турбореактивный двигатель с управляемой степенью двухконтурности
Классы МПК: | F02K3/06 с передним расположением вентилятора |
Автор(ы): | Белоусов В.А., Наумов А.Н., Лев А.П., Демкин Н.Б., Симонов М.П. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа Авиамоторный научно- технический комплекс "Союз" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-05-16 публикация патента:
20.09.2002 |
Изобретение относится к области авиации и содержит компрессор низкого и высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого и низкого давления с затурбинным обтекателем, последовательно расположенные по потоку, перепускной канал, связывающий внутреннюю полость за компрессором низкого давления с затурбинным каналом, клапан перепуска, соединенный с приводом для его открытия и закрытия. Связь внутренней полости перепускного канала осуществлена через полые обтекаемые радиальные ребра, установленные по окружности за турбиной низкого давления, полость соединена с внутренней полостью коллектора улиточного типа, размещенного внутри затурбинного обтекателя, имеющего донный уступ с отверстием в центре. Выход из коллектора соединен с полым коленообразным патрубком, внутри которого размещен клапан перепуска. Коленообразный патрубок заканчивается насадком, выходное сечение которого расположено не далее выходной плоскости затурбинного обтекателя. Форма затурбинного канала выполнена в виде конфузора, минимальное сечение которого расположено в поперечной плоскости донного уступа затурбинного обтекателя, причем отношение площади выхода к площади входа конфузора определяется из условия получения положительной разности между полным давлением в выходном сечении коленообразного патрубка и статическим давлением в затурбинном пространстве. Изобретение обеспечивает высокие тягово-экономические характеристики на форсированных и максимальных режимах при хорошей экономичности на дозвуковых крейсерских режимах при простом и компактном устройстве открытия - закрытия контура перепуска, которое устанавливается в трубе сравнительно небольшого диаметра. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Турбореактивный двигатель с управляемой степенью двухконтурности, содержащий компрессор низкого и высокого давлений, камеру сгорания, турбину высокого и низкого давлений с затурбинным обтекателем, последовательно расположенные по потоку, перепускной канал, связывающий внутреннюю полость за компрессором низкого давления с затурбинным каналом, клапан перепуска, соединенный с приводом для его открытия и закрытия, отличающийся тем, что внутренняя полость перепускного канала через полые обтекаемые радиальные ребра, установленные по окружности за турбиной низкого давления, соединена с внутренней полостью коллектора улиточного типа, размещенного внутри затурбинного обтекателя, имеющего донный уступ с отверстием в центре, выход из коллектора улиточного типа соединен с полым коленообразным патрубком, внутри которого размещен клапан перепуска, коленообразный патрубок заканчивается насадком, выходное сечение которого расположено не далее выходной плоскости затурбинного обтекателя, при этом форма затурбинного канала выполнена в виде конфузора, минимальное сечение которого расположено в поперечной плоскости донного уступа затурбинного обтекателя, причем отношение площади выхода к площади входа конфузора определяется из условия получения положительной разности между полным давлением в выходном сечении коленообразного патрубка и статическим давлением в затурбинном пространстве у донного уступа затурбинного обтекателя.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиации и, в частности, к турбореактивным двигателям с управляемой степенью двухконтурности. К турбореактивным двигателям многорежимных самолетов предъявляются требования по обеспечению высоких тягово-экономических характеристик на форсированных и максимальных режимах при хорошей экономичности на дозвуковых крейсерских режимах. Одним из способов выполнения этих требований является использование организации перепуска части воздуха из-за компрессора низкого давления в затурбинное пространство по специальным регулируемым перепускным каналам на нефорсированных режимах дросселирования (см. Патент США 4054030, по кл. НКИ 60/262, МКИ F 02 К 3/06, F 02 К 3/12, заявл. 29.04.76 г., опубл. 18.11.78 г. ). Это устройство малоэффективно, так как не обеспечивает необходимого перепада давлений перепускаемого воздуха в затурбинное пространство в широком диапазоне эксплуатации двигателя, например, по числу Маха полета. Наиболее близким по своей технической сущности к предлагаемому относится турбореактивный двигатель с управляемой степенью двухконтурности, описанный в патенте США 4068471 по кл. МКИ F 02 К 3/06, опубл. 17.01.78 г. Известный турбореактивный двигатель с управляемой степенью двухконтурности содержит компрессор низкого и высокого давлений, камеру сгорания, турбины высокого и низкого давлений с затурбинным обтекателем, последовательно расположенные по потоку, перепускной канал, связывающий внутреннюю полость за компрессором низкого давления с затурбинным каналом, клапан перепуска, соединенный с приводом для его открытия и закрытия. Однако в известном двигателе створки клапанов имеют сложную пространственную ячеистую структуру, не так надежны в работе и, кроме того, на двигателях с управляемой степенью двухконтурности, когда требуются относительно малые расходы воздуха, перепускаемые из-за компрессора низкого давления в затурбинное пространство, то есть при малых степенях двухконтурности, применение такого типа сложных устройств нецелесообразно. Технический результат изобретения заключается в обеспечении высоких тягово-экономических характеристик на форсированных и максимальных режимах при хорошей экономичности на дозвуковых