зубчатое зацепление винтового компрессора
Классы МПК: | F04C18/16 с геликоидальными зубьями, например шевронными или винтовыми |
Автор(ы): | Ванеев Ю.П., Кураева Н.С., Козырев П.А., Алексеенко Д.Б. |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро "Арсенал" им. М.В.Фрунзе" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-01-09 публикация патента:
20.11.2002 |
Изобретение может быть использовано в компрессорной технике. Зубчатое зацепление образовано двумя параллельно расположенными с взаимоогибаемыми винтовыми поверхностями роторами с большим и меньшим числом заходов, каждый из которых в торцевом сечении имеет профиль зуба, асимметричный относительно прямой, проходящей через вершину зуба и центр вращения ротора. Профиль зуба винтовой части ротора с меньшим числом заходов со стороны низкого давления от окружности выступов до начальной окружности образован последовательно расположенными сопряженными кривыми. Участки профиля винтовой части ротора с большим числом заходов являются огибающими соответствующих участков ротора с меньшим числом заходов. Изобретение позволяет повысить КПД зубчатого зацепления путем увеличения длины пути дросселирования газа по вершине зуба и увеличения угла давления на профиле со стороны низкого давления. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Зубчатое зацепление винтового компрессора, образованное двумя параллельно расположенными с взаимоогибаемыми винтовыми поверхностями роторами с большим и меньшим числом заходов, каждый из которых в торцевом сечении имеет профиль зуба, асимметричный относительно прямой, проходящей через вершину зуба и центр вращения ротора, часть профиля зуба ротора с меньшим числом заходов со стороны низкого давления образована дугой окружности, центр которой смещен в сторону высокого давления, отличающееся тем, что со стороны вершины зуба введена кривая




где R1 - радиус внешней окружности ротора с меньшим числом заходов;


С1, С2, С3 - константы, соответственно равные (0,05-0,9)10-2, 0,01-0,15 и 0,2-0,32 от R1,
а со стороны начальной окружности введена часть эллипса, большая и малая ось которого составляет соответственно 1,65-1,80 и 1,45-1,60 высоты зуба, малая ось лежит на прямой, соединяющей центр дуги окружности с точкой сопряжения дуги и эллипса, при этом величина радиуса окружности выполнена равной 1,22-1,29 высоты зуба, ее центр смещен на расстояние 0,10-0,12 высоты зуба, а разности радиусов центральных окружностей, проходящих через точки сопряжения кривых и начальной окружности, равны соответственно 0,89-0,92 и 0,38-0,42 высоты зуба.
Описание изобретения к патенту
Изобретение предназначено для использования в компрессорной технике и относится к зубчатым зацеплениям винтовых маслозаполненных компрессоров. В последнее время в винтовых компрессорах применяются асимметричные в торцевом сечении профили зубьев винтовой поверхности роторов. К профилю зуба ротора с меньшим числом заходов со стороны низкого давления (к передней по направлению вращения стороне профиля зуба) не предъявляются требования по обеспечению герметичности вдоль оси роторов, т.к. зацепление этих участков происходит в области всасывания. Поэтому для профиля зуба ротора с меньшим числом заходов со стороны низкого давления могут быть использованы различные кривые и их сочетания, которые должны обеспечивать поперечную герметичность, минимальное сечение щелей при наибольшем сопротивлении движению в них газа. Выбор профиля зуба ротора с меньшим числом заходов осуществляется из условия обеспечения этих требований, а также из условия получения малой длины линии контакта роторов и максимально большей суммарной площади впадин для увеличения теоретической производительности компрессора. Известны зубчатые зацепления винтовых компрессоров, содержащие два параллельно расположенных с взаимоогибаемыми винтовыми поверхностями ротора с большим и меньшим числом заходов, каждый из которых в торцевом сечении имеет профиль зуба, асимметричный относительно прямой, проходящей через вершину зуба и центр вращения ротора, в которых часть профиля зуба ротора с меньшим числом заходов со стороны низкого давления образована дугой окружности и эпициклоидой [1] стр. 107-115. Известно также зубчатое зацепление винтового компрессора, содержащее два параллельно расположенных с взаимоогибаемыми винтовыми поверхностями ротора с большим и меньшим числом заходов, каждый из которых в торцевом сечении имеет профиль зуба, асимметричный относительно прямой, проходящей через вершину зуба и центр вращения ротора, в котором часть профиля зуба ротора с меньшим числом заходов со стороны низкого давления образована двумя последовательно расположенными от вершины зуба к его основанию дугами окружностей большего и меньшего радиусов [2]. К недостаткам указанных зацеплений можно отнести небольшую длину пути дросселирования газа по вершине зуба ротора с меньшим числом заходов, а также небольшую величину угла давления, т.е. угла между нормалью к профилю в точке его пересечения с начальной окружностью и нормалью к этой окружности, что ведет к значительным потерям энергии, связанным с трением в месте контакта винтовых поверхностей роторов. Известно также зубчатое зацепление винтового компрессора, выбранное в качестве прототипа как наиболее близкое к изобретению по совокупности существенных признаков. Данное зубчатое зацепление образовано двумя параллельно расположенными с взаимоогибаемыми винтовыми поверхностями роторами с большим и меньшим числом заходов, каждый из которых в торцевом сечении имеет профиль зуба, асимметричный относительно прямой, проходящей через вершину зуба и центр вращения ротора, часть профиля зуба ротора с меньшим числом заходов со стороны низкого давления образована дугой окружности, центр которой смещен в сторону высокого давления. Со стороны вершины зуба дуга окружности сопряжена с кривой


