутренний слой изоляционной плиты содержал органическое вяжущее в количестве 10-60 мас.% и минеральный компонент в количестве 40-90 мас.%. В соответствии с изобретением, целесообразно, чтобы каждый внешний слой изоляционной плиты содержал пропитывающий гидрофобный материал. В соответствии с изобретением, целесообразно, чтобы в качестве гидрофобного материала было использовано органическое вяжущее или продукт на основе низкомолекулярного полимера. В соответствии с изобретением, целесообразно, чтобы в качестве органического вяжущего изоляционная плита содержала битум, или гудрон, или полимерно-битумную композицию. В соответствии с изобретением, целесообразно, чтобы в качестве полимерно-битумной композиции внутреннего слоя она содержала 48,0-80,0 мас.% смеси по меньшей мере двух веществ, выбранных среди продукта пропановой деасфальтизации нефтяных остатков, битума, гудрона, мазута, масляной фракции в виде индустриального масла, нафтенароматических углеводородов; 10,0-26,0 мас.% коллоидной дисперсии сополимера эфиров акриловой кислоты с бутадиеном, стиролом, акрилонитрилом, и/или сополимера винилпиридинов с бутадиеном и стиролом, и/или сополимера винил- и винилиденхлоридов с бутадиеном, и/или полиизопрена, и/или бутилкаучука, и/или полиизобутилена, и/или бутадиен-стирола, и/или бутадиен-нитрила, и/или поливинилхлорида, и/или полиакриламида, и/или этилен-пропиленовый хлорсульфированный полиэтилена, и/или карбоксилатного полимера, и/или уретанового полимера; 10,0-26,0 мас.% минерального компонента. В соответствии с изобретением, целесообразно, чтобы изоляционная плита имела толщину, выбранную в интервале от около 4 мм до около 30 мм. Дальнейшие цели и преимущества заявляемого изобретения станут ясны из последующего подробного описания изоляционной плиты, конкретных примеров выполнения заявляемой изоляционной плиты и чертежа, на котором изображена изоляционная плита, согласно изобретению, поперечный разрез. Заявляемая изоляционная плита 1 представляет собой плоскопараллельную слоистую конструкцию, содержащую два внешних слоя 2 и 3, каждый из которых выполнен из гидрофобизированного волокнистого материала, или гидрофобизированной полимерной сетки, или кровельного материала, или гидроизоляционного материала, и по меньшей мере один внутренний слой 4 на основе органического вяжущего и минерального компонента. Указанные слои 2, 3, 4 соединены между собой настолько прочно, что исключено расслаивание заявляемой изоляционной плиты 1. Заявляемая изоляционная плита 1 может быть использована как при строительстве дорог, так и при выполнении гидроизоляционных кровельных работ. При этом заявляемая изоляционная плита 1 может служить и дорожным покрытием, и использоваться в качестве промежуточного слоя между основанием дороги и асфальтовым слоем, обеспечивая при этом надежную гидроизоляцию и способствуя сохранению дорожной одежды, повышая ее трещиностойкость или полностью исключая образование в ней трещин. Заявляемая изоляционная плита 1 при возведении дорожных и кровельных конструкций успешно позволяет сохранять в заданной толщине весь слой органического вяжущего материала или мастики, в том числе гидроизоляционной, после укладки на изоляционные плиты 1 горячей органоминеральной смеси и уплотнения ее катками. Как показали исследования, в отсутствии заявляемых изоляционных плит 1 горячие органоминеральные смеси практически полностью поглощают вяжущее/мастику, разогревая его/ее до жидкого состояния в процессе укладки и уплотнения катками. Кроме того, заявляемая изоляционная плита 1 может служить эффективной трещинопрерывающей компенсирующей прослойкой в дорожных и кровельных конструкциях. С равным успехом заявляемая изоляционная плита 1 может использоваться при строительстве покрытий мостов и аэродромов. Внутренний двухкомпонентный слой 4 заявляемой изоляционной плиты 1 содержит компонент на основе органического вяжущего в основном в количестве 10-60 мас.% и минеральный компонент в основном в количестве 40-90 мас.%. При этом минеральный компонент может представлять собой либо известняковый минеральный материал, в основном имеющий более 70% частиц фракции менее 0,07 мм, либо отсев дробления основных и/или кислых горных пород, в основном имеющий частицы фракции менее 5 мм, либо смесь, содержащую по меньшей мере 10 мас.% названного известнякового минерального материала, и не более 90 мас.