способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания
Классы МПК: | G01M15/00 Испытание машин и двигателей |
Автор(ы): | Отставнов А.А., Куверин И.Ю. |
Патентообладатель(и): | Саратовский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-11-01 публикация патента:
20.08.2002 |
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам диагностирования двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения технического состояния цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма ДВС. Изобретение позволяет уменьшить трудоемкость и повысить точность диагностирования двигателя. Способ диагностирования ДВС заключается в том, что измеряют параметры выбега, причем в качестве параметра выбега непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на равные и смежные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя с синхронизацией начала измерений с верхней мертвой точкой первого цилиндра. В процессе обработки результатов измерений получают зависимость угловой скорости коленчатого вала по углу его поворота в пределах цикла работы двигателя, по которой определяют зависимость углового ускорения по углу поворота коленчатого вала в этих же пределах, после чего на участке, соответствующем первой половине периода изменения крутящего момента на такте расширения диагностируемого цилиндра, изменение углового ускорения представляют в виде гармоники с периодом, равным периоду изменения крутящего момента, определяют фазу этой гармоники, сравнивают ее величину с эталонным значением и делают заключение о техническом состоянии двигателя. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания путем определения компрессии в цилиндре, заключающийся в том, что осуществляют режим выбега, измеряют параметры выбега, обрабатывают их и сравнивают результаты с эталонными, отличающийся тем, что в качестве параметра выбега непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на равные и смежные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя с синхронизацией начала измерений с верхней мертвой точкой первого цилиндра, в процессе обработки результатов измерений получают зависимость угловой скорости коленчатого вала по углу его поворота в пределах цикла работы двигателя, по которой определяют зависимость углового ускорения по углу поворота коленчатого вала в этих же пределах, после чего на участке, соответствующем первой половине периода изменения крутящего момента на такте расширения диагностируемого цилиндра, изменение углового ускорения представляют в виде гармоники с периодом, равным периоду изменения крутящего момента, определяют фазу этой гармоники, изменяющуюся в зависимости от компрессии, сравнивают ее величину с эталонным значением и делают заключение о техническом состоянии двигателя.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области технической диагностики, в частности к способам диагностирования двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано для определения технического состояния цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) и газораспределительного механизма двигателей внутреннего сгорания в процессе их изготовления, технического обслуживания и ремонта. Известен способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания путем определения компрессии в цилиндрах, основанный на измерении давления в конце такта сжатия при прокручивании коленчатого вала стартером у карбюраторных двигателей или при работе на минимально устойчивых оборотах холостого хода у дизельных двигателей [1]. Недостатками этого способа являются большая трудоемкость диагностирования, обусловленная необходимостью выворачивания свечей зажигания или снятия форсунок, и недостаточная точность вследствие влияния на результаты измерений теплового состояния двигателя и частоты вращения коленчатого вала, зависящей от степени заряженности аккумуляторной батареи. Кроме того, компрессия обладает низкой чувствительностью и даже при значительном износе ЦПГ ее значение снижается всего на 10-20%, что затрудняет объективную оценку технического состояния ДВС. