способ создания акустического сопротивления при пении
Классы МПК: | G09B15/00 Обучение музыке G10D7/00 Духовые музыкальные инструменты G10D9/00 Детали и приспособления для духовых музыкальных инструментов |
Автор(ы): | Юшманов В.И. |
Патентообладатель(и): | Юшманов Виктор Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-09-22 публикация патента:
27.10.2002 |
Способ создания акустического сопротивления при пении для повышения качества пения заключается в том, что при прикрытии надгортанником входа в гортань происходит разделение воздушного столба, заключенного в воздухопроводящих путях, на две части, нижняя из которых - трахеальная выполняет роль звукового тела по аналогии со звукообразованием язычкового духового музыкального инструмента, а верхняя - ротоглоточная выполняет роль звукового тела по аналогии со звукообразованием медного духового музыкального инструмента. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Способ создания акустического сопротивления при пении, заключающийся в прикрытии надгортанником входа в гортань, отличающийся тем, что при прикрытии надгортанником входа в гортань происходит разделение воздушного столба, заключенного в воздухопроводящих путях, на две части, нижняя из которых - трахеальная выполняет роль звукового тела по аналогии со звукообразованием язычкового духового музыкального инструмента, а верхняя - ротоглоточная, выполняет роль звукового тела по аналогии со звукообразованием медного духового музыкального инструмента. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в нижней части воздушного столба становится возможным осуществление приема передувания для расширения диапазона грудного звучания певческого голоса. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что прикрытие надгортанником входа в гортань осуществляется вне артикуляторной системы голосового аппарата и обеспечивает возможность сохранения фонетической разборчивости вокальной речи.Описание изобретения к патенту
Изобретение касается создания акустического сопротивления в духовых музыкальных инструментах, в частности способов создания акустического сопротивления в певческом инструменте, и может быть использовано в певческой практике. Способ заключается в прикрытии верхнего отверстия гортани (входа в гортань) надгортанником. Известно, что по своей физической природе певческий инструмент относится к духовым инструментам, звучание которых обусловлено колебаниями "звукового тела" - заключенного в инструменте сжатого проточного воздушного столба, возбуждаемого посредством работы вибратора. Известно, что диапазон грудного звучания голосов необученных певцов, как правило, не превышает полутора октав и для того, чтобы расширить диапазон грудного звучания голоса до двух октав, необходимых для пения в опере, певцу необходимо овладеть навыками т.н. "прикрытия звука", механизм которого до настоящего времени остается нераскрытым. Известно, что грудное звучание певческого голоса обусловлено колебаниями сжатого проточного воздушного столба, заключенного в нижней части певческого инструмента - трахее и главных бронхах (Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л.: Наука, 1977). Известно, что все применяющиеся певцами способы "прикрытия звука" с целью расширения диапазона грудного звучания голоса направлены на создание повышенного акустического импеданса в верхней части певческого инструмента и связаны с коррекцией внутреннего устройства ротоглотки. К способам непосредственной коррекции внутреннего устройства ротоглотки относятся использование "зевка", "полузевка", коррекции натяжения мягкого неба и его дужек, изменения положений языка, степени открытия рта, расширение надгортанной части глотки (горла) и т.д. Общими недостатками этих способов являются их недостаточная техническая определенность, трудность нахождения меры производимого действия и сохранения ее в процессе пения. Кроме того, манипуляции с внутренним устройством ротоглотки неизбежно связаны с изменением артикуляции гласных и согласных звуков, что нередко проявляется в нарушении фонетической разборчивости певческой речи. Известен фонетический способ создания акустического импеданса, заключающийся в "округлении" гласных в верхней части диапазона голоса, их взаимокоррекции (к примеру, при пении гласного А певцу предлагается думать о гласном Э), вплоть до замены "неудобного" гласного на гласный с лучшим тембральным звучанием. Способ рассчитан на автоматическое сохранение внутреннего устройства ротоглотки и не является надежным способом контроля акустического импеданса. Известен способ "притемнения" (сомбрирования) звука. Направленный на произвольное изменение певцом тембра своего голоса, этот способ не дает понимания механизма создания акустического сопротивления в певческом инструменте и в настоящее время признан неэффективным. Наиболее близким к заявленному способу является увеличение акустического импеданса путем расширения надгортанной части глотки. Рентгенологические исследования Л. Б. Дмитриева (Дмитриев Л.Б. Рентгенологические исследования строения и приспособления голосового аппарата у певцов. Диссертация к.мед.н. Л., 1957) и кинорентгенологические исследования автора заявленного способа (1986 г.) показали, что у оперных певцов с хорошей вокальной техникой во время пения происходит прикрытие надгортанником входа в гортань на всем диапазоне певческого голоса. Значение этого феномена исследователи видят главным образом в создании в верхней части гортани (над голосовыми складками) предрупорной камеры, в которой образуется высокая певческая форманта (Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики М., 1968), и описания его как практического способа регуляции акустического сопротивления в певческом инструменте в современной научной и методической литературе нет. Осуществление способаПрикрытие надгортанником 1 входа в гортань 2 (фиг.1) осуществляется посредством натяжения прикрепленных к нему боковых складок 2А (фиг.2) путем поперечного растяжения надгортанного отдела глотки и одновременного смещения кпереди передней стенки глотки (корня языка) 4. Ощущение натяжения боковых складок 2А является признаком прикрытия верхнего отверстия гортани и может служить для певца мерой оптимального расширения нижней части глотки. Благодаря прикрытию надгортанником 1 верхнего отверстия гортани воздушный столб, заключенный в певческом инструменте, делится на две части: нижняя (трахеальная) 5 его часть работает как "звуковое тело" в тростевом духовом инструменте, а верхняя (ротоглоточная) - как "звуковое тело" в медном (амбушюрном) духовом инструменте. При этом голосовые складки 3, оставаясь вибратором для обоих "звуковых тел", выполняют функцию трости по отношению к трахеальному "звуковому телу" и функцию амбушюра - по отношению к воздушному столбу ротоглоточной части певческого инструмента. Техническим результатом способа является одновременное совмещение в работе певческого инструмента принципов работы тростевых и амбушюрных духовых музыкальных инструментов (аналогов гобоя и трубы), позволяющее совмещать в звучании певческого голоса мягкость и полноту тембра, свойственную звучанию деревянных духовых инструментов с яркостью, свойственной звуку медных духовых, а также возможность использования в нижней части певческого инструмента (трахее) эффекта передувания, расширяющего диапазон грудного звучания певческого голоса с сохранением оптимальных акустических условий для работы голосовых складок и их энергетической защиты.
Класс G09B15/00 Обучение музыке
Класс G10D7/00 Духовые музыкальные инструменты
Класс G10D9/00 Детали и приспособления для духовых музыкальных инструментов