массовый турбинный расходомер
Классы МПК: | G01F1/82 с использованием ведомых колес в качестве вертушки или крыльчатки и одного или нескольких других колес или подвижных элементов, угловое движение которых ограничивается упругими элементами, например пружиной измерительного прибора G01F1/12 регулировочные, корректирующие или компенсирующие приспособления для них |
Автор(ы): | Алексеев К.И., Щедрин Е.Б., Люкевич Н.В., Камышев Л.А. |
Патентообладатель(и): | Алексеев Константин Иванович, Щедрин Евгений Борисович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-12-07 публикация патента:
27.11.2002 |
Массовый расходомер содержит установленные в корпусе с возможностью вращения две винтовые турбинки с различными шагами винтовой линии, связанные между собой моментосоздающим узлом, размещенным в герметичном разделительном кожухе, и два узла съема сигнала. Моментосоздающий узел выполнен по меньшей мере из двух шарнирных механизмов, каждый из которых имеет Г-образный груз, установленный одним из концов на оси первой турбинки, эксцентричной оси расходомера, с возможностью поворота и соединенный посредством тяги, вилки и компенсационной муфты со второй турбинкой. Изобретение обеспечивает повышение точности измерения объемного расхода и плотности, имеет повышенную надежность. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
Массовый турбинный расходомер, содержащий установленные в корпусе с возможностью вращения первую и вторую винтовые турбинки с различными шагами винтовой линии, связанные между собой моментосоздающим узлом, и два узла съема сигнала, отличающийся тем, что он снабжен герметичным разделительным кожухом, в котором размещен моментосоздающий узел, выполненный по меньшей мере из двух шарнирных механизмов, каждый из которых имеет Г-образный груз, установленный одним из концов на первой турбинке на оси, эксцентричной оси расходомера, с возможностью поворота и соединенный посредством тяги, вилки и компенсационной муфты со второй турбинкой.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технике измерения массового расхода потоков жидкости или газа и может быть использовано во всех отраслях промышленности для учета и точного дозирования различных жидких сред. Известны турбинные расходомеры, содержащие турбинки, вращающиеся под действием потока жидкости с синхронной угловой скоростью, пропорциональной объемному расходу жидкости (Г.Н.Бобровников и Л.А.Камышев. Теория и расчет турбинных расходомеров, М., Изд. стандартов, 1978, с. 128). Ближайшим техническим решением к данному изобретению является турбосиловой расходомер, содержащий установленные в корпусе с возможностью вращения две винтовые турбинки с различными шагами винтовой линии, связанные между собой посредством моментосоздающего узла, и два узла съема сигнала (SU 1040337, кл. G 01 F 1/12, 07.07.81). Скорость вращения турбинок в известном техническом решении пропорциональна объемному расходу Q потока, а угол сдвига турбинок друг относительно друга приблизительно пропорционален . Произведение угла сдвига на скорость вращения приблизительно пропорционально массовому расходу Q. Недостатком известного турбинного расходомера является размещение плохообтекаемых деталей моментосоздающего узла в объеме жидкости, что приводит к сильному гидродинамическому взаимодействию деталей муфты с потоком и, следовательно, к дополнительному закручиванию потока жидкости и, соответственно, искажению метрологических характеристик расходомера, а также к искажению измерения плотности жидкости. Кроме того, использование кулисного механизма ведет к повышенному трению деталей кулисы, а отсюда к повышенному износу и опасности заклинивания. Целью данного изобретения является исключение воздействия деталей моментосоздающего узла на поток жидкости, исключение нежелательного воздействия гидродинамических сил на детали моментосоздающего узла, что ведет к повышению точности измерения объемных расходов и плотности, а также к повышению метрологических качеств и надежности расходомера, сокращению габаритов прибора и снижению моментов сопротивления. Указанная цель достигается тем, что массовый турбинный расходомер, содержащий установленные в корпусе с возможностью вращения две винтовые турбинки с различными шагами винтовой линии лопастей, связанные между собой посредством моментосоздающего узла, и два узла съема сигнала, снабжен разделительным кожухом, в котором размещен моментосоздающий узел, выполненный, по меньшей мере, из двух шарнирных механизмов, каждый из которых имеет Г-образный груз, установленный одним из концов на первой турбинке на оси, эксцентричной оси расходомера, с возможностью поворота и соединенный шарнирно посредством тяги и вилки со второй турбинкой. А также тем, что соединение тяги и вилки со второй турбинкой выполнено посредством компенсационной муфты. А также тем, что разделительный кожух выполнен герметичным. А также тем, что оси шарнирных механизмов выполнены в виде призматических шарниров. А также тем, что моментосоздающий узел размещен в ступице одной из турбинок. Изобретение поясняется чертежами, гдена фиг. 1 схематически изображен массовый турбинный расходомер, в разрезе;
на фиг. 2 - то же с расположением моментосоздающего узла в ступице турбинки с герметичным кожухом;
на фиг.3 - разрез А-А на фиг.1, среднее положение грузов;
на фиг.4 - то же, конечное положение грузов;
на фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.3
