способ балансировки ротора центробежной машины
Классы МПК: | F04D29/66 предотвращение кавитации, завихрений, шума, вибрации и тп; балансировка F16F15/20 гашение вибраций вращающихся систем посредством благоприятного группирования или относительного размещения движущихся элементов системы или систем G01M1/36 путем регулирования положения грузов, вмонтированных в испытуемые объекты |
Автор(ы): | Вест А.Б., Горожанцев В.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-10-09 публикация патента:
27.12.2002 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении и балансировке роторов таких машин, как центробежные насосы и компрессоры. Способ балансировки ротора центробежной машины, содержащего упорную гайку и контргайку, соосные с осью ротора, заключается в измерении значения и направления дисбаланса и устранении неуравновешенности поворотом неуравновешенных элементов (гаек и контргаек). Контргайка и гайка выполняются с одинаковой неуравновешенностью, достаточной для устранения возможного начального дисбаланса ротора в плоскости их установки. Угловая ориентация гаек производится путем установки к их торцам прокладок необходимой толщины. Изобретение направлено на упрощение процесса балансировки при изготовлении и техническом обслуживании роторов. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ балансировки ротора центробежной машины, содержащего упорную гайку и контргайку, соосные с осью ротора, заключающийся в измерении значения и направления дисбаланса, устранении неуравновешенности поворотом неуравновешенных элементов (гаек и контргаек), отличающийся тем, что контргайка и гайка выполняются с одинаковой неуравновешенностью, достаточной для устранения возможного начального дисбаланса ротора в плоскости их установки, при этом их угловая ориентация производится путем установки к их торцам прокладок необходимой толщины.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к технологии изготовления роторов, и может быть использовано при балансировке роторов машин, например, центробежных насосов, компрессоров. Известен способ балансировки ротора, заключающийся в устранении определенной неуравновешенности корректировкой масс (уменьшением массы) путем удаления металла с поверхности колеса или с другой вращающейся детали в плоскости коррекции (см., например, ГОСТ 22061-76 "Машины и технологическое оборудование. Система классов точности балансировки", стр. 35). Недостатком этого способа является сложность и высокая трудоемкость балансировки из-за необходимости доработки в составе ротора деталей (часто изготавливаемых из трудно обрабатываемых материалов). Известен способ балансировки ротора сборной конструкции путем поворота дисков друг относительно друга (см. книгу Левит М.Е., Рыженков В.М., Балансировка деталей и узлов. М., Машиностроение, 1986, - с. 175), взятый за прототип. Недостатками этого способа является сложность балансировки роторов центробежных компрессоров: высокая рабочая частота вращения роторов обуславливает необходимость использования надежного соединения дисков с ротором, например посадок с натягом (прессовых посадок), что обуславливает сложность повторного поворота дисков в случае несовпадения расчетного дисбаланса с полученным или изменения значения дисбаланса в процессе работы ротора. В случае использования резьбовых соединений (соосных оси вращения ротора) возникает проблема фиксации углового положения дисков относительно друг друга с обеспечением необходимого осевого положения дисков. Недостатком при использовании в резьбовом соединении упорной гайки, устанавливаемой к упорной торцевой поверхности ротора, и контргайки, является то, что нарезание резьбовой поверхности ротора необходимо производить с учетом угловой ориентации начала витков резьбы относительно упорной торцевой поверхности ротора. Технической задачей данного изобретения является упрощение процесса балансировки ротора при его изготовлении и техническом обслуживании, снижение трудоемкости процесса. Технический результат достигается тем, что в способе балансировки ротора центробежной машины, содержащем упорную гайку и контргайку, заключающемся в измерении значения и направления дисбаланса, устранении неуравновешенности поворотом неуравновешенных элементов (гаек и контргаек), последние выполняются с одинаковой неуравновешенностью, достаточной для устранения возможного начального дисбаланса ротора в плоскости их установки, при этом их угловая ориентация производится путем установки к их торцам прокладок необходимой толщины. На чертеже изображен фрагмент ротора, подвергаемого балансировке, где обозначены: 1 - вал, 2 - упорная гайка, 3 - прокладки, 4 - контргайка. При установке упорной гайки 2 и контргайки 4 к торцевой поверхности ротора "А" их дисбалансы ориентированы по углу относительно поверхности "А" определенным образом. Технический результат достигается за счет того, что изменяют угол дисбаланса гаек 2 и 4 за счет перемещения упорной торцевой поверхности "А" вдоль оси ротора путем установки прокладок 3. Прокладки 3 изготавливают определенной толщины, на которую надо переместить упорную торцевую поверхность "А", чтобы изменить угловую ориентацию дисбалансов гаек 2 и 4 по отношению к первоначальному положению поверхности "А". Для осуществления способа измеряют значения и направления векторов дисбалансов ротора без гаек 2 и 4 в плоскостях их установки одним из известных методов. Расчетным или экспериментальным путем находят такое угловое положение гаек 2 и контргаек 4 на валу 1, при котором значение дисбаланса не будет превышать допустимого значения. Измеряют расстояния между торцевой упорной поверхностью "А" ротора и торцом гайки 2, между торцами гайки 2 и контргайки 4 в каждой плоскости коррекции. Изготавливают прокладки 3 необходимой толщины. Устанавливают на вал 1 ротора гайки 2 и контргайки 4 с прокладками 3, закручивая их до упора. Таким образом, использование предложенного способа позволит упростить процесс балансировки ротора при его изготовлении и техническом обслуживании, снизить трудоемкость данного процесса.Класс F04D29/66 предотвращение кавитации, завихрений, шума, вибрации и тп; балансировка
Класс F16F15/20 гашение вибраций вращающихся систем посредством благоприятного группирования или относительного размещения движущихся элементов системы или систем
поршневая машина - патент 2136925 (10.09.1999) | |
механизм для уравновешивания сил инерции и моментов инерции второго порядка - патент 2037693 (19.06.1995) |
Класс G01M1/36 путем регулирования положения грузов, вмонтированных в испытуемые объекты