радиолокационное устройство для предотвращения столкновений автомобиля

Классы МПК:G01S13/93 радиолокационные или аналогичные системы, предназначенные для предотвращения столкновений
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Дикарев Виктор Иванович,
Журкович Виталий Владимирович,
Сергеева Валентина Георгиевна
Приоритеты:
подача заявки:
2001-07-31
публикация патента:

Изобретение относится к радиолокации и может использоваться в системах предотвращения столкновений транспортных средств, системах поддержания дистанции в транспортном потоке. Технический результат заключается в повышении помехоустойчивости и точности измерения расстояния до впереди идущего транспортного средства путем подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по дополнительным каналам. Для этого устройство содержит передающую антенну 1, аттенюатор 2, передатчик 3, формирователь 4 управляющего сигнала, датчик 5 скорости, датчик 6 состояния дороги, приемник 7, приемную антенну 8, блок 9 выработки сигнала предупреждения, регистратор 10, генератор 11 модулирующего кода, генератор 12 высокой частоты, фазовый манипулятор 13, усилитель 14 мощности, гетеродин 15, первый 16 и второй 28 смесители, первый 17 и второй 29 усилители промежуточной частоты, коррелятор 18, блок 19 регулируемой задержки, первый 20 и второй 32 перемножители, фильтр 21 нижних частот, экстремальный регулятор 22, измерительный прибор 23, первый 24 и второй 33 узкополосные фильтры, фазомер 25, исполнительный блок 26, первый 27 и второй 30 фазовращатели на 90o, сумматор 31, амплитудный детектор 34 и ключ 35. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Радиолокационное устройство для предотвращения столкновений автомобиля, содержащее последовательно включенные датчик состояния дороги, формирователь управляющего сигнала, второй вход которого соединен с выходом датчика скорости, аттенюатор и передающую антенну, последовательно включенные генератор высокой частоты, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, и усилитель мощности, выход которого соединен с вторым входом аттенюатора, последовательно включенные приемную антенну, первый смеситель, второй вход которого соединен с первым выходом гетеродина, и первый усилитель промежуточной частоты, последовательно подключенные к выходу датчика скорости блок выработки сигнала предупреждения, второй вход которого соединен с выходом датчика состояния дороги, и регистратор, последовательно подключенные к первому выходу блока регулируемой задержки первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом усилителя мощности, фильтр нижних частот и измерительный прибор, последовательно подключенные к выходу первого перемножителя первый узкополосный фильтр, фазометр, второй вход которого соединен с первым выходом гетеродина, блок выработки сигнала предупреждения, четвертый вход которого соединен с вторым выходом блока регулируемой задержки, и исполнительный блок, первый вход блока регулируемой задержки через экстремальный регулятор соединен с выходом фильтра нижних частот, отличающееся тем, что в него введены второй смеситель, второй усилитель промежуточной частоты, два фазовращателя на 90o, второй перемножитель, второй узкополосный фильтр, амплитудный детектор, сумматор и ключ, причем к второму выходу гетеродина последовательно подключены первый фазовращатель на 90o, второй смеситель, второй вход которого соединен с выходом приемной антенны, второй усилитель промежуточной частоты, второй фазовращатель на 90o, сумматор, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя промежуточной частоты, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом приемной антенны, второй узкополосный фильтр, амплитудный детектор и ключ, второй вход которого соединен с выходом сумматора, а выход подключен к второму входу блока регулируемой задержки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к радиолокации и может использоваться в системах предотвращения столкновений транспортных средств, системах поддержания дистанции в транспортном потоке.

Известны радиолокационные устройства для предотвращения столкновений автомобилей (авт. св. СССР 457054, G 01 S 9/68, 1975; 794575, G 01 S 15/08, 1976; 915035, G 01 S 13/93, 1980; 926611, G 01 S 13/93, 1980; патент РФ 2169929, G 01 S 13/93, 2000; патенты США 3841427, G 01 S 13/93, 1976; 3898652, G 01 S 13/93, 1976 и др).

Из известных устройств наиболее близким к предлагаемому является "Радиолокационное устройство для предотвращения столкновений автомобиля" (патент РФ 2169929, G 01 S 13/93, 2000 г.), которое и выбрано в качестве базового объекта.

