способ создания акустического сопротивления при пении

Классы МПК:G09B15/00 Обучение музыке
G10D7/00 Духовые музыкальные инструменты
G10D9/00 Детали и приспособления для духовых музыкальных инструментов
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Юшманов Виктор Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-09-22
публикация патента:

Способ создания акустического сопротивления при пении для повышения качества пения заключается в том, что при прикрытии надгортанником входа в гортань происходит разделение воздушного столба, заключенного в воздухопроводящих путях, на две части, нижняя из которых - трахеальная выполняет роль звукового тела по аналогии со звукообразованием язычкового духового музыкального инструмента, а верхняя - ротоглоточная выполняет роль звукового тела по аналогии со звукообразованием медного духового музыкального инструмента. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ создания акустического сопротивления при пении, заключающийся в прикрытии надгортанником входа в гортань, отличающийся тем, что при прикрытии надгортанником входа в гортань происходит разделение воздушного столба, заключенного в воздухопроводящих путях, на две части, нижняя из которых - трахеальная выполняет роль звукового тела по аналогии со звукообразованием язычкового духового музыкального инструмента, а верхняя - ротоглоточная, выполняет роль звукового тела по аналогии со звукообразованием медного духового музыкального инструмента.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в нижней части воздушного столба становится возможным осуществление приема передувания для расширения диапазона грудного звучания певческого голоса.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что прикрытие надгортанником входа в гортань осуществляется вне артикуляторной системы голосового аппарата и обеспечивает возможность сохранения фонетической разборчивости вокальной речи.

Описание изобретения к патенту

Изобретение касается создания акустического сопротивления в духовых музыкальных инструментах, в частности способов создания акустического сопротивления в певческом инструменте, и может быть использовано в певческой практике. Способ заключается в прикрытии верхнего отверстия гортани (входа в гортань) надгортанником.

Известно, что по своей физической природе певческий инструмент относится к духовым инструментам, звучание которых обусловлено колебаниями "звукового тела" - заключенного в инструменте сжатого проточного воздушного столба, возбуждаемого посредством работы вибратора.

Известно, что диапазон грудного звучания голосов необученных певцов, как правило, не превышает полутора октав и для того, чтобы расширить диапазон грудного звучания голоса до двух октав, необходимых для пения в опере, певцу необходимо овладеть навыками т.н. "прикрытия звука", механизм которого до настоящего времени остается нераскрытым.

Известно, что грудное звучание певческого голоса обусловлено колебаниями сжатого проточного воздушного столба, заключенного в нижней части певческого инструмента - трахее и главных бронхах (Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л.: Наука, 1977).

Известно, что все применяющиеся певцами способы "прикрытия звука" с целью расширения диапазона грудного звучания голоса направлены на создание повышенного акустического импеданса в верхней части певческого инструмента и связаны с коррекцией внутреннего устройства ротоглотки.

К способам непосредственной коррекции внутреннего устройства ротоглотки относятся использование "зевка", "полузевка", коррекции натяжения мягкого неба и его дужек, изменения положений языка, степени открытия рта, расширение надгортанной части глотки (горла) и т.д. Общими недостатками этих способов являются их недостаточная техническая определенность, трудность нахождения меры производимого действия и сохранения ее в процессе пения. Кроме того, манипуляции с внутренним устройством ротоглотки неизбежно связаны с изменением артикуляции гласных и согласных звуков, что нередко проявляется в нарушении фонетической разборчивости певческой речи.

Известен фонетический способ создания акустического импеданса, заключающийся в "округлении" гласных в верхней части диапазона голоса, их взаимокоррекции (к примеру, при пении гласного А певцу предлагается думать о гласном Э), вплоть до замены "неудобного" гласного на гласный с лучшим тембральным звучанием. Способ рассчитан на автоматическое сохранение внутреннего устройства ротоглотки и не является надежным способом контроля акустического импеданса.

Известен способ "притемнения" (сомбрирования) звука. Направленный на произвольное изменение певцом тембра своего голоса, этот способ не дает понимания механизма создания акустического сопротивления в певческом инструменте и в настоящее время признан неэффективным.

Наиболее близким к заявленному способу является увеличение акустического импеданса путем расширения надгортанной части глотки.

