смазка для металлических форм
Классы МПК: | B28B7/38 обработка поверхностей форм, сердечников или оправок для предотвращения прилипания |
Автор(ы): | Илькова В.Ф., Степанов Н.В., Перфильева Т.П., Никонов Д.П., Старцев Б.И., Тугарин А.В. |
Патентообладатель(и): | Иркутская государственная сельскохозяйственная академия |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-04-04 публикация патента:
10.10.2002 |
Изобретение относится к промышленности строительных материалов, а именно к смазкам для форм при изготовлении бетонных и железобетонных изделий. Смазка для металлических форм при изготовлении бетонных и железобетонных изделий, включающая отработанное моторное или машинное масло, эмульгатор - талловый пек, добавку - кислоту и воду, в качестве добавки содержит щавелевую кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%: отработанное моторное или машинное масло - 15-45; омыленный талловый пек - 1,5-4,5; щавелевая кислота - 0,1-0,3; вода - остальное. Технический результат - повышение качества поверхности изделий, в том числе ее белизны, повышение стабильности смазки, возможность ее многоразового использования, исключение коррозии металлических форм, снижение стоимости смазки. 1 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
Смазка для металлических форм при изготовлении бетонных и железобетонных изделий, включающая отработанное моторное или машинное масло, эмульгатор - омыленный талловый пек, добавку - кислоту и воду, отличающаяся тем, что в качестве добавки она содержит щавелевую кислоту при следующем соотношении компонентов, мас. %:Отработанное моторное или машинное масло - 15-45
Омыленный талловый пек - 1,5-4,5
Щавелевая кислота - 0,1-0,3
Вода - Остальное
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к промышленности строительных материалов, а именно к смазкам для форм при изготовлении бетонных и железобетонных изделий. Смазка форм - обязательная технологическая операция при производстве бетонных и железобетонных изделий. Известна смазка для металлических форм при изготовлении бетонных изделий, включающая моторное масло и добавку - щавелевую кислоту /1/. Недостатком данной смазки является невысокая стабильность и использование в смазке дорогостоящих масляных нефтяных соединений, приводящее к возрастанию ее стоимости. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является смазка для металлических форм, включающая отработанное моторное или машинное масло, омыленный талловый пек, серную кислоту и воду при следующем соотношении компонентов, мас.%:Отработанное моторное или машинное масло - 10-45
Омыленный талловый пек - 1,0-1,5
Серная кислота - 0,08-0,15
Вода - остальное /2/
Недостатком данной смазки является то, что при использовании омыленного таллового пека, полученного при производстве целлюлозы, при этом соотношении компонентов в настоящее время не исключается образование жирных пятен на поверхности бетонных изделий. Задача изобретения - повышение качества поверхности изделий, в том числе ее белизны, повышение стабильности смазки, исключение коррозии металлических форм, снижение стоимости смазки, возможность многоразового использования смазки. Указанная задача решается тем, что смазка для металлических форм при изготовлении бетонных и железобетонных изделий, включающая отработанное моторное или машинное масло, эмульгатор - омыленный талловый пек, добавку - кислоту, и воду, в качестве добавки содержит щавелевую кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отработанное моторное или машинное масло - 15-45
Омыленный талловый пек - 1,5-4,5
Щавелевая кислота - 0,1-0,3
Вода - Остальное
При взаимодействии отработанного моторного масла, омыленного таллового пека и щавелевой кислоты образуется смазка - сложная композиция, включающая сложные эфиры. Щавелевая кислота в этой композиции исполняет роль оптического отбеливателя - повышает степень белизны бетонных изделий. Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек (ОТП) - отход сульфатно-целлюлозного производства Братского ЛПК/ОСТ-13-145-82/, являющийся поверхностно-активным веществом, щавелевую кислоту и воду. Введение ОТП в состав смазки обеспечивает получение стабильной смазки за счет получения стабильной эмульсии в составе пека - смоляных и жирных кислот. В результате реакции компонентов омыленного таллового пека с отработанным маслом и щавелевой кислотой образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа "масло в воде". Смазка на основе отработанных моторных масел представляет собой пасту коричневого цвета, легко наносимую на поверхность формы растиранием или разбрызгиванием под давлением. Паста обладает достаточно высокой адгезией к поверхности металлических форм и обеспечивает нанесение смазки тонким слоем равномерной толщины. Нанесение смазки можно производить как в холодном, так и в горячем состоянии. Примеры состава смазки, позволяющие исключить образование жирных пятен на поверхности изделий, исключить коррозию металлических форм, повышение стабильности смазки при следующем соотношении компонентов, мас.% (см. таблицу). Отработанное моторное или машинное масло - 15; 30; 45
Омыленный талловый пек - 1,5; 3,0; 4,5
Щавелевая кислота - 0,1; 0,2; 0,3
Вода - Остальное
Приготовление смазки производится в лопастном смесителе и поэтому смазку можно готовить в условиях любого завода или полигона ЖБИ. Общая продолжительность перемешивания компонентов определяется временем получения однородной пасты и ориентировочно составляет 20-30 мин. Все компоненты, кроме масла, используются в виде водных растворов, причем щавелевая кислота вводится вместе с расчетным количеством воды. Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреть до 30-40oС. Для улучшения качества смазки после длительного хранения желательно кратковременное перемешивание в течение 1 мин. Использование смазки данного состава позволяет обеспечить хорошую распалубливаемость, ровную и гладкую поверхность бетонных и железобетонных изделий без жирных пятен, ухудшающих внешний вид и требующих дополнительных затрат для их удаления, исключить коррозию металлических форм. Использование отработанных моторных или машинных масел позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных соединений, это приведет к снижению стоимости смазки. Источники информации, принятые во внимание
1. А.с. 546477, В 28 В 7/38, 1977. 2. А.с. 1768394, В 28 В 7/38, 1992 - прототип.
Класс B28B7/38 обработка поверхностей форм, сердечников или оправок для предотвращения прилипания