аккумуляторный пробник

Классы МПК:H01M10/48 аккумуляторы, комбинированные с устройствами для измерения, испытания или индикации, например для индикации уровня или плотности электролита
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Военный автомобильный институт
Приоритеты:
подача заявки:
2000-01-05
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для диагностирования технического состояния аккумуляторных батарей. Технический результат, направленный на повышение точности измерений и улучшение условий работы аккумуляторной батареи, достигается путем того, что в аккумуляторный пробник дополнительно введены два ключа, схема задержки, инвертор и схема совпадения, причем входы обоих ключей соединены с плюсовым выводом пробника, а выходы - с плюсовой клеммой вольтметра, минусовая клемма которого соединена с минусовым выводом пробника; управляющие входы ключей соединены: одного - с выходом инвертора, а другого - с выходом схемы задержки; выходы инвертора и схемы задержки соединены с выходом схемы совпадения, один вход которой соединен с плюсовым выводом пробника, а другой - со средней точкой соединения нагрузочного резистора и замыкающего включателя, включенных последовательно между выводами аккумуляторного пробника. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Аккумуляторный пробник, содержащий вольтметр, нагрузочный резистор и замыкающий включатель, отличающийся тем, что в него дополнительно введены два ключа, схема задержки, инвертор и схема совпадения, причем входы обоих ключей соединены с плюсовым выводом пробника, а выходы - с плюсовой клеммой вольтметра, минусовая клемма которого соединена с минусовым выводом пробника; управляющие входы ключей соединены: одного - с выходом инвертора, а другого - с выходом схемы задержки; входы инвертора и схемы задержки соединены с выходом схемы совпадения, один вход которой соединен с плюсовым выводом пробника, а другой - со средней точкой соединения нагрузочного резистора и замыкающего включателя, включенных последовательно между выводами аккумуляторного пробника.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для проверки технического состояния аккумуляторных батарей.

Известен аккумуляторный пробник (Данов Б.А. Электрооборудование военной автомобильной техники. - М.: Воениздат, 1988, с.45), содержащий вольтметр, нагрузочный резистор и замыкающий включатель.

Недостатком данного пробника является отсутствие устройства, задающего время измерения. Это приводит к снижению точности при измерении напряжения на аккумуляторной батарее и ее повышенному разряду, что ухудшает условия работы аккумуляторной батареи.

Изобретение направлено на повышение точности измерений и улучшение условий работы аккумуляторной батареи.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в аккумуляторный пробник дополнительно введены два ключа, схема задержки, инвертор и схема совпадения. Причем входы обоих ключей соединены с плюсовым выводом пробника, а выходы - с плюсовой клеммой вольтметра, минусовая клемма которого соединена с минусовым выводом пробника; управляющие входы ключей соединены: одного - с выходом инвертора, а другого - с выходом схемы задержки; входы инвертора и схема задержки соединены с выходом схемы совпадений, один вход которой соединен с плюсовым выводом пробника, а другой - со средней точкой соединения нагрузочного резистора и замыкающего включателя, включенных последовательно между выводами аккумуляторного пробника.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый аккумуляторной пробник отличается введением дополнительных элементов, а именно двух ключей схемы задержки, схемы совпадения и инвертора, а также схемой их включения в аккумуляторный пробник.

Наличие указанных элементов и схема их включения в предлагаемом аккумуляторном пробнике позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "новизна".

Способность заявляемого пробника работать в двух режимах в зависимости от положения замыкающего включателя: в режиме измерения ЭДС с мгновенной регистрацией ее значения по вольтметру и в режиме измерения напряжения с регистрацией напряжения через установленное схемой задержки время, позволяет повысить точность измерения напряжения при определении степени заряженности аккумуляторной батареи, которая определяется по величине напряжения на батарее при включенном нагрузочном резисторе в конце пятой секунды, и одновременно улучшить условия работы аккумуляторной батареи, так как исключается ее повышенный разряд.