на фиг.6 - схема распределения сил и моментов шарнирного механизма. Массовый турбинный расходомер состоит из цилиндрического корпуса 1, в котором во входном 2 и выходном 3 струевыпрямителях в подшипниковых опорах установлены винтовые турбинки 4 и 5, имеющие различный шаг винтовой линии лопастей. На корпусе расходомера размещены датчики, например, магнитоиндукционного типа 6 и 7, с помощью которых определяется угловая скорость турбинок и угол их взаимного разворота. Между турбинками 4 и 5 располагается моментосоздающий узел 8, размещенный в разделительном кожухе 9. Моментосоздающий узел 8 выполнен, по меньшей мере, из двух шарнирных механизмов, каждый из которых имеет Г-образный груз 10, установленный одним из концов на оси 11, эксцентричной оси 12 турбинки 4 с возможностью поворота. При этом груз 10 посредством тяги 13 и вилки 14 соединен с турбинкой 5. Вилка 14 соединена с турбинкой 5 посредством компенсационной муфты 15. Разделительный кожух 9 может быть выполнен герметичным и заполнен жидкой смазывающий средой. Герметичность достигается размещением уплотнения 16 между кожухом 9 и валом 17 турбинки 5. Оси 18 шарнирных механизмов выполнены в виде призматических шарниров. Моментосоздающий узел 8 может быть размещен в ступице 19 одной из турбинок. Работает массовый турбинный расходомер следующим образом. Под воздействием протекающего через корпус 1 расходомера потока жидкости обе турбинки вращаются в одну сторону. Правая турбинка 5, имеющая меньший шаг винтовой линии, будет стремиться вращаться с большей скоростью, чем левая турбинка 3, имеющая больший шаг винтовой линии. Противодействовать угловому развороту турбинок друг относительно друга будет момент центробежных сил Г-образных грузов 10 (включая и тяги 13), находящихся в моментосоздающем узле 8. Разделительный кожух обеспечивает вращение заключенного в нем объема жидкости совместно с грузами, чем исключается гидродинамическое взаимодействие грузов с измеряемым потоком. В случае неменяющегося расхода жидкости момент центробежных сил Г-образных грузов 10 относительно оси вращения будет уравновешен разностью движущих моментов турбинок. В результате обе турбинки будут вращаться с одинаковой угловой скоростью, пропорциональной объемному расходу жидкости Q, но сдвинутые относительно друг друга в отличие от начального положения на некоторый угол , определяющийся плотностью жидкостного потока. Разность гидродинамических движущих моментов МДВ, возникающих при воздействии жидкостного потока на обе турбинки, пропорциональна плотности и квадрату объемного расхода Q жидкости [1]
MДВ = K1Q2, (1)
где K1 - константа, характеризующая геометрические параметры турбинок. Момент МВМ, возникающий от грузов шарнирного механизма согласно схеме фиг. 6, создается силой Т на плече h3, зависящем от угла взаимного разворота турбинок. МВМ=2Тh3 (2)
Сила Т, возникающая на тяге 13, связывающей правую турбинку 5 с Г-образным грузом 10 на левой турбинке 4, определяется центробежной силой F грузов 10
T=FhF/hT. (3)
Благодаря наличию кожуха заполняющая его жидкость вращается совместно с деталями муфты. При этом на грузы наряду с силами инерции действуют Архимедовы силы известной величины, а действие неопределенных гидродинамических сил исключается. Общая сила F для одного груза:
F = (гр-ж)Wгр2R, (4)
где гр - плотность материала груза;
ж - плотность жидкости;
R - радиус центра масс груза 10 с учетом тяги 13;
Wгp- объем груза 10 и тяги 13. Приравнивая МДВ и МВМ, получаем, что угол взаимного разворота турбинок однозначно определяется плотностью жидкости
= f(ж). (5)
Массовый расход будет определяться функцией угловой скорости вращения турбинок и угла их взаимного разворота. Q = f(,). (6)
Угловая скорость определяется посредством датчиков 6 и 7, фиксирующих частоту вращения каждой из турбинок. Угол разворота , а затем и , определяются по сигналам с датчиков в электронной части прибора. В результате на показывающей части прибора дается информация о величине массового расхода, массового количества измеряемого продукта, объемных расхода и количества, плотности. Использование предлагаемого массового турбинного расходомера позволит с очень высокой точностью одновременно измерять комплекс параметров: массовый расход, объемный расход, плотность жидкости, весовое и объемное количество. Прибор может использоваться для сжиженного газа и криопродуктов, нефти, светлых нефтепродуктов и других жидкостей при значительных перепадах температуры окружающей среды.
Класс G01F1/82 с использованием ведомых колес в качестве вертушки или крыльчатки и одного или нескольких других колес или подвижных элементов, угловое движение которых ограничивается упругими элементами, например пружиной измерительного прибора
поворотный расходомер - патент 2067288 (27.09.1996) |
Класс G01F1/12 регулировочные, корректирующие или компенсирующие приспособления для них
турбинный счетчик - патент 2394210 (10.07.2010) | |
турбинный преобразователь расхода - патент 2360218 (27.06.2009) | |
турбинный расходомер - патент 2350910 (27.03.2009) | |
турбинный расходомер - патент 2337321 (27.10.2008) | |
система выпрямления струйного потока - патент 2330998 (10.08.2008) | |
система топливопитания двигателя - патент 2325547 (27.05.2008) | |
турбинный расходомер - патент 2324146 (10.05.2008) | |
скважинный расходомер - патент 2205952 (10.06.2003) | |
способ измерения количества воды, закачиваемой центробежным электронасосом в нефтяные пласты - патент 2176732 (10.12.2001) | |
счетчик газа - расходомер - патент 2123666 (20.12.1998) |