Данное устройство обеспечивает снижение суммарного уровня излучения датчиков при их массовом использовании, что уменьшает влияние сверхвысокочастотного поля на людей, уменьшает взаимное влияние датчиков друг на друга, что снижает вероятность ложных тревог, повышает точностные характеристики, а также уменьшает влияние излучения на другие сверхвысокочастотные устройства.

Однако в указанном устройстве одно и то же значение промежуточной частоты может быть получено в результате приема отраженного от впереди идущего транспортного средства сигнала на двух частотах радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238c и радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238з, т.е.:

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр = радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238c-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г и радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр = радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238з.

Следовательно, если частоту настройки радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238c принять за основной канал приема, то наряду с ним будет иметь место зеркальный канал приема, частота радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238з которого отличается от частоты радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238c на 2радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр и расположена симметрично (зеркально) относительно частоты гетеродина радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г (фиг.2). Преобразование по зеркальному каналу приема происходит с тем же коэффициентом преобразования кпр, что и по основному каналу. Поэтому он наиболее существенно влияет на избирательность и помехоустойчивость устройства.

Кроме зеркального существуют и другие дополнительные (комбинационные) каналы приема. Наиболее вредными комбинационными каналами приема являются каналы, образующиеся при взаимодействии первой гармоники сигнала с гармониками гетеродина малого порядка (второй, третьей и т.д.), т.к. чувствительность устройства по этим каналам близка к чувствительности основного канала. Так, двум комбинационным каналам при определенных условиях соответствуют частоты:

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к1 = 2радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр и радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к2 = 2радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр,

где 2радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г - вторая гармоника частоты гетеродина.

Наличие ложных сигналов (помех), принимаемых по зеркальному и комбинационному каналам, приводит к снижению помехоустойчивости и точности измерения расстояния до впереди идущего транспортного средства.

Технической задачей изобретения является повышение помехоустойчивости и точности измерения расстояния до впереди идущего транспортного средства путем подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по дополнительным каналам.

Поставленная задача решается тем, что в радиолокационное устройство для предотвращения столкновений автомобиля, содержащее последовательно включенные датчик состояния дороги, формирователь управляющего сигнала, второй вход которого соединен с выходом датчика скорости, аттенюатор и передающую антенну, последовательно включенные генератор высокой частоты, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, и усилитель мощности, выход которого соединен с вторым входом аттенюатора, последовательно включенные приемную антенну, первый смеситель, второй вход которого соединен с первым выходом гетеродина, и первый усилитель промежуточной частоты, последовательно подключенные к выходу датчика скорости блок выработки сигнала предупреждения, второй вход которого соединен с выходом датчика состояния дороги, и регистратор, последовательно подключенные к первому выходу блока регулируемой задержки первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом усилителя мощности, фильтр нижних частот и измерительный прибор, последовательно подключенные к выходу первого перемножителя первый узкополосный фильтр, фазометр, второй вход которого соединен с первым выходом гетеродина, и исполнительный блок, первый вход блока регулируемой задержки через экстремальный регулятор соединен с выходом фильтра нижних частот, введены второй смеситель, второй усилитель промежуточной частоты, два фазовращателя на 90o, второй перемножитель, второй узкополосный фильтр, амплитудный детектор, сумматор и ключ, причем к второму выходу гетеродина последовательно подключены первый фазовращатель на 90o, второй смеситель, второй вход которого соединен с выходом приемной антенны, второй усилитель промежуточной частоты, второй фазовращатель на 90o, сумматор, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя промежуточной частоты, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя промежуточной частоты, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом приемной антенны, второй узкополосный фильтр, амплитудный детектор и ключ, второй вход которого соединен с выходом сумматора, а выход подключен к второму входу блока регулируемой задержки.

Структурная схема предлагаемого устройства представлена на фиг.1. Частотные диаграммы, поясняющие процесс образования дополнительных каналов приема, изображены на фиг. 2.

Устройство содержит передатчик 3, приемник 7 и коррелятор 18.

