цистерна для хранения и транспортирования жидкостей

Классы МПК:B65D88/12 специально приспособленные для транспортировки
B60P3/22 оборудованные цистернами
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество БЕЦЕМА
Приоритеты:
подача заявки:
2000-12-06
публикация патента:

Изобретение относится к цистернам для хранения и транспортирования жидкостей, в частности нефтепродуктов, имеющих коэффициент объемного расширения при повышении температуры. Цистерна для хранения и транспортирования жидкостей состоит из цистерны 1, горловины 2 со сливным отверстием 3 и прорезью 6, дополнительной емкости 4, указателя уровня, установленного в горловине 2, крышки, сапуна, по меньшей мере одного дополнительного сквозного отверстия 10, камеры, дополнительной емкости, в случае, если цистерна имеет по меньшей мере две камеры. Изобретение обеспечивает надежность в эксплуатации при одновременном снижении металлоемкости и упрощение конструкции. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Цистерна для хранения и транспортирования жидкостей, имеющая горловину, сливное отверстие, элементы крепления цистерны и дополнительную емкость, отличающаяся тем, что дополнительная емкость герметично соединена с поверхностью цистерны в верхней ее части, поверхность этой части цистерны является дном дополнительной емкости, а горловина является общей для цистерны и дополнительной емкости и выполнена по меньшей мере с одной прорезью на уровне дополнительной емкости.

2. Цистерна по п.1, отличающаяся тем, что на верхней поверхности цистерны имеется по меньшей мере одно дополнительное сквозное отверстие для сообщения цистерны с дополнительной емкостью.

3. Цистерна по п.1 или 2, отличающаяся тем, что она состоит по меньшей мере из двух не сообщающихся между собой камер и по меньшей мере из двух не сообщающихся между собой дополнительных емкостей.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к цистернам для хранения и транспортирования жидкостей, в частности нефтепродуктов, имеющих коэффициент объемного расширения при повышении температуры.

Известна автоцистерна для перевозки и кратковременного хранения нефтепродуктов (см. Инструкцию по уходу и эксплуатации автоцистерны 806 типа АЦ-4,2-53А). Известная цистерна состоит из корпуса, горловины и сливного отверстия.

В известной цистерне над указателем уровня в горловине предусмотрен дополнительный объем, необходимый для температурного расширения нефтепродукта, однако в этом случае за счет высоты горловины увеличивается и высота цистерны в целом, что ведет к увеличению центра тяжести и, следовательно, снижается устойчивость цистерны, которая особенно нежелательна при ее транспортировке.

Наиболее близкой к изобретению является цистерна для хранения и транспортирования жидкостей с горловиной, сливным отверстием, бандажом для крепления, дополнительной емкостью, выполненной в виде баков, установленных снаружи цистерны и соединенных с ней и между собой трубопроводами, при этом входные концы трубопроводов, соединяющие баки с горловиной, установлены в ее верхней части, а оси баков параллельны оси цистерны (см. а.с. 411008 от 23.11.72г.).

Недостатками предложенной конструкции является сложность, трудоемкость ее изготовления, большие конструктивные затраты металла, а также ненадежность работы изделия, так как большое количество соединений трубопроводов и использование в соединениях гибких элементов увеличивают вероятность течи в местах стыков.

В основе изобретения лежит задача повышения надежности работы цистерны, снижения металлоемкости, упрощения конструкции.

Для решения этой задачи в цистерне для хранения и транспортирования жидкостей с горловиной, сливным отверстием, элементами для крепления цистерны, в отличие от прототипа, дополнительная емкость герметично соединена с цистерной в верхней ее части и является продолжением цистерны, при этом верхняя поверхность цистерны является одновременно нижней поверхностью дополнительной емкости, а горловина является общей для цистерны и дополнительной емкости, причем дополнительная емкость сообщается с цистерной посредством по меньшей мере одной прорези в той части горловины, которая находится внутри дополнительной емкости. На верхней поверхности цистерны имеются дополнительные сквозные отверстия для сообщения ее с дополнительной емкостью. Кроме этого, цистерна может состоять по меньшей мере из двух не сообщающихся между собой камер и по меньшей мере из двух не сообщающихся между собой дополнительных емкостей.

Отличительными признаками предлагаемой цистерны является то, что дополнительная емкость герметично соединена с цистерной в верхней ее части и является продолжением цистерны, при этом верхняя поверхность цистерны одновременно является нижней поверхностью дополнительной емкости, а горловина является общей для цистерны и дополнительной емкости, причем дополнительная емкость сообщается с цистерной посредством по меньшей мере одной прорези в той части горловины, которая находится внутри дополнительной емкости. На верхней поверхности цистерны имеются дополнительные сквозные отверстия для сообщения ее с дополнительной емкостью, также цистерна может состоять по меньшей мере из двух не сообщающихся между собой камер и по меньшей мере из двух не сообщающихся между собой дополнительных емкостей.