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому способу является выбранный в качестве прототипа способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания путем определения компрессии в цилиндре, заключающийся в том, что многократно осуществляют режим выбега, измеряют параметры выбега, обрабатывают их и сравнивают результаты с эталонными, а в качестве параметра выбега измеряют угловое положение остановки кривошипа, ближайшего к направлению хода сжатия относительно верхней мертвой точки его цилиндра, при обработке суммируют количество измеренных угловых положений, расположенных в пределах заданного сектора, размещенного симметрично относительно теоретически нормального положения кривошипа, причем величину сектора выбирают не более угла заклинки кривошипов вала [2]. Недостатками этого способа являются большая трудоемкость вследствие необходимости многократного осуществления режима выбега и недостаточная точность, обусловленная влиянием на угловое положение остановки кривошипа сил трения в сопряжениях ДВС, зависящих от технического состояния составных частей двигателя, его теплового режима и качества смазочного материала. Кроме того, этот способ позволяет определять не абсолютное, а относительное значение компрессии в цилиндрах, что снижает информативность получаемых результатов и не дает однозначного ответа о необходимости проведения профилактических и ремонтных воздействий. Задачей предполагаемого изобретения является уменьшение трудоемкости и повышение точности диагностирования двигателя за счет уменьшения количества выбегов и исключения влияния на результаты диагностирования сил трения в сопряжениях ДВС. Поставленная задача достигается тем, что в известном способе диагностирования двигателя внутреннего сгорания путем определения компрессии в цилиндре, заключающемся в том, что осуществляют режим выбега, измеряют параметры выбега, обрабатывают их и сравнивают результаты с эталонными, в качестве параметра выбега непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на равные и смежные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя с синхронизацией начала измерений с верхней мертвой точкой первого цилиндра, в процессе обработки результатов измерений получают зависимость угловой скорости коленчатого вала по углу его поворота в пределах цикла работы двигателя, по которой определяют зависимость углового ускорения по углу поворота коленчатого вала в этих же пределах, после чего на участке, соответствующем первой половине периода изменения крутящего момента на такте расширения диагностируемого цилиндра, изменение углового ускорения представляют в виде гармоники с периодом, равным периоду изменения крутящего момента, определяют фазу этой гармоники, изменяющуюся в зависимости от компрессии, сравнивают ее величину с эталонным значением и делают заключение о техническом состоянии двигателя. Сопоставительный анализ заявляемого решения с прототипом показывает, что заявляемый способ отличается от известного тем, что в качестве параметра выбега непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на равные и смежные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя с синхронизацией начала измерений с верхней мертвой точкой первого цилиндра, в процессе обработки результатов измерений получают зависимость угловой скорости коленчатого вала по углу его поворота в пределах цикла работы двигателя, по которой определяют зависимость углового ускорения по углу поворота коленчатого вала в этих же пределах, после чего на участке, соответствующем первой половине периода изменения крутящего момента на такте расширения диагностируемого цилиндра, изменение углового ускорения представляют в виде гармоники с периодом, равным периоду изменения крутящего момента, определяют фазу этой гармоники, изменяющуюся в зависимости от компрессии, сравнивают ее величину с эталонным значением и делают заключение о техническом состоянии двигателя. Эти отличия позволяют сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию "новизна". Непрерывное измерение в процессе выбега промежутков времени, соответствующих повороту коленчатого вала на равные и смежные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя с синхронизацией начала измерений с верхней мертвой точкой первого цилиндра, получение в процессе обработки результатов измерений зависимости угловой скорости коленчатого вала по углу его поворота в пределах цикла работы двигателя, определение по ней зависимости углового ускорения по углу поворота коленчатого вала в этих же пределах, представление изменения углового ускорения на участке, соответствующем первой половине периода изменения крутящего момента на такте расширения диагностируемого цилиндра, в виде гармоники с периодом, равным периоду изменения крутящего момента, позволяет по величине фазы гармоники определять компрессию в цилиндре в процессе одного выбега, что значительно уменьшает трудоемкость диагностирования. Принятая в качестве параметра, изменяющегося в зависимости от компрессии, фаза гармоники углового ускорения определяется только угловым положением экстремальных значений углового ускорения, которые обусловлены характером изменения компрессионной составляющей индикаторного момента и практически не зависят от величины сил трения в сопряжениях ДВС. В результате этого повышается точность способа. Кроме того, благодаря наличию однозначной функциональной связи фазы гармоники с компрессией представляется возможным оценивать не только относительное значение компрессии, но и определять ее абсолютное значение в каждом цилиндре, что увеличивает информативность получаемых результатов. Сущность предполагаемого изобретения поясняется чертежом, на фиг.1 которого приведено изменение угловой скорости