Все это позволяет сделать вывод с соответствии заявляемого аккумуляторного пробника критерию "существенные отличия".

На чертеже показана структурная схема предлагаемого аккумуляторного пробника.

Аккумуляторный пробник содержит вольтметр 1, включенные последовательно между положительным и отрицательным выводом пробника нагрузочный резистор 2 и замыкающий включатель 3, ключи 4 и 5, входы которых соединены с плюсовым выводом пробника, а выходы с плюсовой клеммой вольтметра 1, минусовая клемма которого соединена с минусовым выводом пробника, управляющие входы ключей 4 и 5 соединены соответственно с выходом инвертора 6 и выходом схемы задержки 7, входы инвертора 6 и схемы задержки 7 соединены с выходом схемы совпадений 8, один вход которой соединен с плюсовым входом пробника, а другой - со средней точкой соединения нагрузочного резистора 2 и замыкающего включателя 3.

При измерении аккумуляторный пробник своими положительным и отрицательным выводами подключается к аккумуляторной батарее 9.

Аккумуляторный пробник работает следующим образом. При измерении ЭДС батареи аккумуляторной пробник подключается своими выводами к аккумуляторной батарее 9 при разомкнутом включателе 3. В этом случае напряжение поступает лишь на один вход схемы совпадений 8 и на ее выходе напряжение отсутствует, а на выходе инвертора 6 присутствует, поэтому ключ 4 будет открыт и ЭДС аккумуляторной батареи 9 будет сразу же измеряться вольтметром 1.

При измерении напряжения аккумуляторной батареи 9 замыкающий включатель 3 переводится в замкнутое состояние. На оба входа схемы совпадений 9 при этом подается напряжение, что вызывает появление напряжения и на ее выходе. В этом случае на выходе инвертора 6 напряжение будет отсутствовать и ключ 4 закроется. Одновременно напряжение с выхода инвертора 6 подается на вход схемы задержки 8 и запускает ее, и на выходе последней через 5 с появляется напряжение, которое подается на управляющий вход ключа 5 и открывает его. После чего вольтметр 1 регистрирует напряжение аккумуляторной батареи, что одновременно является сигналом для отключения пробника от аккумуляторной батареи.

Таким образом, при такой схеме построения пробника напряжение батареи измеряется строго в конце пятой секунды выключения нагрузочного резистора, что повышает точность измерения степени разряженности аккумуляторной батареи, так как напряжение на батарее также зависит и от времени включения нагрузки на батарее. Кроме того исключается лишний разряд батареи повышенными токами, что улучшает условия работы батареи.

Класс H01M10/48 аккумуляторы, комбинированные с устройствами для измерения, испытания или индикации, например для индикации уровня или плотности электролита

устройство подзарядки аккумуляторных батарей гибридного автомобиля -  патент 2524352 (27.07.2014)
устройство для измерения электрической емкости химических источников тока -  патент 2496191 (20.10.2013)
способ определения периодичности технического обслуживания аккумуляторной батареи -  патент 2492558 (10.09.2013)
аккумуляторная батарея и содержащий ее электрический прибор -  патент 2488932 (27.07.2013)
устройство контроля уровня электролита и заряженности аккумулятора -  патент 2488199 (20.07.2013)
способ автоматического контроля технического состояния элементов параллельной аккумуляторной батареи и устройство для его осуществления -  патент 2485639 (20.06.2013)
элемент аккумуляторной батареи и устройство мониторинга для батареи в сборе -  патент 2474026 (27.01.2013)
многоканальный комплекс испытательного оборудования аккумуляторных батарей -  патент 2419923 (27.05.2011)
устройство электропитания носимых радиостанций -  патент 2417489 (27.04.2011)
транспортное средство с электроприводом, способ оценки состояния заряда и машиночитаемый носитель хранения данных с сохраненной программой для осуществления способа оценки состояния заряда -  патент 2416142 (10.04.2011)
Наверх