способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом
Классы МПК: | B60S5/02 подача топлива к транспортным средствам; общее расположение оборудования на заправочных станциях B60P3/24 с отсеками |
Автор(ы): | Котлов А.А., Тимербулатов Г.Н., Михаленко С.В., Иванов И.А., Еременко Л.И. |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Сургутгазпром" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-06-13 публикация патента:
27.09.2002 |
Изобретение относится к области обслуживания транспортных средств. Способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом заключается в том, что к месту заправки транспортных средств прибывает передвижной автогазозаправщик, состоящий из грузового автомобиля с кабиной и сосудами высокого давления, разделенные на блоки посредством запорно-регулирующей арматуры, двумя группами органов управления запорно-регулирующей арматурой, приборами контроля за давлением и за температурой сжатого горючего газа в сосудах высокого давления, подсоединяют приспособления для заправки к заправочным приспособлениям заправляемых транспортных средств и заправляют транспортные средства. Кабина выполнена сдвоенной, состоящей из кабины управления грузовым автомобилем и кабины управления запорно-регулирующей арматурой, отделенных перегородкой. В нижней части задней стенки кабины подготовлены отверстия с втулками, через которые в кабину заведены органы управления запорно-регулирующей арматурой. При заправке транспортных средств осуществляют считывание показаний приборов контроля за давлением и за температурой через смотровое окно, из любой точки кабины. 2 з.п.ф-лы.
Формула изобретения
1. Способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом, заключающийся в том, что к месту заправки транспортных средств прибывает передвижной автогазозаправщик, состоящий из грузового автомобиля с кабиной, удлиненной рамой, на которой смонтированы сосуды высокого давления, разделенные на блоки посредством запорно-регулирующей арматуры, двумя группами органов управления запорно-регулирующей арматурой, приборами контроля за давлением и за температурой сжатого горючего газа в сосудах высокого давления, подсоединяют приспособления для заправки к заправочным приспособлениям заправляемых транспортных средств и заправляют транспортные средства, отличающийся тем, что передвижной автогазозаправщик оборудован сдвоенной кабиной, состоящей из кабины управления грузовым автомобилем и кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика, причем кабина управления грузовым автомобилем отделена от кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика перегородкой, а задняя стенка сдвоенной кабины является задней стенкой кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика, причем перегородка и задняя стенка сдвоенной кабины оборудованы смотровыми окнами, а в нижней части задней стенки сдвоенной кабины подготовлены отверстия, оборудованные втулками, разделенные на две группы, а именно, на группу, расположенную с левой стороны от продольной оси грузового автомобиля, и на группу, расположенную с правой стороны от продольной оси грузового автомобиля, при этом органы управления запорно-регулирующей арматурой заведены в кабину управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика через отверстия, оборудованные втулками, и разделены на две группы органов управления запорно-регулирующей арматурой в зависимости от расположения отверстий, а два блока сосудов высокого давления равны по внутреннему геометрическому объему, причем каждый из этих блоков сосудов высокого давления состоит из нескольких секций сосудов высокого давления различного внутреннего геометрического объема, а после подсоединения приспособлений для заправки осуществляется управление одной группой органов управления запорно-регулирующей арматурой одним блоком сосудов высокого давления, при этом подают сжатый горючий газ к приспособлениям для заправки транспортных средств, из любого блока сосудов высокого давления, и производят одновременную заправку двух транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, а приспособления для заправки транспортных средств находятся в пределах видимости из смотрового окна, причем приборы контроля за давлением и за температурой сжатого горючего газа в сосудах высокого давления размещены на одной или нескольких панелях, размещенных между задней стенкой сдвоенной кабины и сосудами высокого давления, таким образом, что считывание показаний приборов контроля за давлением и за температурой осуществляется через смотровое окно, из любой точки кабины. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что передвижной автогазозаправщик снабжен подключенными к электрической цепи грузового автомобиля приборами освещения для освещения органов управления запорно-регулирующей арматурой, одной или нескольких панелей приборов контроля за давлением и за температурой сжатого горючего газа в сосудах высокого давления и приспособлений для заправки транспортных средств. 3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что кабина управления запорно-регулирующей арматурой сосудов высокого давления оборудована сиденьем или креслом и системой отопления кабины управления запорно-регулирующей арматурой, объединенной с системой отопления кабины управления грузовым автомобилем, при этом кабина управления запорно-регулирующей арматурой оборудована дверями, расположенными с правой и левой сторон.