где R1 - радиус внешней окружности ротора с меньшим числом заходов,


а1, а2 - константы,
n - целое число (n=2, 3, 4),
а со стороны начальной окружности введен эллипс, малая ось которого лежит на прямой, соединяющей центр дуги окружности с точкой сопряжения дуги и эллипса. Данное сочетание сопряженных кривых, образующих профиль зуба со стороны низкого давления, позволяет увеличить длину пути дросселирования газа по вершине зуба ротора, а следовательно, повысить КПД компрессора, кроме того, увеличивается угол давления, что уменьшает потери энергии, связанные с трением в месте контакта винтовых поверхностей роторов [3]. Задачей изобретения является дальнейшее повышение КПД компрессора путем увеличения длины пути дросселирования газа по вершине зуба ротора с меньшим числом заходов и увеличения угла давления в месте контакта винтовых поверхностей роторов. Зубчатое зацепление образовано двумя параллельно расположенными с взаимоогибаемыми винтовыми поверхностями роторами с большим и меньшим числом заходов, каждый из которых в торцевом сечении имеет профиль зуба, асимметричный относительно прямой, проходящей через вершину зуба и центр вращения ротора. Перечисленные признаки являются общими с прототипом. Сущность изобретения заключается в том, что в зубчатое зацепление часть профиля каждого зуба ротора с меньшим числом заходов со стороны низкого давления от окружности выступов до начальной окружности образована последовательно расположенными от вершины зуба к его основанию сопряженными кривыми: кривой




где R1 - радиус внешней окружности ротора, с меньшим числом заходов,


С1, C2, С3 - константы, соответственно равные
(0,05-0,9)

дугой окружности, радиус которой равен 1,22-1,29 высоты зуба, проведенной из центра смещенного в сторону высокого давления на расстояние, равное 0,1-0,12 высоты зуба и эллипсом, большая и малая оси которого составляют соответственно 1,65-1,80 и 1,45-1,60 высоты зуба, причем малая ось лежит на прямой, соединяющей центр дуги окружности с точкой сопряжения дуги и эллипса. Разности радиусов центральных окружностей, проходящих через точки сопряжения кривых и начальной окружности, равны соответственно 0,89-0,92 и 0,38-0,42 высоты зуба. Интервалы размеров, образующих указанные кривые, определяются из условия получения большей суммарной площади впадин винтовых поверхностей роторов при сохранении прочности зуба, а также из возможности сопряжения указанных кривых. Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены:
на фиг.1 - общий вид зацепления,
на фиг. 2 - профиль зуба и впадины соответственно ротора с большим и меньшим числом заходов (оси роторов условно разнесены),
на фиг.3 - вид на щель (выносной элемент I с фиг.1). Зубчатое зацепление (фиг.1) винтового компрессора образуют роторы 1 и 2 с меньшим и большим числом заходов. Профиль зуба ротора 1 асимметричен относительно прямой O1A1 (фиг.2), проходящей через центр вращения ротора 1 и вершину зуба А1, соответственно профиль впадины ротора 2 асимметричен относительно прямой O2A2, проходящей через центр вращения ротора 2 и нижнюю точку впадины А2. Со стороны низкого давления профиль зуба ротора с меньшим числом заходов образован последовательно расположенными от вершины зуба к его основанию кривыми A1B1, B1C1, С1Д1 и Д1Е1. Участок A1B1 образован кривой






Ротор с меньшим числом заходов: радиус внешней окружности RI=40 мм, радиус начальной окружности РIII=27 мм, радиус окружности впадин RBIII=26,2 мм, число зубьев Z1=6. Ротор с большим числом заходов: радиус внешней окружности R2=36,8 мм, радиус начальной окружности RH2=36 мм, радиус внутренней окружности RBH2=23 мм, число зубьев Z2=8. Расстояние между центрами роторов А=63 мм. При выполнении вершины зуба 3 со стороны низкого давления по кривой






1. Сакун И.А. Винтовые компрессоры. - М. - Л.: Машиностроение, 1970. 2. Авторское свидетельство СССР 1135922, МПК F 04 C 18/16, опубл. 1985 г. 3. Патент РФ 2109170, МПК6 F 04 C 18/16, опубл. 20.04.98 (прототип).
Класс F04C18/16 с геликоидальными зубьями, например шевронными или винтовыми