способ изготовления ротора электрической машины
Классы МПК: | H02K15/03 с постоянными магнитами H01F1/08 спрессованных, спеченных или склеенных между собой H01F7/02 постоянные магниты |
Автор(ы): | Первухин К.И., Ковалев В.А., Стручков С.Н. |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "ЭЛМАС" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-03-14 публикация патента:
10.08.2002 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электротехнической промышленности. Способ включает в себя изготовление вала ротора, магнита с осевым отверстием и установку магнита на вал. Согласно изобретению, при изготовлении магнита после компактирования в магнитном поле порошка из магнитного сплава в осевое отверстие спрессованного брикета вставляют втулку или стержень, а затем проводят процесс спекания и термообработку. Магнит, спеченный с втулкой или стержнем, имеет более цилиндрическую форму. Технический результат от использования изобретения состоит в том, что оно позволяет снизить затраты на дальнейшую обработку магнита и сократить расход магнитного материала. 13 з.п.ф-лы.
Формула изобретения
1. Способ изготовления ротора электрической машины, включающий изготовление вала ротора, магнита с осевым отверстием и установку магнита на вал, отличающийся тем, что в процессе изготовления магнита после компактирования в магнитном поле порошка из магнитного сплава в осевое отверстие спрессованного брикета вставляют втулку или стержень, а затем проводят процесс спекания и термообработку. 2. Способ изготовления ротора электрической машины по п.1, отличающийся тем, что осевое отверстие получают в процессе компактирования в магнитном поле порошка из магнитного сплава. 3. Способ изготовления ротора электрической машины по п.1, отличающийся тем, что осевое отверстие получают после компактирования в магнитном поле порошка из магнитного сплава выбиранием спрессованного порошка, например сверлением. 4. Способ изготовления ротора электрической машины по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что внешнюю поверхность втулки, вставляемой в осевое отверстие, выполняют рельефной. 5. Способ изготовления ротора электрической машины по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что после спекания и термообработки магнит с втулкой подвергают механической обработке, например точению или шлифованию. 6. Способ изготовления ротора электрической машины по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что после спекания и термообработки втулку или стержень удаляют из магнита, а магнит подвергают механической обработке, например точению или шлифованию. 7. Способ изготовления ротора электрической машины по п.5 или 6, отличающийся тем, что магнит на валу фиксируют с помощью связующего состава, например эпоксидного клея. 8. Способ изготовления ротора электрической машины по п.5, отличающийся тем, что магнит с втулкой на вал устанавливают с натягом. 9. Способ изготовления ротора электрической машины по п.7 или 8, отличающийся тем, что на магнит после установки его на вал напрессовывают бандаж из немагнитного материала. 10. Способ изготовления ротора электрической машины по п.7 или 8, отличающийся тем, что магнит после установки его на вал обматывают немагнитной нитью. 11. Способ изготовления ротора электрической машины по п.10, отличающийся тем, что нить пропитывают связующим составом, например эпоксидным клеем. 12. Способ изготовления ротора электрической машины по п.11, отличающийся тем, что после отверждения связующего состава ротор подвергают механической обработке, например точению или шлифованию. 13. Способ изготовления ротора электрической машины по любому из пп.7-12, отличающийся тем, что после установки магнита на вал ротор балансируют. 14. Способ изготовления ротора электрической машины по п.13, отличающийся тем, что ротор намагничивают.Описание изобретения к патенту
Изобретение "Способ изготовления ротора электрической машины" относится к технологии изготовления ротора электрической машины и может быть использовано в электротехнической промышленности. Известен способ изготовления ротора [1] электрической машины, включающий изготовление вала ротора, магнита с осевым отверстием и установку магнита на вал. Отверстие в магните под вал ротора изготавливают либо в процессе компактирования в магнитном поле порошка из магнитного сплава, либо путем прожигания готового магнита. Недостатком указанного способа является высокая стоимость изготовления цилиндрического магнита, связанная с тем, что после спекания и термообработки магнит получается сильно овальным с отношением полуосей 1:1,2-1:1,3, что приводит к дополнительному расходу магнитного материала, а также к увеличению затрат на придание магниту цилиндрической формы. Для устранения отмеченного в прототипе недостатка предложен способ изготовления ротора электрической машины, включающий изготовление вала ротора, магнита с осевым отверстием и установку магнита на вал. Согласно предлагаемому изобретению, в процессе изготовления магнита после компактирования в магнитном поле порошка из магнитного сплава в осевое отверстие спрессованного брикета вставляют втулку или стержень, а затем проводят процесс спекания и термообработку. Сопоставительный анализ заявляемого способа изготовления ротора с известным способом показывает, что заявляемый способ отличается от известного тем, что в процессе изготовления магнита после компактирований в магнитном поле порошка из магнитного сплава в осевое отверстие спрессованного брикета вставляют втулку или стержень, а затем проводят процесс спекания и термообработку. Совокупность и последовательность указанных существенных признаков позволяют удешевить изготовление ротора за счет того, что после спекания и термообработки магнит осаживается на втулку или стержень, при этом втулка или стержень не позволяет магниту деформироваться в сильно овальную форму, что приводит к малой овальности магнита с отношением полуосей 1:1,05-1:1,1 и, следовательно, к меньшим затратам магнитного материала и меньшим затратам на обработку по приданию магниту цилиндрической формы. Способ осуществляли следующим образом. Слиток магнитного сплава дробили, затем размалывали в среде с органической жидкостью. Полученный порошок прессовали в магнитном поле с приложением усилия перпендикулярно ориентирующему полю. Получали порошковый брикет в виде цилиндра с отверстием. В осевое отверстие спрессованного брикета вставляли металлическую втулку. Сушили порошковый брикет с втулкой в вакууме, постепенно нагревая их до температуры спекания 1080oС. После спекания образцы охлаждали до 500oС и отжигали в течение часа. Затем образцы охлаждали до комнатной температуры. Изготовленные образцы шлифовали. Готовые магниты с втулкой устанавливали на изготовленный вал. Соединение вала и магнита с втулкой осуществляли с помощью эпоксидного клея. Библиографические данные1. Ледовский А.Н. Электрические машины с высококоэрцитивными постоянными магнитами. - М.: Энергоатомиздат, 1985, с. 98.
Класс H02K15/03 с постоянными магнитами
Класс H01F1/08 спрессованных, спеченных или склеенных между собой
Класс H01F7/02 постоянные магниты