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области обслуживания, содержания, ремонта и переоборудования транспортных средств, подачи топлива к транспортным средствам, общего расположения оборудования на заправочных станциях, и может быть использовано в местах интенсивного транспортного движения, например в сельской местности, при проведении посевных и уборочных работ. В настоящее время в эксплуатации находится значительный парк транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе. Заправка этих транспортных средств сжатым горючим газом осуществляется различными способами. Известен способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом, основанный на системе стационарно размещенных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. При данном способе заправки транспортные средства, нуждающиеся в сжатом горючем газе, прибывают на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию, где и производится их заправка сжатым горючим газом (см. Гриценко А.И., Боксерман Ю.И., Васильев Ю.Н. и др. Газовое моторное топливо. - М.: ВНИИгаз, 1992, 170-176 с.). Основным недостатком данного способа заправки транспортных средств сжатым горючим газом является то, что радиус действия транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, становится зависимым от расстояния между автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями и (или) от величины пробега транспортного средства на одной заправке сжатым горючим газом при условии, что транспортные средства обязаны возвращаться на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию для заправки. Известен способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом, реализуемый посредством транспортной ресиверной батареи, предназначенной не только для заправки транспортных средств сжатым горючим газом, но и для транспортировки сжатого горючего газа (см. Зарембо К.С. Справочник по транспорту горючих газов. М.: Гостоптехиздат, 1962, с. 816, рис. 14.14). Недостатком данного способа заправки является то, что оператор, осуществляющий данный способ заправки, вынужден постоянно находиться на открытом воздухе, под воздействием как атмосферных осадков, так и низкой температуры окружающего воздуха в холодное время года. Кроме того, недостатком данного способа заправки является то, что в полевых условиях в сельской местности, где отсутствуют внешние источники электрического тока для освещения рабочего места оператора, а временный источник электрического тока для освещения рабочего места оператора, например аккумуляторная батарея, имеет ограниченный ресурс работы, оператор в темное время суток вынужден прекращать как работу по заправке транспортных средств сжатым горючим газом, так и обслуживание самой транспортной ресиверной батареи из-за отсутствия освещения рабочего места. В качестве прототипа выбран способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом, реализуемый посредством специального устройств, а именно, передвижного газозаправщика (см. патент РФ 2147531 С1, М.кл. В 60 Р 3/22). Данный способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом заключается в том, что на место заправки транспортных средств прибывает передвижной газозаправщик, оборудованный сосудами высокого давления, которые разделены на блоки посредством запорно-регулирующей арматуры, двумя группами органов управления запорно-регулирующей арматурой, приборами контроля за давлением и за температурой сжатого горючего газа в сосудах высокого давления, причем приспособления для заправки подсоединяют к заправочным приспособлениям заправляемых транспортных средств и заправляют транспортные средства. Недостатком данного способа заправки является то, что оператор, осуществляющий данный способ заправки, вынужден постоянно находиться под воздействием низкой температуры окружающего воздуха в холодное время года. Кроме того, недостатком данного способа заправки является то, что для работы основного оборудования передвижного газозаправщика, например дожимного компрессора, необходим электрический ток, поступающий от внешнего источника, который в полевых условиях в сельской местности зачастую отсутствует. Технический эффект предложенного изобретения заключается в создании комфортных условий работы оператора, осуществляющего предлагаемый способ заправки, в обеспечении круглосуточной заправки транспортных средств сжатым горючим газом при любых климатических условиях и в различных полевых условиях. Поставленная цель достигается тем, что способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом, заключающийся в том, что к месту заправки транспортных средств прибывает передвижной автогазозаправщик, стоящий из грузового автомобиля с кабиной, удлиненной рамой, на которой смонтированы сосуды высокого давления, разделенные на блоки посредством запорно-регулирующей арматуры, двумя группами органов управления запорно-регулирующей арматурой, приборами контроля за давлением и за температурой сжатого горючего газа в сосудах высокого давления, подсоединяют приспособления для заправки к заправочным приспособлениям заправляемых транспортных средств и заправляют транспортные средства, согласно изобретению включает в себя заправку транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, от передвижного автогазозаправщика, который оборудован сдвоенной кабиной, состоящей из кабины управления грузовым автомобилем и кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика,причем кабина управления грузовым автомобилем отделена от кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика перегородкой, а задняя стенка сдвоенной кабины является задней стенкой кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика, причем перегородка и задняя стенка сдвоенной кабины оборудованы смотровыми окнами, а в нижней части задней стенки сдвоенной кабины подготовлены отверстия, оборудованные втулками, разделенные на две группы, а именно, на группу, расположенную с левой стороны от продольной оси грузового автомобиля, и на группу, расположенную с правой стороны от продольной оси грузового автомобиля, при этом органы управления запорно-регулирующей арматурой заведены в кабину управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика через отверстия, оборудованные втулками, и разделены на две группы органов управления запорно-регулирующей арматурой в зависимости от расположения отверстий, а два блока сосудов высокого давления равны по внутреннему геометрическому объему,