К выходу генератора 12 высокой частоты последовательно подключены фазовый манипулятор 13, второй вход которого соединен с выходом генератора 11 модулирующего кода, усилитель 14 мощности, аттенюатор 2 и передающая антенна 1. К выходу датчика 6 состояния дороги подключен формирователь 4 управляющего сигнала, второй вход которого соединен с выходом датчика 5 скорости, а выход подключен к второму входу аттенюатора 2. К выходу приемной антенны 8 последовательно подключены первый смеситель 16, второй вход которого соединен с первым выходом гетеродина 15, первый усилитель промежуточной частоты 17, сумматор 31, второй перемножитель 32, второй вход которого соединен с выходом приемной антенны 8, второй узкополосный фильтр 33, амплитудный детектор 34, ключ 35, второй вход которого соединен с выходом сумматора 31, блок 19 регулируемой задержки, первый перемножитель 20, второй вход которого соединен с выходом усилителя 14 мощности, первый узкополосный фильтр 24, фазометр 25, второй вход которого соединен с выходом гетеродина 15, блок 9 выработки сигнала предупреждения, второй вход которого соединен с выходом датчика 5 скорости, а третий вход соединен с выходом датчика 6 состояния дороги, и регистратор 10. К второму выходу гетеродина 15 последовательно подключены первый фазовращатель 27 на 90o, второй смеситель 28, второй вход которого соединен с выходом приемной антенны 8, второй усилитель 29 промежуточной частоты и второй фазовращатель 30 на 90o, выход которого соединен со вторым входом сумматора 31. К выходу первого перемножителя 20 последовательно подключены фильтр 21 нижних частот, экстремальный регулятор 22 и блок 19 регулируемой задержки, второй выход которого подключен к четвертому входу блока 9 выработки сигнала предупреждения. К выходу фильтра 21 нижних частот подключен измерительный прибор 23. К второму выходу блока 9 выработки сигнала предупреждения подключен исполнительный блок 26. При этом генератор 11 модулирующего кода, генератор 12 высокой частоты, фазовый манипулятор 13 и усилитель 14 мощности образуют передатчик 3. Гетеродин 15, смесители 16 и 28, фазовращатели 27, 30, усилители 17, 29 промежуточной частоты, сумматор 31, перемножитель 32, узкополосный фильтр 33, амплитудный детектор 34 и ключ 35 образуют универсальный преобразователь частоты. Блок 19 регулируемой задержки, перемножитель 20 и фильтр 21 нижних частот образуют коррелятор 18.

Устройство работает следующим образом:

Датчик 5 определяет собственную скорость движения транспортного средства и вырабатывает сигнал, пропорциональный измеренной скорости. Датчик 6 измеряет коэффициент сцепления радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238, зависящий от состояния дороги. Формирователь 4 вырабатывает напряжение

U = f(V, радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238),

где V - скорость движения транспортного средства.

Таким образом, чтобы излучаемая мощность в зависимости от скорости движения и коэффициента сцепления изменялась пропорционально V4/радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902382. Напряжение воздействует на управляемый аттенюатор 2, представляющий собой "pin" - диод, установленный в волноводе и изменяющий в зависимости от V свою проводимость, т.е. пропускаемую мощность.

Напряжение высокой частоты

U1(t) = V1cos(радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238ct+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238c); 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Tc

с выхода генератора 12 поступает на первый вход манипулятора 13, на второй вход которого подается модулирующий код M(t) с выхода генератора 11. На выходе фазового манипулятора 13 образуется фазоманипулированный (Фмн)-сигнал

U2(t) = V2cos(радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238ct+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к(t)+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238c); 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Tс,

где радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к(t) = {0, радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M(t), причем радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к(t) = const при kрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238э<t<(k+1)радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238э и может изменяться скачком при t = kрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238э, т.е. на границах между элементарными посылками (k=1,2,...,N-1);

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238эN - длительность и количество элементарных посылок, из которых составлен сигнал длительностью

Tc(Tc = Nрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238э),

который поступает на вход усилителя 14 мощности. На выходе последнего образуется Фмн-сигнал

Uc(t) = Vccos(радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238ct+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к(t)+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238c); 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Tc,

который, пройдя аттенюатор 2, излучается передающей антенной 1 в направлении впереди идущего транспортного средства.

Отраженный от впереди идущего транспортного средства Фмн-сигнал

U0(t) = V0cos(радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238(t-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380)+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к(t-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380)+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380); 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Tс,

где радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380 = 2R/C - задержка отраженного сигнала;

R - расстояние между собственным и впереди идущим транспортными средствами;

С - скорость распространения света,

поступает с выхода приемной антенны 8 на первые входы смесителей 16 и 28, на вторые входы которых подаются напряжения гетеродина 15:

Uг1(t) = Vгcos(радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238гt+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г);

Uг2(t) = Vгcos(радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238гt+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г+90радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238).

