устройство для управления двигателем самолета

Классы МПК:B64D31/04 ручные 
B64C13/00 Системы управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-02-23
публикация патента:

Изобретение относится к авиации, а именно к системам и устройствам управления самолетом и его агрегатами. Изобретение решает задачу расширения функциональных возможностей устройства для управления двигателем самолета путем обеспечения одновременного управления мощностью двигателя и триммером руля направления и повышения эргономичности устройства. Для этого устройство содержит кронштейн с регулируемыми упорами мощности, на оси которого установлен рычаг управления мощностью с рукояткой, снабжено также трехпозиционным механическим переключателем и двумя микропереключателями, соединенными с электромеханизмом поворота триммера руля направления. При этом трехпозиционный механический переключатель выполнен в виде расположенного на задней поверхности движка, установленного на пластинчатой пружине, размещенной в полости рукоятки, и снабженного двумя ориентированными в полость рукоятки нажимными кулачками и опорным выступом на наружной поверхности. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Устройство для управления двигателем самолета, содержащее кронштейн с регулируемыми упорами мощности, на оси которого установлен рычаг управления мощностью двигателя с рукояткой, отличающееся тем, что оно снабжено трехпозиционным механическим переключателем, выполненным в виде расположенного на задней поверхности рукоятки движка, и установленного на пластинчатой пружине, размещенной в полости рукоятки, и снабженного двумя ориентированными в полость нажимными кулачками для взаимодействия с соответствующими двумя микропереключателями, соединенными с электромеханизмом поворота триммера руля направления, при удержании движка в соответствующей одной из крайних позиций.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиации, именно к системам и устройствам управления самолетом и его агрегатами.

Известно устройство для управления двигателями самолета, содержащее пульт, на валу которого установлены рычаги управления мощностью, выполненные двуплечими, с закрепленными на верхних плечах рукоятками, и имеющие регулируемые упоры мощности (см. книгу Ковалев А.И. Самолет Л-410 УВП. Конструкция и летные испытания. М., Транспорт, 1988 г., стр.23-24, рис.2.2), являющееся наиболее близким аналогом к созданному техническому решению.

Известное устройство для управления двигателями обладает низкой эргономичностью и низкими функциональными возможностями, так как на самолетах с винтовыми двигателями оно не позволяет при изменении числа оборотов двигателя (уменьшение или увеличение) для исключения дестабилизирующего момента воздушного винта (увод самолета с заданного курса соответственно вправо или влево) одновременно осуществлять и управление триммером руля направления, для управления которым летчику нужно снять руку с рычага управления мощностью и манипулировать переключателем "Триммер Р.Н.", расположенным на центральном пульте, что затрудняет управление самолетом.

Изобретением решается техническая задача по расширению функциональных возможностей устройства для управления двигателем самолета за счет обеспечения одновременного управления мощностью двигателя и триммером руля направления и повышению эргономичности устройства.

Заявленный технический результат достигается за счет того, что устройство для управления двигателем самолета, содержащее кронштейн с регулируемыми упорами, на оси которого установлен рычаг управления мощностью двигателя с рукояткой, снабжено трехпозиционным механическим переключателем и двумя соединенными с электромеханизмом поворота триммера руля направления микровыключателями, каждый из которых взаимодействует с трехпозиционным механическим переключателем, находящимся в соответствующей ему крайней (левой или правой) позиции.

При этом трехпозиционный механический переключатель выполнен в виде расположенного на задней (от летчика) поверхности рукоятки движка, установленного на пластинчатой пружине, размещенной в полости рукоятки, и снабженного двумя, ориентированными в полость рукоятки, нажимными кулачками для взаимодействия с соответствующими микропереключателями при удержании движка в одной из крайних позиций.

На фиг. 1 изображен общий вид устройства, на фиг.2 - вид сзади (вид по стрелке А), на фиг.3 - разрез Б-Б.

Устройство для управления двигателем самолета содержит кронштейн 1 с регулируемыми упорами 2 мощности, ось 3, на которой установлен рычаг 4 управления мощностью двигателя, имеющий рукоятку 5.

На задней поверхности рукоятки выполнен продольный паз 6, в котором установлен трехпозиционный механический переключатель, выполненный в виде, установленного на размещенной в полости рукоятки пластинчатой пружине 7, движка 8 с опорным выступом 9 на наружной поверхности и двумя ориентированными в полость рукоятки нажимными кулачками 10.

Прикладывая усилие к опорному выступу 9, движок переводят и удерживают в крайней левой или крайней правой позиции, при снятии усилия с опорного выступа движок под действием пластинчатой пружины 7 возвращается в исходное нейтральное положение.

Нажимные кулачки 10 выполнены с возможностью взаимодействия при удержании движка в одном из крайних положений с установленными в полости рукоятки двумя микропереключателями 11 и 12, соединенными с электромеханизмом поворота триммера руля направления (на фигурах не показаны), управляющим поворотом триммера руля направления соответственно вправо или влево. В полости рукоятки выполнены упоры 13 для ограничения перемещения движка 8.

Устройство работает следующим образом.

В рабочем положении летчик располагает руку на рукоятке 5 управления, размещая опорный выступ 9 между пальцами.

При установке заданного режима полета летчик рукой перемещает рычаг управления мощностью двигателя и одновременно, для парирования возникающего при этом дестабилизирующего момента воздушного винта за счет управления отклонением триммера руля направления, летчик перемещает пальцами руки движок вдоль рукоятки в соответствующем направлении (вправо или влево) до упоров 13 в полости рукоятки.

При этом соответствующий нажимной кулачок 10 включает соответствующий ему микропереключатель 11 или 12, обеспечивая включение электромеханизма поворота триммера руля направления.

При перемещении движка вправо нажимной кулачок движка нажимает на микропереключатель 12, при этом триммер создает эффект, препятствующий развороту самолета влево, например, при увеличении числа оборотов двигателя.

При уменьшении числа оборотов двигателя движок перемещают влево, нажимной кулачок движка нажимает на микропереключатель 11 и триммер создает эффект, препятствующий развороту самолета вправо.

При снятии усилия с движка он возвращается пластинчатой пружиной 7 в исходное нейтральное положение.

Предложенное устройство расширяет его функциональные возможности и повышает эргономичность, обеспечивая летчику удобство в комплексном управлении мощностью двигателя и триммером руля направления, позволяя летчику одной рукой одновременно изменять обороты двигателя и управлять триммером руля направления.

Класс B64D31/04 ручные 

устройство для определения положения рычага газа в летательном аппарате -  патент 2494928 (10.10.2013)
ручка управления транспортным средством -  патент 2175290 (27.10.2001)
легкий самолет -  патент 2114768 (10.07.1998)
рукоятка управления двигателем -  патент 2100255 (27.12.1997)
устройство для управления двигателями -  патент 2091274 (27.09.1997)
устройство для ручного управления тягой двигателя -  патент 2031815 (27.03.1995)
устройство ручного управления механизмами прямой и реверсивной тяги двигателя -  патент 2031814 (27.03.1995)

Класс B64C13/00 Системы управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов

Наверх