причем каждый из этих блоков сосудов высокого давления состоит из нескольких секций сосудов высокого давления различного внутреннего геометрического объема, а после подсоединения приспособлений для заправки осуществляется управление одной группой органов управления запорно-регулирующей арматурой одним блоком сосудов высокого давления, при этом подают сжатый горючий газ к приспособлениям для заправки транспортных средств из любого блока сосудов высокого давления, и производят одновременную заправку двух транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, а приспособления для заправки транспортных средств находятся в пределах видимости из смотрового окна,
причем приборы контроля за давлением и за температурой сжатого горючего газа в сосудах высокого давления размещены на одной или нескольких панелях, размещенных между задней стенкой сдвоенной кабины и сосудами высокого давления, таким образом, что считывание показаний приборов контроля за давлением и за температурой осуществляется через смотровое окно, из любой точки кабины, кроме того, передвижной автогазозаправщик снабжен подключенными к электрической цепи грузового автомобиля приборами освещения для освещения органов управления запорно-регулирующей арматурой, одной или нескольких панелей приборов контроля за давлением и за температурой сжатого горючего газа в сосудах высокого давления и приспособлений для заправки транспортных средств, при этом кабина управления запорно-регулирующей арматурой сосудов высокого давления оборудована сиденьем или креслом, и системой отопления кабины управления запорно-регулирующей арматурой, объединенной с системой отопления кабины управления грузовым автомобилем, при этом кабина управления запорно-регулирующей арматурой оборудована дверями, расположенными с правой и левой сторон. Сравнение заявляемого технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна". При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа, не были выявлены и потому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенное отличие". Ниже приводится порядок осуществления заявляемого способа заправки транспортных средств сжатым горючим газом. На основе анализа объемов ожидаемых транспортных и других видов работ с использованием транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, и с учетом расстояния до ближайшей автомобильной газонаполнительной компрессорной станции назначается место сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе. При этом место сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, назначается в максимально возможной близости к участку с наиболее интенсивным транспортным движением и ведением других видов работ с использованием транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе. Передвижной автогазозаправщик, сосуды высокого давления которого наполнены сжатым горючим газом до установленного давления, направляется к месту сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе. При этом управление грузовым автомобилем осуществляет водитель, который совместно с оператором, осуществляющим данный способ заправки, находятся в кабине управления грузовым автомобилем. По прибытию передвижного автогазозаправщика к месту сбора и последующей заправки сжатым горючим газом транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, водитель и оператор, осуществляющий данный способ заправки, проводят подготовительные работы, например заземление передвижного автогазозаправщика, обозначение его габаритных размеров и т. д. После этого оператор, обслуживающий передвижной автогазозаправщик, приступает к заправке сжатым горючим газом транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе. Для этого оператор, осуществляющий данный способ заправки, переходит в кабину управления запорно-регулирующей арматурой, располагается на сиденьи или кресле таким образом, чтобы через смотровое окно задней стенки сдвоенной кабины видеть как одну или несколько панелей с приборами контроля за давлением и за температурой сжатого горючего газа в сосудах высокого давления, так и приспособления для заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе. Оператор, осуществляющий данный способ заправки, входит в кабину управления запорно-регулирующей арматурой и выходит из нее для обслуживания передвижного автогазозаправщика через двери, расположенные как с правой, так и с левой сторон кабины управления запорно-регулирующей арматурой. Заправка транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, осуществляется следующим образом. Транспортное средство, работающее на сжатом горючем газе, подъезжает к одному из двух приспособлений для заправки. Эти приспособления для заправки расположены как с левой, так и с правой сторон передвижного автогазозаправщика. Оператор, осуществляющий данный способ заправки, подсоединяет приспособление для заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, к заправочному устройству транспортного средства, через ближайшую дверь входит в кабину управления запорно-регулирующей арматурой и, воздействуя на органы управления запорно-регулирующей арматурой, заведенные в кабину через отверстия, оборудованные втулками, производит подачу сжатого горючего газа из сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика в баллоны заправляемого транспортного средства, работающего на сжатом горючем газе. При этом оператор, осуществляющий данный способ заправки, контролирует величины давления и температуры сжатого горючего газа, подаваемого в баллоны транспортного средства, работающего на сжатом горючем газе. Контроль осуществляется при помощи приборов контроля за давлением и за температурой сжатого горючего газа в сосудах высокого давления, расположенных на одной или нескольких панелях. После наполнения сжатым горючим газом баллонов транспортного средства до установленного давления, оператор, обслуживающий передвижной автогазозаправщик, отсоединяет приспособление для заправки транспортных средств от заправочного устройства транспортного средства, работающего на сжатом горючем газе, и транспортное средство убывает с места сбора и последующей заправки. На заправку прибывает следующее транспортное средство. При одновременном прибытии на заправку нескольких транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, их заправка производится одновременно с двух сторон передвижного автогазозаправщика, причем в этом случае заправка транспортного средства, находящегося с левой стороны передвижного автогазозаправщика, осуществляется при помощи органов управления запорно-регулирующей арматурой, расположенных с левой стороны от продольной оси передвижного автогазозаправщика и соединенных с блоком сосудов высокого давления, расположенным с левой стороны от продольной оси передвижного автогазозаправщика, а заправка транспортного средства, находящегося с правой стороны передвижного автогазозаправщика, осуществляется при помощи органов управления запорно-регулирующей арматурой, расположенных с правой стороны от продольной оси передвижного автогазозаправщика и соединенных с блоком сосудов высокого давления, распложенным с правой стороны от продольной оси передвижного автогазозаправщика. При заправке в темное время суток транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, освещение органов управления запорно-регулирующей арматурой, приборов контроля за давлением и за температурой сжатого горючего газа в сосудах высокого давления, расположенных на одной или нескольких панелях, приспособлений для заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, осуществляется подключенными к электрической цепи грузового автомобиля приборами освещения. При заправке в холодное время года транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, комфортные условия для оператора, обслуживающего передвижной автогазозаправщик, обеспечиваются за счет обогрева кабины управления запорно-регулирующей арматурой системой отопления, объединенной с системой отопления кабины управления грузовым автомобилем. Для исключения выстуживания кабины управления грузовым автомобилем при низкой температуре окружающего воздуха в холодное время года при выходе оператора, обслуживающего передвижной автогазозаправщик, из кабины управления запорно-регулирующей арматурой для осуществления заявляемого способа заправки транспортных средств сжатым горючим газом и для обслуживания технологических трубопроводов, расположенных на удлиненной раме грузового автомобиля, между кабиной управления грузовым автомобилем и кабиной управления запорно-регулирующей арматурой сосудов высокого давления выполнена перегородка, оборудованная смотровым окном. После реализации сжатого горючего газа, находящегося в сосудах высокого давления, или окончания работ по заправке транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, водитель и оператор, осуществляющий данный способ заправки, проводят работы по подготовке передвижного автогазозаправщика к движению, например снимают заземление передвижного автогазозаправщика, закрепляют на штатные места приспособления для заправки транспортных средств и т. д. После этого оператор, осуществляющий данный способ заправки, входит в кабину управления грузовым автомобилем, в которой уже находится водитель грузового автомобиля, и передвижной автогазозаправщик начинает движение на автомобильную газонаполнительную станцию для наполнения сосудов высокого давления сжатым горючим газом, либо на новое место заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе. Предлагаемый способ заправки транспортных средств сжатым горючим газом с использованием передвижного автогазозаправщика, предназначенного для транспортировки сжатого горючего газа и заправки сжатым горючим газом транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, позволяет обеспечить круглосуточное и круглогодичное снабжение транспортных средств сжатым горючим газом. А это, в свою очередь, способствует улучшению экологической обстановки, поскольку при работе транспортных средств на сжатом горючем газе снижается выброс вредных веществ в атмосферу и приводит к удешевлению перевозок, осуществляемых транспортными средствами, работающих на сжатом горючем газе, поскольку стоимость сжатого горючего газа ниже стоимости жидкого моторного топлива.
Класс B60S5/02 подача топлива к транспортным средствам; общее расположение оборудования на заправочных станциях