Рентгенологические исследования Л. Б. Дмитриева (Дмитриев Л.Б. Рентгенологические исследования строения и приспособления голосового аппарата у певцов. Диссертация к.мед.н. Л., 1957) и кинорентгенологические исследования автора заявленного способа (1986 г.) показали, что у оперных певцов с хорошей вокальной техникой во время пения происходит прикрытие надгортанником входа в гортань на всем диапазоне певческого голоса. Значение этого феномена исследователи видят главным образом в создании в верхней части гортани (над голосовыми складками) предрупорной камеры, в которой образуется высокая певческая форманта (Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики М., 1968), и описания его как практического способа регуляции акустического сопротивления в певческом инструменте в современной научной и методической литературе нет.

Осуществление способа

Прикрытие надгортанником 1 входа в гортань 2 (фиг.1) осуществляется посредством натяжения прикрепленных к нему боковых складок 2А (фиг.2) путем поперечного растяжения надгортанного отдела глотки и одновременного смещения кпереди передней стенки глотки (корня языка) 4. Ощущение натяжения боковых складок 2А является признаком прикрытия верхнего отверстия гортани и может служить для певца мерой оптимального расширения нижней части глотки.

Благодаря прикрытию надгортанником 1 верхнего отверстия гортани воздушный столб, заключенный в певческом инструменте, делится на две части: нижняя (трахеальная) 5 его часть работает как "звуковое тело" в тростевом духовом инструменте, а верхняя (ротоглоточная) - как "звуковое тело" в медном (амбушюрном) духовом инструменте. При этом голосовые складки 3, оставаясь вибратором для обоих "звуковых тел", выполняют функцию трости по отношению к трахеальному "звуковому телу" и функцию амбушюра - по отношению к воздушному столбу ротоглоточной части певческого инструмента.

Техническим результатом способа является одновременное совмещение в работе певческого инструмента принципов работы тростевых и амбушюрных духовых музыкальных инструментов (аналогов гобоя и трубы), позволяющее совмещать в звучании певческого голоса мягкость и полноту тембра, свойственную звучанию деревянных духовых инструментов с яркостью, свойственной звуку медных духовых, а также возможность использования в нижней части певческого инструмента (трахее) эффекта передувания, расширяющего диапазон грудного звучания певческого голоса с сохранением оптимальных акустических условий для работы голосовых складок и их энергетической защиты.

Класс G09B15/00 Обучение музыке

устройство для упражнений на клавиатуре -  патент 2520927 (27.06.2014)
музыкальный контроллер -  патент 2484536 (10.06.2013)
музыкальный конструктор -  патент 2465943 (10.11.2012)
способ видеопредставления, предназначенный для побуждения к изменению высоты звука воспроизведения вокальной партии -  патент 2429546 (20.09.2011)
устройство для преобразования частотного спектра в частоты природной гармоники -  патент 2411593 (10.02.2011)
учебная гитара для вокалистов-любителей -  патент 2406162 (10.12.2010)
способ постановки певческого голоса, способ обучения резонансному пению, способ определения способности голосового аппарата к формированию певческого голоса и устройство для обучения резонансному пению и постановки певческого голоса -  патент 2389080 (10.05.2010)
способ определения голосовых данных и способ обучения резонансной вокально-речевой технике -  патент 2380760 (27.01.2010)
способ игры на балалайке (переборы плотникова) -  патент 2367028 (10.09.2009)
способ развития и настройки голоса -  патент 2361282 (10.07.2009)

Класс G10D7/00 Духовые музыкальные инструменты

электронный хомус -  патент 2498418 (10.11.2013)
система закрепления и настройки струн электрогитары -  патент 2408086 (27.12.2010)
способ изготовления трубки курая -  патент 2275692 (27.04.2006)
способ словесно-логического представления и анализа динамики состояния многопараметрического объекта или процесса -  патент 2261468 (27.09.2005)
способ энергоинформационного воздействия на биообъекты и окружающее пространство и керамический духовой музыкальный инструмент "гамаюн" для его осуществления -  патент 2222836 (27.01.2004)
эс фагота -  патент 2206927 (20.06.2003)
способ контроля высоты звуков, извлекаемых на амбушюрных медных духовых инструментах -  патент 2166213 (27.04.2001)
электронно-музыкальный инструмент кубыз (варган) -  патент 2140102 (20.10.1999)
духовой инструмент и закрывающий элемент для духового инструмента -  патент 2134914 (20.08.1999)
музыкальный духовой инструмент потапова н.а. -  патент 2119195 (20.09.1998)

Класс G10D9/00 Детали и приспособления для духовых музыкальных инструментов

Наверх