способ лечения острых отравлений ядами нейротоксического действия

Классы МПК:A61N2/04 с использованием переменных полей, например низкой частоты или пульсирующих
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Государственное учреждение науки Институт токсикологии
Приоритеты:
подача заявки:
2000-11-28
публикация патента:

Изобретение относится к медицине и предназначено для лечения острых отравлений ядами нейротоксического действия. Последовательно в течение всей процедуры гемосорбции воздействуют на перфузируемую через колонку с сорбентом емкостью 450 мл, площадью поперечного сечения не менее 70 см2 венозную или артериальную кровь пациента в объеме 1-1,5 ОЦК импульсным электромагнитным полем, формируемым плоским индуктором, навитым из проводника в один слой, путем разряда на него электролитических импульсных конденсаторов с частотой не более 1,0 Гц и напряженностью до 1,2 Тл и затем возвращают ее в венозное русло. Способ позволяет повысить эффективность лечения острых отравлений ядами нейротоксического действия. 4 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Способ лечения острых отравлений ядами нейротоксического действия, отличающийся тем, что последовательно в течение всей процедуры гемосорбции воздействуют на перфузируемую через колонку с сорбентом емкостью 450 мл, площадью поперечного сечения не менее 70 см2 венозную или артериальную кровь пациента в объеме 1-1,5 ОЦК импульсным электромагнитным полем, формируемым плоским индуктором, навитым из проводника в один слой, путем разряда на него электролитических импульсных конденсаторов с частотой не более 1,0 Гц и напряженностью до 1,2 Тл и затем возвращают ее в венозное русло.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к медицине, а именно к способам наружного использования магнитотерапии, и может быть использовано в комплексной терапии больных с отравлениями ядами нейротоксического действия.

В качестве прототипа выбран способ лечения ИБС, включающий введение лекарственных средств с дополнительным введением 150 мл физиологического раствора, предварительно облученного электромагнитным полем [1].

Целью изобретения является повышение эффективности лечения отравлений ядами нейротоксического действия.

Поставленная цель достигается тем, что последовательно в течение всей процедуры гемосорбции воздействуют на перфузируемую через колонку с сорбентом емкостью 450 мл, площадью поперечного сечения не менее 70 см2 венозную или артериальную кровь пациента в объеме 1-1,5 ОЦК импульсным электромагнитным полем, формируемым плоским индуктором, навитым из проводника в один слой, путем разряда на него электролитических импульсных конденсаторов с частотой не более 1,0 Гц и напряженностью до 1,2 Тл и затем возвращают ее в венозное русло.

Сопоставительный анализ заявляемого изобретения с известными решениями показывает, что оно существенно отличается по способу лечения отравлений ядами нейротоксического действия.

Необходимость предварительной обработки извлеченной из вены цельной крови импульсным электромагнитным полем обусловлена вызываемым им резонансным эффектом, приводящим к синхронизации колебаний нескольких групп клеток (триггерная реакция) с последующей конформационной перестройкой клеточных структур. Автоколебания, возникающие в мембранах клеток, могут оказать существенное влияние на поляризацию клеточных структур (ядер, электронов и др.) с изменением проницаемости мембран, молекулярного транспорта через них, а также функционирования белков-ферментов и течения биохимических реакций.

Большое значение имеют также процессы структурирования воды с изменением ориентации ядерных спинов водорода в ее молекулах, а также изменение условий гидродинамического взаимодействия эритроцитов и возрастание их эквидистантности (пространственного разобщения), приводящее к положительным сдвигам гемореологических показателей.

При использовании магнитных полей с лечебной целью следует учитывать и тот факт, что биологический эффект неоднородных полей (многократно изменяющихся по интенсивности и по направлению за короткий промежуток времени) существенно выше, чем однородных. Этот эффект учтен в конструкции разработанного нами устройства УИМТ-3, снабженного плоским, навитым из проводника в один слой индуктором, с помощью которого создается импульсное электромагнитное поле с частотой до 1,0 Гц и напряженностью до 1,2 Тл [3].

С учетом данных возможностей предварительная обработка крови импульсным электромагнитным полем может быть использована для решения задач по повышению эффективности экстракорпоральной гемосорбции для снижения содержания "средних молекул" в интересах токсикологической клиники и клиники внутренних болезней.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что предлагаемое изобретение соответствует критериям "новизна" и "неочевидность". В тоже время достигаемые с его помощью положительные эффекты, наличие возможности для технической реализации и простота реализации способа для достижения эффектов, заявляемых в цели изобретения, а также безопасность его применения свидетельствует о соответствии его критерию "производственная необходимость".