% отсева дробления основных и/или кислых горных пород, в основном имеющего частицы фракции менее 5 мм. Компонент на основе органического вяжущего может представлять собой, например, нефтяной битум, полимерно-битумное вяжущее с добавкой при необходимости блоксополимеров бутадиена и стирола типа СБС в виде порошка или крошки, например, марки ДСТ-30-01 1 группы по ТУ 38.103267-80, марки ДСТ-30Р-01 1 группы по ТУ 38.40327-90, марок Кратон Д 1101, Кратон Д 1101СМ, Кратон Д 1184, Кратон Д 1186 (фирма ШЕЛЛ), марки Финапрен 411 (фирма ПЕТРОФИНА), марки Европрен СОЛ Т 161 (фирма ЭНИКЕМ), марки Калпрен 411 (фирма РЕПСОЛ), защищенную патентом РФ 2161141, гидроизоляционную мастику, содержащую 48,0-80,0 мас. % смеси по меньшей мере двух веществ, выбранных среди продукта пропановой деасфальтизации нефтяных остатков, битума, гудрона, мазута, масляной фракции в виде индустриального масла, нафтенароматических углеводородов; 10,0-26,0 мас.% коллоидной дисперсии сополимера эфиров акриловой кислоты с бутадиеном, стиролом, акрилонитрилом, и/или сополимера винилпиридинов с бутадиеном и стиролом, и/или сополимера винил- и винилиденхлоридов с бутадиеном, и/или полиизопрена, и/или бутилкаучука, и/или полиизобутилена, и/или бутадиен-стирола, и/или бутадиен-нитрила, и/или поливинилхлорида, и/или полиакриламида, и/или этилен-пропиленовый хлорсульфированный полиэтилен, и/или карбоксилатного полимера, и/или уретанового полимера; 10,0-26,0 мас.% минерального компонента, например, микрокальцит, золу, доломит, тальк, магнезит, известь или пылевидный отход производства керамзита, представляющий собой тонкодисперсный порошок с содержанием частиц диаметром менее 0,071 мм более 30%. Каждый внешний слой 2, 3 заявляемой изоляционной плиты 1 может быть выполнен, например, из гидроизоляционного или кровельного материала типа рубероида, из волокнистого материала типа, например, кровельного картона, пергамина, бумаги, стеклоткани, нетканого полотна, из полимерной сетки, которые пропитаны гидрофобным материалом - битумом, или гудроном, или полимерно-битумной композицией, или другими известными органическими вяжущими, или известными низкомолекулярными полимерами - олигомерами. Заявляемая изоляционная плита 1 в основном имеет толщину в интервале от около 4 мм до около 30 мм. Изготовление заявляемой изоляционной плиты 1 может осуществляться следующим образом. В специальную форму укладывают материал внешнего слоя 2, затем по его поверхности распределяют ровным слоем двухкомпонентный состав на основе органического вяжущего и минерального компонента, нагретый до 150-180oС, который покрывают материалом внешнего слоя 3, имеющим размер, соответствующий размеру материала нижнего слоя 2. Далее осуществляют уплотнение образованной конструкции. Изоляционная плита 1, соответствующая по своему составу и строению вышеуказанным данным, в основном имеет условный модуль деформации не менее 2,5 кгс/см, предельное усилие при изгибе не менее 7,0 кгс, предельную деформацию при изгибе не менее 8,0 мм. Указанные физико-механические характеристики заявляемой изоляционной плиты 1 позволяют ее использовать для устройства защитных покрытий, подвергающихся нагрузкам от движения автотранспорта и атмосферным воздействиям, в частности, в дорожном, мостовом, аэродромном и гражданском строительстве, при дорожных гидроизоляционных и кровельных работах, при устройстве трещинопрерывающих и компенсирующих прослоек, для защиты и сохранения заданной толщины слоя гидроизоляции или мастики от прямого воздействия колес автотранспорта. Нижеприведенные примеры ни в коей мере не ограничивают объем защиты заявляемого изобретения, и приведены лишь с целью проиллюстрировать заявляемую изоляционную плиту. Пример 1Изоляционная плита, имеющая размер 1000








Изоляционная плита 1, имеющая размер 1000








Изоляционная плита 1, имеющая размер 1000








Изоляционная плита 1, имеющая размер 1000








Изоляционная плита 1, имеющая размер 1000








Изоляционная плита 1, имеющая размер 1000








Класс B32B11/04 со слоями, один из которых выполнен из этих веществ, являющихся основой или единственной составной частью его, а другой, расположенный рядом с ним, выполнен целиком из специфицированного материала
Класс E01C5/20 из элементов, изготовленных из пластических материалов
Класс E04D5/12 обработанные специальным образом, например перфорированные с гранулированной поверхностью, с присоединенными прокладками