На выходах смесителей 16 и 28 образуются напряжения комбинированных частот. Усилителями 17 и 29 выделяются напряжения промежуточной (разностной) частоты:

Uпр1(t) = Vпрcos[радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр(t-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380)+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к(t-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380)+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр]

Uпр2(t) = Vпрcos[радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр(t-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380)+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к(t-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380)+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр-90радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238], 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Тс,

где Uпр=1/2k1V0Vг;

k1 - коэффициент передачи смесителей;

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр = радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238c-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г - промежуточная частота;

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр = радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г.

Напряжение Uпp1(t) поступает на первый вход сумматора 31. Напряжение Uпp2(t) поступает на вход фазовращателя 30 на 90o, на выходе которого образуется следующее напряжение

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238

Это напряжение подается на второй вход сумматора 31, на выходе которого образуется суммарное напряжение

Uрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902381(t) = Vрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902381cos[радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр(t-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380)+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к(t-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380)+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр], 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Тс,

где Vрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902381 = 2Vпр.

Данное напряжение подается на второй вход перемножителя 32, на первый вход которого поступает отраженный от впереди идущего транспортного средства Фмн-сигнал U0(t). На выходе перемножителя образуется гармоническое напряжение

U3(t) = V3cos(радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238гt+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г), 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Тс,

где U3 = 1/2k2V0Vрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902381;

k2 - коэффициент передачи перемножителя.

Так как частота настройки радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238н = узкокополосного фильтра 33 выбирается равной частоте гетеродина радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г(радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238н = радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г), негармоническое напряжение U3(t) выделяется узкополосным фильтром 33, детектируемая амплитудным детектором 34, и поступает на управляющий вход ключа 35, открывая его. В исходном состоянии ключ 35 всегда закрыт.

Напряжение Uрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902381(t) с выхода сумматора 31 через открытый ключ 35 поступает на первый вход блока 19 регулируемой задержки, который вместе с перемножителем 20, на второй вход которого поступает Фмн-сигнал Uc(t) с выхода усилителя 14 мощности, и фильтром 21 нижних частот образуют коррелятор 18. Получаемая на выходе коррелятора 18 корреляционная функция R(радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238) имеет максимум при значении введенного регулируемого запаздывания радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380. Корреляционная функция R(радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380) регистрируется измерительным прибором 23. Максимальное значение R(радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380) поддерживается с помощью экстремального регулятора 22, воздействующего на блок 19 регулируемой задержки. При компенсации временной задержки радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380 с помощью блока 19 регулируемой задержки на первый вход перемножителя поступает Фмн-сигнал промежуточной частоты.

Uрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902382(t) = Vрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902381cos[радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238прt+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к(t)+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр], 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Тс.

На выходе перемножителя 20 образуется гармоническое напряжение

U4(t) = V4cos[радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238гt+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г(t)+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238], 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Тс,

где U4 = 1/2k2VcVрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902381;

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238 = радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238c-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380 = радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238c2R/C,

которое выделяется узкополосным фильтром 24, настроенным на частоту гетеродина радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238 и поступает на первый вход фазометра 25, на второй вход которого подается напряжение Uг(t) гетеродина 15. Фазометр 25 измеряет фазовый сдвиг радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238, по которому точно определяется расстояние Rт до впереди идущего транспортного средства. Так формируется фазовая шкала измерения, которая является точной, но неоднозначной. Измененный фазовый сдвиг поступает в блок 9 выработки сигнала предупреждения.

Временной сдвиг радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902380 определяется по шкале блока 19 регулируемой задержки, с второго выхода которого он также поступает в блок 9 выработки сигнала предупреждения. Так формируется временная шкала измерений дальности Rгp до впереди идущего транспортного средства, которая является грубой, но однозначной. Таким образом, точно и однозначно измеряется дистанция до впереди идущего транспортного средства.

Следует отметить, что фазовая шкала, позволяющая измерить расстояние до впереди идущего транспортного средства с высокой точностью, является неоднозначной, т.е. фазометр 25 измеряет разность фаз только по модулю 2радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238:

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238 = k+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238,

где k - целое число периодов полной разности фаз (в фазовых циклах);

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238 - разность фаз, измеряемая фазовой шкалой (измеряется в долях разового цикла, 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238).