Способ осуществляют следующим образом.

К пациенту подсоединяют систему гемосорбции. Подводящие трубки укладывают концентрически на плоском однослойном индукторе диаметром 10-15 см, навитом из проволоки диаметром 1-2 мм. К индуктору через тиристорные ключи подсоединяют батарею импульсных электролитических конденсаторов типа К50-3И. Проводят процедуру гемосорбции и одновременно подключают батарею конденсаторов через управляющий блок к сети. Генерация импульсов электромагнитного поля происходит автоматически по достижении заданного уровня заряда. После завершения процедуры гемосорбции отключают блок управления от сети.

При острых отравлениях ядами нейротоксического действия экстракорпоральное воздействие импульсных магнитных полей на кровь, протекающую в рабочем зазоре индуктора специального устройства, сопровождается быстрой и значительной (на 18-59%) дезагрегацией эритроцитов и тромбоцитов, также снижением гематокрита, СОЭ, относительной вязкости крови и плазмы. В результате существенно улучшаются основные гемодинамические показатели, что расширяет возможности искусственной (сорбционно-диализной) детоксикации организма: в процессе гемосорбции заметно возрастает темп сорбции "средних молекул" за счет их более полного контакта с сорбентом. На этом фоне также заметно возрастает артериовенозная разность по кислороду.

На момент поступления у всех больных с острыми тяжелыми отравлениями барбитуратами отмечались явления нарушений транспорта кислорода, проявлявшиеся в достоверном снижении РО2 артериальной крови. После проведения гемосорбции наблюдалось достоверное снижение парциального напряжения кислорода в артериальной крови. На 2-е сутки исследования достоверных изменений от состояния с момента поступления в группе с инфузионной терапией отмечено не было. На 2-е сутки в группе, в интенсивную терапию которых была включена гемосорбция, наблюдалось достоверное повышение парциального напряжения кислорода в артериальной крови с достоверными отличиями от исходных величин и от первой группы. У больных, получавших магнитогемотерапию (МГТ) с гемосорбцией (ГС), было отмечено достоверное повышение РаO2 после проведения операции без существенных изменений парциального напряжения кислорода в венозной крови. После проведения МГТ с ГС отмечалось достоверное повышение артериовенозной разницы по кислороду, что свидетельствовало о повышении потребления кислорода тканями после проведения данного сеанса (табл.1).

Таким образом, острые тяжелые отравления барбитуратами сопровождаются нарушениями транспорта кислорода, проявляющимися в конечном счете в достоверном снижении парциального напряжения кислорода в артериальной крови. Выявлены отрицательные эффекты ГС, что сказывается на снижении кислородной емкости крови после проведения операции и нормализации показателей к 2-м суткам. При проведении МГТ с ГС, напротив, отмечалось достоверное повышение парциального напряжения кислорода в артериальной крови с нормализацией данного показателя к 3-м суткам с достоверными отличиями от исследуемых групп и исходного состояния. Наблюдалось достоверное повышение артериовенозной разницы по кислороду при проведении МГТ с ГС, что являлось свидетельством улучшения утилизации кислорода тканями при проведении данной методики.

По мнению ряда авторов, об эффективности работы системы транспорта кислорода наиболее полно можно судить по показателям кислородного баланса организма - по потреблению кислорода и коэффициенту его использования [4].

Из показателей кислородного баланса организма было отмечено умеренное снижение коэффициента использования кислорода во всех исследуемых группах и снижение коэффициента использования кислорода в группе с лечением МГТ с ГС.

После проведения гемосорбции достоверных отличий от исходных величин отмечено не было. На 2-е сутки отмечалось достоверное повышение коэффициента использования кислорода в отличие от группы с инфузионной терапией и исходных величин. На 3-и сутки показатели кислородного баланса организма были в пределах нормальных значений с достоверными отличиями по потреблению кислорода в отличие от группы с инфузионной терапией и сохранялся достоверно сниженным коэффициент использования кислорода.

При МГТ с ГС после проведения сеанса наблюдалось достоверное повышение потребления кислорода, коэффициента утилизации кислорода и коэффициента его использования с достоверными отличиями от исходных величин. На 2-е сутки потребление кислорода было достоверно выше в сравнении с группой инфузионной терапии. На 3-и сутки потребление кислорода и коэффициент утилизации кислорода были в пределах нормальных значений. Коэффициент использования кислорода был достоверно ниже контроля и достоверно выше в отличие от группы с инфузионной терапией и группы с лечением гемосорбцией (табл.2).