Благодаря тому, что дополнительная емкость герметично соединена с цистерной, исключается возможность утечки нефтепродуктов ив цистерны. Существенное снижение металлоемкости и упрощение конструкции достигаются тем, что верхняя поверхность цистерны одновременно является нижней поверхностью дополнительной емкости, кроме того, горловина является общей и для цистерны и для дополнительной емкости, причем цистерна и дополнительная емкость сообщаются между собой через прорезь в горловине, что исключает применение дополнительных трубопроводов для сообщения дополнительной емкости с цистерной. Дополнительные сквозные отверстия на верхней поверхности цистерны исключают возникновение "воздушных мешков" в верхней полости цистерны при ее загрузке, а также обеспечивают полный слив жидкости из дополнительной емкости при разгрузке цистерны без использования дополнительных устройств.

Благодаря тому, что цистерна состоит по меньшей мере из двух не сообщающихся между собой камер и по меньшей мере из двух не сообщающихся между собой дополнительных емкостей, которые описаны выше, появляется возможность перевозить жидкости разной плотности в одной цистерне, исключив возможность их перемешивания.

Изобретение иллюстрируется чертежами.

На фиг. 1 показан общий вид цистерны частично в разрезе; на фиг. 2 показан поперечный разрез цистерны, соответствующий разрезу А-А на фиг.1; на фиг. 3 показан поперечный разрез цистерны в месте дополнительных сквозных отверстий, соответствующий разрезу Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 показан вид цистерны сверху в разрезе по дополнительной емкости, соответствующий разрезу В-В на фиг.1; на фиг. 5 показан общий вид цистерны в разрезе в случае, когда она состоит из двух не сообщающихся между собой камер и из двух не сообщающихся между собой дополнительных емкостей.

Цистерна для хранения и транспортирования жидкостей состоит (фиг.1) из цистерны 1, горловины 2 cо сливным отверстием 3, дополнительной емкости 4, указателя уровня 5 (фиг.2), установленного в горловине 2, прорези в горловине 6, элементов крепления цистерны 7, крышки 8, сапуна 9, закрепленного на крышке 8, по меньшей мере одного сквозного отверстия 10 (фиг.3 и 4), камер 11 и 12 (фиг.5) и дополнительной емкости 13 (14), в случае, если цистерна состоит из двух камер.

Цистерна для хранения и транспортирования жидкостей работает следующим образом.

Загрузка цистерны производится через горловину 2 при снятой крышке 8 и закрытом сливном отверстии 3. Цистерна загружается до указателя уровня 5 (см. фиг.1 и 2). В случае повышения температуры при закрытой крышке, жидкость в цистерне увеличивается в объеме и начинает переливаться в дополнительную емкость 4 через прорезь в горловине 6 и частично заполняет объем дополнительной емкости.

При наличии дополнительных сквозных отверстий 10 в цистерне жидкость при расширении переливается в дополнительную емкость как через прорезь в горловине, так и через дополнительные сквозные отверстия. При увеличении объема жидкости одновременно повышается давление паров в дополнительной емкости 4, которые выводятся через сапун 9, установленный на крышке горловины 8. Разгрузка цистерны осуществляется через сливное отверстие 3. Слив жидкости из дополнительной емкости осуществляется через прорезь в горловине 6 и через дополнительные сквозные отверстия 10.

Для устойчивости цистерна крепится к раме или транспортному средству при помощи элементов крепления 7.

При необходимости транспортировки жидкостей разной плотности в одной цистерне последняя может быть выполнена из двух и более не сообщающихся между собой камер 11 и 12 (см. фиг.5) и соответственно из двух и более не сообщающихся между собой дополнительных емкостей 13 и 14. Такая конструкция исключает перемешивание разнородных жидкостей между собой.

Данное изобретение позволяет повысить надежность, безопасность работы цистерны для транспортирования и хранения жидкостей, а также снизить металлоемкость и упростить конструкцию.

Класс B65D88/12 специально приспособленные для транспортировки

транспортабельная система емкостей для текучих продуктов -  патент 2528972 (20.09.2014)
контейнер -  патент 2526703 (27.08.2014)
кузов-платформа -  патент 2516835 (20.05.2014)
наконечник наливной -  патент 2513770 (20.04.2014)
транспортно-технологический контейнер для порошкообразных сорбентов -  патент 2513085 (20.04.2014)
большая бочка для использования и для транспортировки высокочистых и ультравысокочистых химикалий -  патент 2503605 (10.01.2014)
передвижной бункер или подобное устройство -  патент 2492075 (10.09.2013)
способ погрузки транспортных средств в грузовой контейнер, способ транспортировки транспортных средств, набор из грузового контейнера и опорной рамы -  патент 2445248 (20.03.2012)
контейнер -  патент 2438950 (10.01.2012)
система очистки воды в транспортном средстве -  патент 2429201 (20.09.2011)

Класс B60P3/22 оборудованные цистернами

Наверх