где Jдв - приведенный момент инерции двигателя;
Мк - компрессионная составляющая индикаторного момента;
Мвп - момент внутренних потерь в двигателе;
Мин - момент от сил инерции движущихся масс двигателя. Компрессия двигателя характеризует величину утечек рабочего тела из надпоршневого пространства через неплотности. При снижении частоты вращения коленчатого вала величина утечек увеличивается, соответственно чувствительность компрессии повышается. Поэтому оценку компрессионных свойств двигателя наиболее целесообразно проводить при малых частотах вращения коленчатого вала. При таких частотах вращения моментом от сил инерции можно пренебречь. Момент внутренних потерь двигателя обусловлен всеми видами механического трения, осуществлением процессов газообмена, необходимостью привода вспомогательных механизмов и оборудования. Величина механических потерь зависит от многих факторов, основными из которых являются тепловое состояние и скоростной режим двигателя. В процессе эксплуатации двигателей вследствие изменения их технического состояния, а также при различных температурных и скоростных режимах работы момент внутренних потерь будет изменяться, что необходимо учитывать при разработке способов определения компрессионных свойств двигателей. При неизменных температурном и скоростном режимах работы двигателя величину внутренних потерь можно принять постоянной, не зависящей от угла поворота коленчатого вала. Компрессионная составляющая Мк индикаторного момента определяется текущим давлением в цилиндрах двигателя на тактах сжатия и расширения, которое, в свою очередь, зависит от массы рабочего тела. При наличии утечек рабочего тела из надпоршневого пространства его масса на тактах сжатия-расширения непрерывно уменьшается, что приводит к нарастающему по углу поворота коленчатого вала уменьшению давления в цилиндрах двигателя. Поэтому наибольшее уменьшение давления в цилиндрах будет наблюдаться на такте расширения. При углах поворота коленчатого вала, соответствующих первой половине периода изменения крутящего момента, наибольшее влияние на величину крутящего момента, а следовательно, и на величину углового ускорения коленчатого вала оказывает компрессионная составляющая индикаторного момента от цилиндра, в котором происходит такт расширения, а при углах поворота, соответствующих второй половине периода изменения крутящего момента - от цилиндра, в котором происходит такт сжатия. В связи с этим для определения компрессии в отдельных цилиндрах необходимо использовать изменение углового ускорения коленчатого вала в пределах первой половины периода изменения крутящего момента. При этих углах поворота угловое ускорение можно представить в виде отрезка синусоиды с периодом, равным периоду изменения крутящего момента, для чего зависимость углового ускорения по углу поворота коленчатого вала необходимо подвергнуть дискретному преобразованию Фурье. В качестве параметра, характеризующего компрессионные свойства двигателя, наиболее целесообразно принять фазу гармоники, определяемую угловым положением экстремального значения углового ускорения, обусловленного характером изменения компрессионной составляющей индикаторного момента и практически не зависящего от величины сил трения в сопряжениях ДВС. Диагностирование двигателя внутреннего сгорания по предлагаемому способу производят в следующей последовательности (на примере четырехцилиндрового четырехтактного двигателя ЗМЗ-2401). Предварительно с двигателя демонтируют воздухоочиститель для исключения влияния его загрязненности на сопротивление впускного тракта, затем запускают двигатель, прогревают его до нормального теплового состояния (80-85oС), отключают один из цилиндров (например, третий) путем снятия со свечи зажигания высоковольтного провода и выводят двигатель на заданный скоростной режим (в данном случае



1. Техническая эксплуатация автомобилей/ Под ред. Г.В. Крамаренко. - М.: Транспорт, 1983. - С. 155. 2. Авторское свидетельство СССР 787928, кл. G 01 М 15/00, 1980 (прототип). 3. Синий В.Ф. Контроль герметичности камер сгорания двигателей по неравномерности вращения коленчатого вала в эксплуатационных условиях: Автореф. дис.... канд. техн. наук. - Новосибирск, 1986. - 22с.
Класс G01M15/00 Испытание машин и двигателей