Таким образом, выявлены положительные изменения при использовании в программе интенсивной терапии ГС по сравнению с группой больных, получивших инфузионную терапию, проявившиеся в достоверном увеличении коэффициента использования кислорода со 2-х суток после лечения. Наиболее выраженные положительные моменты были отмечены при использовании МГТ с ГС, проявившиеся в улучшении показателей кислородного баланса организма. Нормализация потребления кислорода, коэффициента его утилизации и рост коэффициента его использования свидетельствовали об уменьшении явлений гипоксии на тканевом уровне и более выраженном купировании явлений кислородной недостаточности по сравнению с интенсивной терапией, а также при использовании гемосорбции.

При поступлении больных наблюдалось повышение факторов вторичной аутоагрессии во всех исследуемых средах с достоверными отличиями от контрольной группы и без достоверных отличий между исследуемыми группами, что подтверждает известное мнение, что острые тяжелые отравления сопровождаются развитием эндогенной интоксикации порой уже с 1-х часов острого отравления [5] . Отсутствие различия между содержанием веществ низкой и средней молекулярной массы в венозной и артериальной крови свидетельствует о поражении метаболических, "недыхательных функций" легких, что [6] может являться свидетельством о поражении системы дыхания.

После гемосорбции было отмечено снижение маркеров токсемии во всех исследуемых средах с достоверным повышением ВНСММ в моче. На 2-е сутки после гемосорбции все показатели были без достоверных изменений от предыдущих значений с достоверными отличиями от показателей группы с инфузионной терапией на 2-е сутки. На 3-и сутки показатели продолжали оставаться достоверно выше контроля, но достоверно ниже исходных значений и 3-х суток группы с инфузионной терапией. Была зарегистрирована равновеликая артериовенозная разница, что является косвенным свидетельством о поддержании детоксицирующей системы легких во время токсической нагрузки. При гемосорбции достоверных отличий в содержании ВНСММ в артериальной и венозной крови отмечено не было.

В группе с лечением МГТ с ГС отмечалось достоверно более выраженное снижение маркеров токсемии на эритроцитах венозной и артериальной крови в отличие от группы с инфузионной терапией и лечением гемосорбции. На 3-и сутки наблюдалась тенденция к нормализации артериовенозного различия.

В группе с инфузионной терапией содержание маркеров токсемии на 3-и сутки продолжало оставаться высоким без достоверных отличий от исходного состояния, что подтверждает, что эндотоксемия при острых отравлениях является следствием гипоксических повреждений, а непрямого токсического действия яда, так как к этому времени концентрация ксенобиотика в средах организма либо резко снижалась, либо отсутствовала (табл.3).

Таким образом, при острых отравлениях барбитуратами наблюдается рост факторов вторичной аутоагрессии, являющийся следствием общетоксического действия яда в ранней фазе острого отравления и гипоксических повреждений. Было выявлено влияние хирургических методов детоксикации на снижение содержания веществ низкой и средней молекулярной массы, сопровождающееся и улучшением состояния больных. Ранние эффекты МГТ с ГС мы склонны связывать с нивелированием гипоксических повреждений на уровне тканей за счет увеличения кислородной емкости крови при проведении данной методики. Снижение уровня эндотоксемии в токсикогенную фазу острых отравлений оказывало уменьшение нагрузки на функциональное состояние естественных детоксицирующий систем организма в период их максимального напряжения вследствии экзо- и эндотоксикоза, что является еще одним фактором снижения проявлений эндотоксикоза помимо элиминации экзо- и эндотоксинов.

Наиболее полно отражает степень эндотоксемии увеличение концентрации олигопептидов в артериальной, венозной крови и моче. Повышение концентрации олигопептидов являются результатом активации процессов неуправляемого протеолиза, развивающего при многих патологических состояниях, преимущественно в медицине критических состояний. Повышение маркеров протеолиза является следствием разрушения биологических мембран и выхода лизосомальных ферментов в кровь и с последующей денатурацией белков [6].

При поступлении у всех больных регистрировалось повышение концентрации олигопептидов во всех исследуемых средах с более выраженным их повышением в артериальной крови в отличие от венозной, что свидетельствует о поражении метаболических функций легких. После ГС было отмечено достоверное снижение концентрации олигопептидов в плазме, на эритроцитах артериальной и венозной крови с одновременным их повышением в моче. Одновременно с этими изменениями отмечалось снижение артериовенозной разницы по концентрации олигопептидов, что говорило о восстановлении детоксицирующей функции легких вследствие снижения их метаболической нагрузки. В группе с инфузионной терапией сохранялось повышение концентрации олигопептидов, отмечалось во время всего проведения исследования с достоверными отличиями от контроля, что свидетельствовало о продолжающихся явлениях эндотоксикоза у данной категории больных.