Для определения целого числа периодов полной разности фаз k используется временная шкала измерений. Условие согласования фазовой и временной шкал состоит в том, чтобы удвоенная максимальная ошибка измерения расстояния Rгp по грубой (временной) шкале была меньше, чем интервал однозначного измерения Rт по точной (фазовой) шкале.

2радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Rгр<радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Rодн

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Rгр = (C/Rгр)радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238:радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902382радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238 = (радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238э/2q2вх)(радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238F/радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238fc),

где qвх 2 - отношение сигнал/шум по мощности на входе приемника;

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238F - ширина выходной полосы системы измерения временного запаздывания отраженного Фмн-сигнала по отношению к зондирующему;

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238fc - ширина полосы частот линейной системы, согласованной со спектром используемого Фмн-сигнала.

Учитывая, что радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238э = 1/радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238fc, можно условие согласования фазовой и временной шкал заменить в виде

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238

где m - некоторый коэффициент, связанный с Рнад следующим соотношением: m = Ф-1над);

Ф-1( ) - обратная функция интеграла вероятности;

Рнад - вероятность надежности согласования шкал (например, при Рнад= 0,9973 m=3).

Из приведенного выражения следует, что надежность согласования измерительных шкал не зависит от расстояния R между транспортными средствами, а определяется характеристиками сложного Фмн-сигнала и его энергетикой, а также выходной полосой частот временной шкалы измерения.

При этом, если R>R0, где R0 - безопасная дистанция, то в регистраторе 10 фиксируется сигнал о наличии резерва безопасной дистанции. Если R<R, то регистратор 10 выдает сигнал тревоги, например звуковой или световой, а исполнительный блок 26, например тормозная система автомобиля, автоматически замедляет движение собственного транспортного средства с интенсивностью, пропорциональной величине дефицита безопасной дистанции, в результате которого дистанция до впереди идущего транспорта увеличивается до безопасной.

Описанная выше работа устройства соответствует случаю приема отраженного полезного Фмн-сигнала от впереди идущего транспортного средства по основному каналу на частоте радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238c (фиг.2).

Если ложный сигнал (помеха) принимается по зеркальному каналу на частоте радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238з:

Uз(t) = Vзcos[радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238зt+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238з], 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Tс,

то усилителями 17 и 29 промежуточной частоты выделяются следующие напряжения:

Uпр4(t) = Vпр4cos[радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238прt+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр4],

Uпр5(t) = Vпр4cos[радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238прt+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр4+90радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238], 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238T3,

где Vпр4=1/2k1V3Vг1;

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр = радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238з - промежуточная частота.

Напряжение Uпp4(t) с выхода усилителя 29 промежуточной частоты поступает на вход фазовращателя 30 на 90o, на выходе которого образуется напряжение:

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238T3.

Напряжения Uпp4(t) и Uпp6(t), поступающие на два входа сумматора 31, на его выходе компенсируются.

Следовательно, ложный сигнал (помеха), принимаемый по зеркальному каналу на частоте радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238з, подавляется.

По аналогичной причине подавляется и ложный сигнал (помеха), принимаемый по первому комбинационному каналу на частоте радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к1.

Если ложный сигнал (помеха) принимается по второму комбинационному каналу на частоте радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к2

Uк2(t) = Vк2cos[радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к2t+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к2], 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Tк2,

то усилителями 17 и 29 промежуточной частоты выделяются следующие напряжения:

Uпр7(t) = Vпр7cos[радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238прt+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр7],

Uпр8(t) = Vпр7cos[радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238прt+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр7-90радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238], 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Tк2,

где Vпр7=1/2k1Vк2Vг3;

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр = радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к2-2радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г;

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр7 = радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к2-радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г.

Напряжение Uпp8(t) с выхода усилителя 29 промежуточной частоты поступает на вход фазовращателя 30 на 90o, на входе которого образуется напряжение

радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Tк2.

Напряжения Uпp7(t) и Uпp9(t) поступают на два входа сумматора 31, на выходе которого образуется напряжение

Uрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902383(t) = Vрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902383cos[радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238прt+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238пр7], 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Tк2,

где Vрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902383 = 2Vпр7.

