механизм сдвига фаз впуска на распределительном валу
Классы МПК: | F02D13/02 во время работы двигателя F01L1/352 с использованием конической шестерни или планетарной передачи |
Автор(ы): | Фомин Н.А. |
Патентообладатель(и): | Фомин Николай Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-06-19 публикация патента:
27.12.2002 |
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для изменения фаз впуска клапанов двигателя внутреннего сгорания. Механизм сдвига фаз впуска на распределительном валу содержит шестерню привода, имеющую возможность поворачиваться на распределительном валу, коническую шестерню, составляющую единое целое с шестерней привода, наружный рычаг, нажимную вилку, направляющий вал, сектора конических шестерен с рычагами и коромысло. Коромысло перемещается по направляющему валу и своими плечами упирается в рычаги секторов конических шестерен и в опорный подшипник, служащий для передачи усилия от невращающейся вилки к вращающемуся коромыслу. Сектора конических шестерен с рычагами находятся в постоянном зацеплении с конической шестерней и шестерней привода распределительного вала и укреплены на оси, перпендикулярной оси распределительного вала, с противоположных боков распределительного вала. Наружный рычаг передает усилие через вилку на опорный подшипник при нажатии педали газа. Технический результат заключается в повышении эффективности работы двигателя. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Механизм сдвига фаз впуска на распределительном валу, содержащий шестерню привода, имеющую возможность поворачиваться на распределительном валу, отличающийся тем, что он снабжен конической шестерней, составляющей единое целое с шестерней привода, наружным рычагом, нажимной вилкой, направляющим валом, секторами конических шестерен с рычагами, коромыслом, перемещающимся по направляющему валу и своими плечами упирающимся в рычаги секторов конических шестерен, и опорным подшипником, служащим для передачи усилия от невращающейся вилки к вращающемуся коромыслу, причем сектора конических шестерен с рычагами находятся в постоянном зацеплении с конической шестерней и шестерней привода распределительного вала и укреплены на оси, перпендикулярной оси распределительного вала, с противоположных боков распределительного вала, а наружный рычаг передает усилие через вилку на опорный подшипник при нажатии педали газа.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к устройствам для изменения фаз впуска клапанов двигателя внутреннего сгорания. Известен механизм сдвига фаз впуска на распределительном валу, содержащий шестерню привода, имеющую возможность поворачиваться на распределительном валу (см. авторское свидетельство СССР 41791, МПК F 01 L l/34, 1935). Известное техническое решение не обеспечивает достаточно эффективное управление работой двигателя. Задачей изобретения является повышение эффективности работы двигателя. Поставленная задача решается тем, что механизм сдвига фаз впуска на распределительном валу, содержащий шестерню привода, имеющую возможность поворачиваться на распределительном валу, снабжен конической шестерней, составляющей единое целое с шестерней привода, наружным рычагом, нажимной вилкой, направляющим валом, секторами конических шестерен с рычагами, коромыслом, перемещающимся по направляющему валу и своими плечами упирающимся в рычаги секторов конических шестерен, и опорным подшипником, служащим для передачи усилия от невращающейся вилки к вращающемуся коромыслу, причем сектора конических шестерен с рычагами находятся в постоянном зацеплении с конической шестерней и шестерней привода распределительного вала и укреплены на оси, перпендикулярной оси распределительного вала, с противоположных боков распределительного вала, а наружный рычаг передает усилие через вилку на опорный подшипник при нажатии педали газа. На фиг.1 показан механизм сдвига фаз впуска;на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1;
на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1. В основном, на отечественных двигателях используется один распределительный вал, который управляет впускным и выпускными клапанами, на цилиндр. Работа этого распределительного вала остается почти без изменений. На двигателе устанавливается дополнительный распределительный вал 6 с механизмом сдвига фазы впуска, который управляет третьим клапаном, на каждый цилиндр. Механизм сдвига фазы впуска размещен на распределительном валу 6, который имеет четыре кулачка, по одному кулачку на цилиндр и соответственно по одному дополнительному впускному клапану. Коническая шестерня и шестерня 5 привода распределительного вала 6, как показано на фиг.1, составляют единое целое и могут поворачиваться относительно распределительного вала 6 на угол до 90 градусов. Наружный рычаг 1 и нажимная вилка 2 крепятся на одном валу шлицами. Коромысло 3 перемещается по направляющему валу 7, являющемуся продолжением распределительного вала 6, и своими плечами упирается в рычаги секторов конических шестерен 4. Сектора конических шестерен с рычагами 4 находятся в постоянном зацеплении с конической шестерней 5 и шестерней привода распределительного вала 6. Сектора конических шестерен 4 с рычагами укреплены на оси, перпендикулярной продольной оси распределительного вала 6, с противоположных боков распределительного вала 6. Механизм сдвига фазы впуска работает следующим образом. При нажатии на педаль газа наружный рычаг 1 передает усилие через нажимную вилку 2 на опорный подшипник. Опорный подшипник служит для передачи усилия от невращающейся вилки к вращающемуся коромыслу 3, которое, двигаясь по направляющему валу 7, поворачивает сектора конических шестерен 4 с рычагами. Сектора конических шестерен 4 с рычагами находятся в зацеплении с конической шестерной 5 и шестерней привода распределительного вала. Таким образом, нажимая на рычаг 1, по стрелке поворачивается распределительный вал 6 относительно шестерни привода распределительного вала на угол до 90 градусов. Механизм сдвига фаз на впуске можно использовать как на двигателях с четырьмя клапанами на цилиндр, так и с тремя клапанами на цилиндр. А также как с нижним расположением распределительных валов, так и с верхним расположением распределительных валов. Механизм сдвига фаз можно использовать и на выпускных клапанах при выборе оптимальных фаз выхлопа на вновь создаваемых двигателях. Для экспериментов на новых двигателях с четырьмя клапанами на цилиндр можно сделать по распределительному валу со сдвигом фаз на каждый клапан цилиндра и можно не только сдвигать фазы впуска и выпуска, но и изменять продолжительность впуска и/или выпуска (увеличивать или уменьшать их), что дает возможность выбирать наилучшие фазы газораспределения опытным путем на одном двигателе.
Класс F02D13/02 во время работы двигателя
Класс F01L1/352 с использованием конической шестерни или планетарной передачи