Наиболее выраженное снижение ОП было отмечено в группе пролеченных МГТ с ГС с достоверными отличиями от группы с инфузионной терапией во всех исследуемых средах, и достоверно более выраженное на эритроцитах венозной и артериальной крови в сравнении с группой пролеченных ГС. Данные изменения характеризовались и повышением парциального напряжения кислорода после проведения сеанса, что позволяет говорить о повышении кислородной емкости крови вследствие снижения маркеров токсемии на эритроцитарных мембранах (табл.4).

Таким образом, при острых отравлениях нейротоксическими ядами отмечен рост концентрации олигопептидов во всех исследуемых средах, подтверждавший наличие тяжелой эндогенной интоксикации у исследуемых больных. Наличие положительной артериовенозной разницы по концентрации олигопептидов говорило и о поражении недыхательных функций легких и о том, что легкие зачастую сами становились источником эндотоксикоза у больных с острыми тяжелыми отравлениями. Эффекты ГС проявились уже сразу после проведения сеанса и характеризовались достоверным снижением концентрации олигопептидов в плазме и на эритроцитах артериальной и венозной крови со снижением положительной артериовенозной разницы по концентрации олигопептидов с одновременным их повышением в моче. Наиболее выраженное снижение с более выраженным снижением ОП в артериальной крови было отмечено в группе пролеченных МГТ с ГС. При сопоставлении полученных данных и показателей транспорта кислорода можно сказать, что помимо влияния МГТ с ГС на содержание ОП при острых тяжелых отравлениях данный метод лечения действует и на показатели транспорта кислорода, увеличивая кислородную емкость крови. Снижение факторов как экзо-, так и эндотоксикоза в период максимального напряжения естественных детоксицирующих систем организма является еще одним фактором снижения проявлений эндотоксикоза, а порой и купирования его проявлений.

Таким образом, приведенные примеры подтверждают повышение эффективности гемосорбции при отравлении ядами нейротоксического действия.

Источники информации

1. Патент РФ 1810067.

2. Патент РФ 2139743.

3. Голуб Я.В. Повышение эффективности сочетанного применения преформированных физических факторов и лекарственных средств при заболеваниях сердечно-сосудистой системы//Дисс.к.м.н.-СПб: ВМедА, 1995-320 с.

4. Рябов Г.А. Синдромы критических состояний/М.: Медицина-1994-368 с.

5. Сосюкин А.Е. Детоксикационная терапия при острых отравлениях фосфорорганическими соединениями/Дисс.д.м.н.-СПб: ВМедА, 1992-282 л.

6. Оболенский С.В., Малахова М.Я. Лабораторная диагностика интоксикаций в практике интенсивной терапии/СПб, 1991-16 с.

Класс A61N2/04 с использованием переменных полей, например низкой частоты или пульсирующих

способ восстановительного лечения нервно-мышечного аппарата у больных с ложным суставом шейки бедренной кости после эндопротезирования тазобедренного сустава -  патент 2528637 (20.09.2014)
способ лечения монокулярного оптического неврита при рассеянном склерозе -  патент 2523146 (20.07.2014)
способ комплексной реабилитации детей с хроническим микробно-воспалительным поражением мочевого тракта со сниженным имунным статусом -  патент 2519634 (20.06.2014)
способ лечения больных с желчнокаменной болезнью после оперативных вмешательств на желчном пузыре -  патент 2519364 (10.06.2014)
способ стимуляции метаболических процессов в биологических тканях в эксперименте -  патент 2513242 (20.04.2014)
способ восстановления репродуктивной функции женщин -  патент 2512766 (10.04.2014)
способ лечения больных с вертеброгенным болевым синдромом после декомпрессионных операций на пояснично-крестцовом отделе позвоночника -  патент 2510727 (10.04.2014)
способ реабилитации больных глаукомой в послеоперационном периоде -  патент 2510254 (27.03.2014)
способ лечения детей с функциональными расстройствами кишечника дифференцированной магнитотерапией -  патент 2505324 (27.01.2014)
способ лечения больных с гипомоторной дисфункцией желчного пузыря -  патент 2504411 (20.01.2014)
Наверх