Данное напряжение перемножается в перемножителе 32 с принимаемым ложным сигналом (помехой) Uк2(t).

В результате перемножения образуется гармоническое напряжение

U5(t) = V5cos[2радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238гt+радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г], 0радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238tрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238Tк2,

где V5 = 1/2k2Vк2Vрадиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 21902383,

которое не попадает в полосу пропускания узкополосного фильтра 33, ключ 35 не открывается и ложный сигнал (помеха), принимаемый по второму комбинационному каналу на частоте радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к2, подавляется.

Таким образом, для подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по зеркальному и первому комбинационному каналу, используется фазокомпенсационный метод.

Для подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по второму комбинационному каналу на частоте радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238к2, используется метод узкополосной фильтрации.

Данное устройство обеспечивает снижение суммарного уровня излучения датчиков при их массовом использовании, что уменьшает влияние сверхвысокочастотного поля на людей, уменьшает взаимное влияние датчиков друг на друга, что снижает вероятность ложных тревог, повышает точностные характеристики, а также уменьшает влияние излучения на другие сверхвысокочастотные устройства.

Использование данного устройства позволяет исключить основную причину дорожно-транспортных проишествий, связанных с несоблюдением дистанции. За счет точного измерения расстояния до впереди идущего транспортного средства создаются резервы увеличения плотности транспортных потоков на дорогах; тем самым увеличивается их пропускная способность. Устройство своевременно информирует водителя о скорости автомобиля, состоянии дороги и о дистанции до впереди идущего транспортного средства, а также позволяет упростить процесс управления автомобилем в напряженной обстановке оживленной транспортной магистрали, благодаря освобождению водителя от функции оценки и сохранения безопасной дистанции до впереди идущего транспортного средства.

Причем измерение фазового сдвига радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238 осуществляется на фиксированной частоте радиолокационное устройство для предотвращения столкновений   автомобиля, патент № 2190238г гетеродина. Поэтому нестабильность несущей частоты отраженного Фмн-сигнала, обусловленная различными дестабилизирующими факторами, не оказывает влияния на результаты измерений. Кроме того, указанное устройство позволяет реализовать преимущества, присущие сложным Фмн-сигналам, в том числе повысить чувствительность при низком отошении сигнал/шум. Это достигается сверткой спектра сложного Фмн-сигнала, который преобразуется в узкополосное гармоническое напряжение, что позволяет выделить его с помощью узкополосного фильтра, отфильтровав при этом значительную часть шумов и помех, т. е. повысить реальную чувствительность устройства при низком отношении сигнал/шум.

Сложные сигналы обладают также энергетической и структурной скрытностью и позволяют осуществить структурную селекцию. Это значит, что появляется новая возможность выделить эти сигналы, действующие в одной и той же полосе частот и в одни и те же промежутки времени с другими сигналами и помехами.

Предлагаемое устройство по сравнению с базовым объектом обеспечивает повышение помехоустойчивости и точности измерения расстояния до впереди идущего транспортного средства. Это достигается путем подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по дополнительным (зеркальному и комбинационным) каналам.

Класс G01S13/93 радиолокационные или аналогичные системы, предназначенные для предотвращения столкновений

запросный способ измерения радиальной скорости и местоположения спутника глобальной навигационной системы глонасс и система для его осуществления -  патент 2518174 (10.06.2014)
устройство для определения расстояния между воздушными судами -  патент 2510800 (10.04.2014)
радиолокационный автономный способ предупреждения столкновений летательного аппарата с препятствиями в вертикальной плоскости и устройство для его осуществления -  патент 2507539 (20.02.2014)
высотомер -  патент 2501036 (10.12.2013)
устройство управления транспортным средством, транспортное средство и способ управления транспортным средством -  патент 2484993 (20.06.2013)
способ обнаружения опоры линии электропередач -  патент 2472177 (10.01.2013)
радиолокационный измеритель малых высот -  патент 2449310 (27.04.2012)
система обеспечения безопасности вертолета в критических режимах пилотирования -  патент 2445234 (20.03.2012)
устройство для предупреждения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередачи -  патент 2441254 (27.01.2012)
устройство предупреждения столкновения автомобиля с препятствием -  патент 2429506 (20.09.2011)
Наверх