крейсерских режимах, в особенности при потребных малых степенях двухконтурности, и в относительно простой и надежной системе перепуска части воздуха из-за компрессора низкого давления в затурбинное пространство. Технический результат достигается тем, что в турбореактивном двигателе с управляемой степенью двухконтурности, содержащем компрессор низкого и высокого давлений, камеру сгорания, турбину высокого и низкого давлений с затурбинным обтекателем, последовательно расположенные по потоку, перепускной канал, связывающий внутреннюю полость за компрессором низкого давления с затурбинным каналом, клапан перепуска, соединенный с приводом для его открытия и закрытия, согласно изобретению внутренняя полость перепускного канала через полые обтекаемые радиальные ребра, установленные по окружности за турбиной низкого давления, соединена с внутренней полостью коллектора улиточного типа, размещенного внутри затурбинного обтекателя, имеющего донный уступ с отверстием в центре, выход из коллектора улиточного типа соединен с полым коленообразным патрубком, внутри которого размещен клапан перепуска, коленообразный патрубок заканчивается насадком, выходное сечение которого расположено не далее выходной плоскости затурбинного обтекателя, при этом форма затурбинного канала выполнена в виде конфузора, минимальное сечение которого расположено в поперечной плоскости донного уступа затурбинного обтекателя, отношение площади выхода к площади входа конфузора определяется из условия получения положительной разности между полным давлением в выходном сечении коленообразного патрубка и статическим давлением в затурбинном пространстве у донного уступа затурбинного обтекателя. Такое выполнение турбореактивного двигателя с управляемой степенью двухконтурности позволяет при перекрытии клапаном перепуска выходного сечения коленообразного патрубка обеспечить поступление всего воздуха из-за компрессора низкого давления через компрессор высокого давления и далее по всему тракту двигателя, обеспечить работу двигателя по схеме одноконтурного турбореактивного двигателя и, тем самым, иметь на форсажных и максимальных режимах лучшие тягово-экономические характеристики, чем у двухконтурного турбореактивного двигателя, например, до скоростей полета, не превышающих число Маха полета Мп= 1,5 на высотах полета Н=11 км. Открытие клапаном перепуска проходного сечения насадка коленообразного патрубка позволяет организовать перепуск части воздуха из-за компрессора низкого давления по перепускному каналу через внутренние полости радиальных ребер во внутреннюю полость коллектора улиточного типа, обеспечивающего минимальные потери давления подводимого воздуха при переходе от радиальных ребер к коленообразному патрубку и далее через выходное сечение коленообразного патрубка в затурбинное пространство, форма которого выполнена в виде конфузора, обеспечивающего снижение статического давления в поперечной плоскости донного уступа затурбинного обтекателя и, кроме того, благодаря образованию зоны пониженного давления около донного уступа затурбинного обтекателя, гарантированно обеспечивается положительная разность между полным давлением в выходном сечении коленообразного патрубка и статическим давлением в затурбинном пространстве, а следовательно, и гарантированное поступление перепускаемого воздуха в затурбинное пространство и обеспечение работы двигателя по схеме двухконтурного турбореактивного двигателя и, тем самым, получение лучших тягово-экономических характеристик и запасов газодинамической устойчивости компрессоров, чем у одноконтурного турбореактивного двигателя, на тех режимах полета, на которых это невозможно сделать в одноконтурном двигателе, например, на бесфорсажных дроссельных режимах и на полных режимах при относительно больших скоростях полета, например, при Мп>1,5 на высоте H=11 км, то есть, когда компрессор низкого давления работает на малых приведенных частотах вращения и в одноконтурном турбореактивном двигателе запасы газодинамической устойчивости недопустимо снижаются. Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 представлена принципиальная схема продольного разреза с выделенным элементом "А" турбореактивного двигателя с управляемой степенью двухконтурности с клапаном перепуска в положении "закрыто". На фиг. 2 представлен элемент "А" в увеличенном масштабе, поясняющий схему перекрытия перепускным клапаном проходного сечения насадка коленообразного патрубка. На фиг.3 представлен элемент "А" в увеличенном масштабе, поясняющий схему открытия перепускным клапаном проходного сечения насадка коленообразного патрубка. На фиг.4 представлено сечение "Б-Б" элемента "А", поясняющее схему поступления воздуха в коллектор улиточного типа и далее в коленообразный патрубок. Турбореактивный двигатель 1 с управляемой степенью двухконтурности содержит компрессор 2 низкого давления, компрессор 3 высокого давления, камеру сгорания 4, турбину 5 высокого давления, турбину 6 низкого давления, затурбинный обтекатель 7 с донным уступом 8 и отверстием 9 в центре уступа, перепускной канал 10, полые радиальные ребра 11, коллектор 12 улиточного типа, полый коленообразный патрубок 13 с насадком 14 и выходным сечением 15, клапан перепуска 16, закрепленный на приводном валу 17, который связан с приводом (на чертеже не показан) для его поворота, затурбинный канал 18, конфузор 19 с минимальным поперечным сечением 20, разделитель потоков 21, форсажную камеру 22, реактивное сопло 23, внутреннюю полость 24 за компрессором низкого давления. Турбореактивный двигатель с управляемой степенью двухконтурности работает следующим образом. При полете самолета на скоростях, например, не превышающих скорость звука более чем в 1,5 раза, при Мп < 1,5 на высоте Н

Класс F02K3/06 с передним расположением вентилятора