гусеничный движитель
Классы МПК: | B62D55/253 с элементами, взаимосвязанными одним или более тросами или подобными элементами |
Автор(ы): | Винник А.Ф., Винник М.М. |
Патентообладатель(и): | ЗАО "Сельмашпроект" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-12-28 публикация патента:
20.12.2002 |
Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению. Гусеничный движитель включает в себя ведущие и направляющие звездочки, опорно-поддерживающие катки, гусеницу. Гусеница выполнена в виде нескольких четных рядов вплетенных друг в друга по горизонтальной плоскости бесконечных винтовых спиралей и запасованных по нейтральной оси тросов или канатов. Контактирующая поверхность витков спиралей футирована резиной. В результате повышается тяговая и несущая способность гусеницы. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Гусеничный движитель, включающий в себя ведущие и направляющие звездочки, спорно-поддерживающие катки, гусеницу, отличающийся тем, что гусеница выполнена в виде нескольких четных рядов вплетенных друг в друга по горизонтальной плоскости бесконечных винтовых спиралей и запасованных по нейтральной оси тросов или канатов, а контактирующая поверхность витков спиралей футирована резиной. 2. Гусеничный движитель по п. 1, отличающийся тем, что виток спирали гусеницы выполнен по форме выпукло-вогнутого овала. 3. Гусеничный движитель по п. 1, отличающийся тем, что пруток спирали в сечении представляет собой овал.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению. Гусеничный движитель состоит из ведущей и направляющей звездочки, поддерживающих катков и самой гусеницы. Настоящее изобретение относится к гусеницам гусеничных движителей. Известны гусеничные движители [1], имеющие гусеницу, состоящую из отдельных звеньев (башмаков), соединенных между собой шарнирно с помощью пальцев в бесконечную цепь. Основными недостатками такой гусеницы являются: повышение силы трения в шарнирах, что приводит к низкому КПД такого движителя, к повышенному износу деталей шарнирного соединения, непосредственно соприкасающихся с агрессивной средой; повышенное давление грунтозацепов, что приводит к срыву грунта; достаточно высокий удельный вес. Для легких транспортных средств в настоящее время широко получили резинометаллические гусеницы [2], состоящие из чередующихся слоев резины и кордовой ткани и кроме того в силовом поясе равномерно расположены приводные пластины. К недостаткам такой гусеницы можно отнести: малая тяговая способность, недостаточно высокая долговечность, так как при частом изгибе резины на обводных участках гусеницы прочностные качества резины теряются, и недостаточно высокая несущая способность для высоконагруженных транспортных средств. К третьему виду движителей транспортных средств относятся волновые движители [3]. Эти движители представляют собой упругие оболочки, внутри которых с определенной последовательностью в импульсном режиме движется рабочее тело (жидкость, газ и т.п.), создает волновое движение оболочки и перемещает корпус движителя. К недостаткам таких движителей относятся: высокое требование к материалу оболочек по их упругим и прочностным качествам, рабочему телу, а также достаточно сложный привод данного движителя. Целью изобретения является избежание силы трения в самой гусенице (как в многозвенной гусенице) и обеспечение высокой тяговой и несущей способностей самой гусеницы. Эта цель достигается тем, что гусеница представлена в виде нескольких рядов (четное число) вплетенных друг в друга бесконечных спиралей, футированных резиной поверхности витков спиралей, соприкасающихся с грунтом, и запасованных в боковые поверхности по нейтральной оси тросов (канатов). Настоящее изобретение поясняется описанием и ссылками на прилагаемые чертежи на которых на фиг.1 и фиг.2 изображен общий вид гусеничного движителя, где учитывая симметричность движителя, показана одна гусеница (вид сбоку фиг.1 и сверху фиг.2);на фиг.3 изображен вид витка винтовой спирали, футированной резиной;
на фиг.4 изображена схема запасовки троса (каната) в витках спирали. Предлагаемый гусеничный движитель включает в себя ведущую звездочку 1 (фиг. 1 и фиг.2), направляющую звездочку 2 (фиг.1 и фиг.2), опорно-поддерживающие катки 3 (фиг.1, фиг.2) и саму гусеницу 4 (фиг.1, фиг.2). Сама гусеница состоит из нескольких (четное число) рядов бесконечных винтовых спиралей, вплетенных друг в друга в горизонтальной плоскости. Виток спирали 4 (фиг. 3) представляет выпукло-вогнутый овал. Такая форма спирали позволяет увеличить жесткость спирали в продольном направлении и уменьшить жесткость в радиальном направлении при огибании спиралями направляющей и ведущей звездочек. Кроме того, уменьшается объем заполнения грунтом внутривинтового пространства при движении транспортного средства по слабым грунтам. Виток футирован резиной 5 (фиг.3) по поверхности витка, соприкасающейся с опорной поверхностью, и по всему периметру прутка. Пруток в сечении представляет собой овал. Это обеспечивает достаточно хорошую упругость по поверхности контакта с грунтом. Для уменьшения сил трения в контакте зубьев с поверхностью витков на витки, на участке контакта с зубьями ведущей звездочки с витками намотана винтовая спираль 6 (фиг.3). Это дает возможность частично силы трения скольжения заменить силами трения качения. Запасовка троса 7 (фиг.4) по нейтральной оси спирали дает возможность дополнительно увеличить тяговую способность гусеницы в целом. Запасовка троса по нейтральной оси спиралей дает возможность уменьшить изгибные усилия на трос и постоянство натяжения троса. Футировку витков спиралей необходимо производить таким образом, чтобы в нормальном положении спирали между соседними витками одной и той же спирали создавалось предварительное сжатие. Работает гусеничный движитель таким образом. От ведущей звездочки через зубья крутящий момент передается через спираль 6 на внутренний участок спирали и далее на саму спираль. Тяговое усилие такой гусеницы создается за счет жесткости самой спирали и запасованных в спираль тросов (канатов). Литература
[1]. Патент 2031039, кл. B 62 D 57/07. [2]. Патент 2094284, кл. B 62 D 55/24. [3]. А. c. 1396460, кл. B 62 D 57/00.
Класс B62D55/253 с элементами, взаимосвязанными одним или более тросами или подобными элементами