способ получения высокооктанового кислородсодержащего компонента моторных топлив
Классы МПК: | C07D319/06 не конденсированные с другими кольцами |
Автор(ы): | Сафин Р.Р., Зорин В.В., Ахметов А.Ф., Фасхутдинов Р.Р., Вершинин С.С., Гареев В.М., Баженов В.П., Бахтияров Н.А., Расулева Ф.Р. |
Патентообладатель(и): | ОАО "ЛУКОЙЛ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-01-17 публикация патента:
10.10.2002 |
Изобретение относится к нефтехимии, в частности к способам получения высокооктановых кислородсодержащих компонентов, используемых в качестве добавки к моторным топливам. Изобретение решает техническую задачу расширения сырьевой базы и увеличения ассортимента высокооктановых кислородсодержащих компонентов моторных топлив. Предлагаемый способ получения высокооктанового кислородсодержащего компонента моторных топлив осуществляют путем взаимодействия изобутена и линейных бутенов бутан-бутиленовых фракций с формальдегидом в присутствии серной кислоты при температуре 45-80oС и давлении 1,4-1,8 МПа в течение 5-12 ч с получением высокооктанового кислородсодержащего компонента следующего состава, мас.%: 4,4-диметил-1,3-диоксан 44,1-63,5; 4,5-диметил-1,3-диоксан 27,0-45,0; 4-этил-1,3-диоксан 7,5-8,9; прочие - до 2. 1 ил., 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Способ получения высокооктанового кислородсодержащего компонента моторных топлив путем взаимодействия изобутена и линейных бутенов бутан-бутиленовых фракций с кислородсодержащими соединениями в присутствии катализатора с последующим разделением реакционной смеси, отличающийся тем, что осуществляют взаимодействие изобутена и линейных бутенов бутан-бутиленовой фракции с формальдегидом в присутствие в качестве катализатора серной кислоты при температуре 45-80oС и давлении 1,4-1,8 МПа в течение 5-12 ч с получением высокооктанового кислородсодержащего компонента следующего состава, мас. %:4,4-Диметил-1,3-диоксан - 44,1-63,5
4,5-Диметил-1,3-диоксан - 27,0-45,0
4-Этил-1,3-диоксан - 7,5-8,9
Прочие - До 2
Описание изобретения к патенту
Изобретение относятся к области нефтехимии, в частности к способам получения высокооктановых кислородсодержащих компонентов, используемых в качестве добавки к моторным топливам. Известен способ получения метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ), используемого в качестве высокооктанового кислородсодержащего компонента моторных топлив (патент РФ 2104993, С 07 С 41/06, 43/04, БИ 5, 20.02.98.). Известный способ получения МТБЭ осуществляют путем взаимодействия метанола с изобутиленом изобутиленсодержащих фракций в присутствии сульфокатионита в Н-форме при температуре 20-100oC с последующим разделением реакционной смеси ректификацией, причем используют метанол, содержащий 5-10 мас.% воды, и изобутиленсодержащую фракцию подают дробно в несколько зон реакции с непрерывным отводом теплоты реакции. Недостатком известного способа получения МГБЭ, используемого в качестве высокооктанового кислородсодержащего компонента моторных топлив, является использование дефицитного сырья - изобутена, что ограничивает ресурсы получения этого компонента. К тому же МГБЭ является низкокипящим компонентом бензинов (температура кипения составляет 55oС), что обусловливает его высокую летучесть при хранении топлива. Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ получения алкил-трет-бутиловых эфиров, используемых в качестве высокооктанового кислородосодержащего компонента моторных топлив (патент РФ 2101274, С 07 С 43/04, 11/08, 41/06, БИ 1, 10.01.98). Способ получения алкил-трет-бутиловых эфиров, включающий контактирование потока С4-углеводородов, содержащего изобутен, линейные бутены и бутаны, в секции синтеза алкилтрет-бутилового эфира с потоком алифатического спирта, отделение полученного эфира и непрореагировавшего спирта от остаточного потока углеводородов или его части в секции разделения для отделения бутанов от бутенов с получением потока углеводородов, содержащего извлеченные бутены, введение этого последнего потока в секцию скелетной изомеризации для превращения линейных бутенов в изобутен с получением изомеризованного потока и рециклизацию изомеризованного потока в секцию синтеза алкил-трет-бутилового эфира. Недостатком известного способа является вовлечение в реакцию синтеза эфиров только изобутена, содержащегося в основном в газах каталитического крекинга. Газы термических процессов требуют применения дополнительных стадий обработки для превращения линейных бутенов в изобутен с последующим вовлечением его в синтез эфиров. Это приводит к ограничению