колодочный тормоз

Классы МПК:F16D51/00 Тормоза с раздвигающимися наружу тормозящими органами, взаимодействующими с внутренней поверхностью барабана или тп
F16D51/16 в виде тормозных колодок, поворачиваемых на неподвижной или почти неподвижной оси
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса
Приоритеты:
подача заявки:
2000-07-27
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве колесного тормоза транспортных средств. Колодочный тормоз содержит барабан и колодку, шарнирно соединенную с приводным центрально расположенным кривошипом. Новое заключается в том, что на колодке жестко закреплен сектор сателлита, взаимодействующий посредством внутреннего зацепления с неподвижным опорным зубчатым колесом, соосным с барабаном. Начальный диаметр опорного зубчатого колеса равен диаметру рабочей поверхности барабана. Техническим результатом является повышение стабильности работы тормоза, исключение самозатягивания и проскальзывания, что позволяет повысить надежность работы тормоза. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Колодочный тормоз, содержащий барабан с цилиндрической рабочей поверхностью, колодку с фрикционной накладкой, шарнирно соединенную с приводным центрально расположенным кривошипом, причем центр радиуса рабочей поверхности фрикционной накладки расположен в центре шарнира, соединяющего колодку с кривошипом, отличающийся тем, что с колодкой жестко закреплен сектор сателлита, взаимодействующего посредством внутреннего зацепления с неподвижным опорным зубчатым колесом, начальный диаметр которого равен диаметру рабочей поверхности барабана.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве колесного тормоза автомобиля и других транспортных средств.

Известен дисковый тормоз, содержащий ротор в виде плоского диска и две плоские тормозные колодки, соединенные с приводным гидроцилиндром. Тормоз имеет стабильную характеристику тормозного момента, но недостаточную эффективность (передаточную функцию), обусловленную тем, что приводные силы действуют перпендикулярно плоскости вращения диска, при этом серводействие отсутствует (1), поэтому дисковые тормоза используются с гидро- или иными усилителями.

Известен также барабанно-колодочный тормоз, содержащий две колодки с фрикционными накладками, которые под действием приводного устройства прижимаются к внутренней цилиндрической поверхности барабана. В зависимости от конструкции приводного устройства такой тормоз может обладать большой эффективностью за счет серводействия одной или двух колодок, но с увеличением серводействия снижается стабильность его работы (зависимость передаточного отношения oт коэффициента трения фрикционной пары) (1).

Наиболее близким к изобретению по принципу действия является колодочный тормоз, содержащий барабан с цилиндрической рабочей поверхностью, колодку с фрикционной накладкой и привод перемещения колодки, выполненный в виде шатуна, одним концом связанного с колодкой, а другим шарнирно соединенного с приводным центрально расположенным кривошипом, и ползуна, шарнирно связанного с шатуном и установленного в неподвижной радиальной направляющей, причем колодка жестко закреплена на шатуне привода, a центр радиуса рабочей поверхности фрикционной накладки расположен в центре шарнира, соединяющего шатун с кривошипом (2).

Недостатком данного тормоза является самозатягивание, величина которого больше или меньше отличается от нуля в различных положениях колодки относительно барабана. Это небольшое самозатягивание, обусловленное несовпадением образующих тормозного барабана и подвижной колодки с неподвижной и подвижной центроидами приводного кривошипно-ползунного механизма, приводит к снижению надежности тормоза.

Сущность изобретения состоит в том, что в известном колодочном тормозе, содержащем барабан с цилиндрической рабочей поверхностью, колодку с фрикционной накладкой, шарнирно соединенную с приводным центрально расположенным кривошипом, причем центр радиуса рабочей поверхности фрикционной накладки расположен в центре шарнира, соединяющего колодку с кривошипом, с колодкой жестко скреплен сектор соосного с ней сателлита, взаимодействующего посредством внутреннего зацепления с неподвижным опорным зубчатым колесом, начальный диаметр которого равен диаметру рабочей поверхности тормозного барабана.

На фиг. 1 представлена схема конструкции колодочного тормоза; на фиг 2 - схема, показывающая схему конструкции, вид сбоку.

Тормоз содержит барабан 1, колодку 2, на которой жестко закреплен соосный с ней сектор сателлита 3, взаимодействующий с неподвижным опорным зубчатым колесом 4 посредством внутреннего зубчатого зацепления. Колодка 2 шарнирно установлена на приводном кривошипе 5, ось вращения которого совпадает с осью вращения барабана 1 и опорного зубчатого колеса 4.

Тормоз работает следующим образом. В отведенном положении колодка 2 не касается рабочей поверхности барабана 1 (показано на фиг.1). При повороте кривошипа 5 по часовой стрелке колодка 2, на которой закреплен сектор сателлита 3, огибает рабочую поверхность барабана 1 с натягом, который обеспечивает момент торможения. Величина натяга пропорциональна толщине фрикционной накладки. Скольжение (самозатягивание) между колодкой 2 и рабочей поверхностью барабана 1 равно нулю вследствие того, что жестко связанный с колодкой 2 сектор сателлита 3, составляющий с ней одно соосное звено, обкатывается по неподвижному опорному колесу 4 без скольжения, чем обеспечивается высокая стабильность работы тормоза. Высокая эффективность обеспечивается тем, что сила торможения, касательная к рабочей поверхности барабана 1, полностью уравновешивается окружной реакцией зубьев, поэтому не приводится к кривошипу ни при каком значении силы трения. Предложенная конструкция позволяет совместить высокую стабильность тормозного момента с высокой эффективностью торможения, что повышает надежность работы тормоза в целом и позволяет использовать его без гидроусилителя.

Источники информации

1. Крайнев А. Ф. Словарь-справочник по механизмам. М.: Машиностроение 1987 г.

2. А. с. СССР 1756685 А1, кл. F 16 D 51/00.

Класс F16D51/00 Тормоза с раздвигающимися наружу тормозящими органами, взаимодействующими с внутренней поверхностью барабана или тп

способ определения геометрических параметров барабанов тормозных механизмов транспортных средств (варианты) -  патент 2529062 (27.09.2014)
способ нагревания и охлаждения тормозных барабанов барабанно-колодочного тормоза транспортного средства для оценки их теплового баланса -  патент 2525347 (10.08.2014)
самоустанавливающийся автоматический механизм регулировки зазора с увеличенным сроком службы -  патент 2521454 (27.06.2014)
автоматический механизм регулировки зазора с кулачком разъединения муфты -  патент 2517638 (27.05.2014)
автоматический механизм регулировки зазора с муфтой с шариковыми фиксаторами -  патент 2517570 (27.05.2014)
устройство и способ определения теплового режима металлополимерных пар трения барабанно-колодочного тормоза при их нагружении в стендовых условиях -  патент 2514385 (27.04.2014)
колодочный тормоз -  патент 2480639 (27.04.2013)
многоступенчатый ленточно-колодочный тормоз с парами трения скольжения и качения -  патент 2467219 (20.11.2012)
способ определения направлений составляющих электрических токов в парах трения "полимер-металл" барабанно-колодочного тормоза при их нагревании в стендовых условиях -  патент 2462628 (27.09.2012)
барабанно-колодочный тормоз -  патент 2460913 (10.09.2012)

Класс F16D51/16 в виде тормозных колодок, поворачиваемых на неподвижной или почти неподвижной оси

Наверх