сырьевых ресурсов, усложнению и удорожанию процесса. Заявляемое изобретение решает техническую задачу расширения сырьевой базы и увеличения ассортимента высокооктановых кислородсодержащих компонентов моторных топлив. Сущность изобретения заключается в том, что в отличие от известного способа получения высокооктановых кислородсодержащих компонентов моторных топлив, включающем взаимодействие изобутена и линейных бутенов бутан-бутиленовых фракций (ББФ) с кислородсодержащими соединениями в присутствии катализатора с последующим разделением реакционной смеси, согласно предлагаемому изобретению осуществляют взаимодействие изобутена и линейных бутонов с формальдегидом при температуре 45-80oC, в качестве катализатора используют серную кислоту. Высокооктановый кислородсодержащий компонент может быть получен на установке, содержащей реактор периодического действия, сделанный из коррозионно-стойкого материала, который снабжен эффективным перемешивающим устройством. На чертеже приведена схема пилотной установки. Реакцию получения высокооктановых кислородсодержащих компонентов проводят при давлении 1,4-1,8 МПа, температуре 45-80oC и продолжительности 5-12 ч. Сырьем процесса являются сжиженная ББФ, состав которой приведен в таблице 1, и формальдегид, который подается в реактор 1 в виде полимера - параформальдегида. Способ получения высокооктанового кислородсодержащего компонента осуществляют следующим образом. В реактор 1 загружают 200-400 г параформальдегида, затем добавляют 1000-1400 см3 воды и 70-160 см3 серной кислоты. Реактор 1 закрывают и подают в него 300-500 см3 сжиженной ББФ из промежуточной емкости 5. Расчетное количество ББФ из промежуточной емкости 5 выталкивают несмешивающейся жидкостью (глицерином) при помощи насоса 6. Расход глицерина определяют при помощи мерного цилиндра 7. Температура в реакторе 1 поддерживается при помощи теплоносителя, подаваемого в рубашку реактора из термостата. Для контроля температуры в ходе реакции в реактор 1 встроен карман для термопары 4. Давление в реакторе 1 поддерживается закачкой инертного газа с таким расчетом, чтобы ББФ находилась в жидкой фазе. Эффективное перемешивание в реакторе 1 обеспечивается при помощи мешалки 2, работающей от электропривода. По окончании реакции органический и водно-кислотный слои разделяют. Органический слой отмывают раствором аммиака для удаления следов формальдегида и серной кислоты и анализируют на хромато-масс-спектрометре. Органический слой содержит смесь циклических кислородсодержащих соединений диоксанового и тетрагидрофуранового рядов со значительным преобладанием диоксановых компонентов. Конверсия олефинов С4 составляет 50-55%, селективность по диоксанам - порядка 98%. Газ собирается в газгольдере. В промышленности газ можно отправлять на рециркуляцию для повышения конверсии. Данные по составу получаемого высокооктанового компонента моторных топлив приведены в таблице 2. Получаемый высокооктановый кислородсодержащий компонент имеет температуру кипения порядка 132-134oС (что хорошо укладывается в пределы кипения бензиновых фракций) и октановое число по моторному методу выше 100 пунктов. Преимуществом изобретения является то, что в качестве исходного сырья для получения высокооктанового кислородсодержащего компонента используют все олефиновые углеводороды ББФ термодеструктивных процессов, а не только самый реакционноспособный олефин-изобутен, который является ценным сырьем нефтехимического синтеза. В составе молекулы получаемых диоксанов содержатся два атомарных кислорода, в то время как в составе алкил-трет-бутиловых эфиров всего лишь один. Следовательно, чтобы довести моторные топлива по необходимому содержанию в их составе до 2,5 мас.% кислорода, нужно добавлять получаемого нами высокооктанового кислородсодержащего компонента в два раза меньше, чем алкил-трет-бутиловых эфиров. Температура кипения получаемого высокооктанового кислородсодержащего компонента значительно выше, чем у самого высокооктанового из алкил-трет-бутиловых эфиров - МГБЭ (55oС), и составляет 132-134oС, что хорошо укладывается в пределы кипения бензиновых фракций. Это обеспечивает значительно меньшие потери высокооктанового кислородсодержащего компонента при хранении топлива. К тому же высокооктановый кислородсодержащий компонент имеет октановое число по моторному методу выше 100 пунктов. Изобретение может быть реализовано в нефтехимии на установках получения 4,4-диметил-1,3-диоксана, где в качестве катализатора используется серная кислота.Класс C07D319/06 не конденсированные с другими кольцами