пробковый кран

Классы МПК:F16K5/10 приспособления для дополнительной регулировки расхода 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Капусткин Николай Федорович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-01-17
публикация патента:

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в трубопроводах раздачи воды потребителям при исключении утечки. Пробковый кран содержит корпус со штуцерами, поворотную полую коническую пробку и поджимной элемент. В полой конической пробке установлена дополнительная пробка, шарнирно соединенная с резьбовым стержнем. Поджимной элемент выполнен в виде аксиальной пружины сжатия и установлен в корпусе. Дополнительная пробка установлена с возможностью подъема и содержит магнит. Изобретение позволяет повысить долговечность пробкового крана, а также защитить его от окалины и железосодержащих примесей. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Пробковый кран, содержащий корпус со штуцерами, поворотную полую коническую пробку, в которой установлена дополнительная пробка, шарнирно соединенная с резьбовым стержнем, и поджимной элемент, выполненный в виде аксиальной пружины сжатия и установленный в корпусе, отличающийся тем, что дополнительная пробка установлена с возможностью подъема и содержит магнит.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в трубопроводах раздачи воды потребителям при исключении утечки.

Известен пробковый кран (SU 1267844 А 1, кл. F 16 К 5/02, 30.08.1994), содержащий корпус, поворотную коническую пробку, хвостовик и поджимные элементы: шайбы, гайку и контргайку.

Недостатком устройства является возможное образование утечек за счет износа пробки и вследствие этого низкая долговечность устройства в целом.

Известен также пробковый кран (SU 1596161 A 1, кл. F 16 К 5/02, 30.09.1990), содержащий корпус, пробку, выполненную в виде втулки, при этом пробка является поворотной.

Недостатком устройства является сложная сборная конструкция пробки, что уменьшает удобство изготовления крана в целом.

Известен также пробковый кран (SU 1262177 A 1, кл. F 16 К 5/02, 07.10.1986), содержащий корпус со штуцерами, поворотную коническую пробку с покрытием, поджимные элементы.

Недостатком устройства является ограниченная стойкостью покрытия долговечность, так как пробка - поворотная и, следовательно, возможны утечки.

Известен пробковый кран (SU 3339 А, кл. F 16 К 11/12, 30.07.1927), выбранный в качестве ближайшего аналога, который содержит корпус со штуцерами, поворотную полую коническую пробку, в которой установлена дополнительная пробка, шарнирно соединенная с резьбовым стержнем, и поджимной элемент, выполненный в виде аксиальной пружины сжатия и установленный в корпусе.

Недостатками этого известного устройства являются возможные зазоры на конических поверхностях пробок и корпуса, образующие истиранием последних в результате эксплуатации. Таким образом, вследствие утечек в зазорах ограничен срок службы устройства в целом.

Задачей изобретения является увеличение срока службы пробкового крана, а также защита его от окалины и железосодержащих примесей.

Технический результат достигается тем, что в пробковом кране, содержащем корпус со штуцерами, поворотную полую коническую пробку, в которой установлена дополнительная пробка, шарнирно соединенная с резьбовым стержнем, и поджимной элемент, выполненный в виде аксиальной пружины сжатия и установленный в корпусе, дополнительная пробка установлена с возможностью подъема и содержит магнит.

На фиг.1 изображен общий вид пробкового крана, в разрезе; на фиг.2 - сервисный элемент.

Пробковый кран содержит корпус 1 со штуцерами, установленное в корпусе 1 коническое седло 6 в виде поворотной полой конической пробки, имеющей отверстие. На корпусе 1 установлена крышка 3 с уплотнением 10. В гнезде полой конической пробки установлена дополнительная пробка 4, шарнирно соединенная штифтом 14 с резьбовым стержнем 2. Поджимной элемент выполнен в виде аксиальной пружины сжатия 8 и установлен в корпусе 1 для поджатия седла 6 через шайбу 9. Дополнительная пробка 4 выполнена конической и установлена с возможностью подъема. Кроме этого, пробка 4 содержит магнит 5 и уплотнение 11 верхнего предела ее хода. Коническое седло 6 соединено с поворотной рукояткой 7 гайкой 12 и шпонкой 13. В пробке 4 имеется сервисный бочкообразный элемент 15 для периодического контроля отверстия А по внутреннему диаметру с целью образования притираемого пояска на наружной поверхности пробки 4 в контакте с седлом 6. Поверхность конического седла корпуса, ответная поверхности дополнительной пробке 6, обозначена Б.

Пробковый кран работает следующим образом.

Когда кран открыт, рукоятка 7 находится в положении, показанном на фиг. 1. Для регулирования потока жидкости поворотом резьбового стержня 2 из резьбового отверстия крышки 3 перемещают пробку 4 вверх до ее упора на уплотнение 11, что исключает утечки максимального напора жидкости. В положении "закрыто" рукоятку 7 поворачивают на 90o, а резьбовой стержень 2 возвращает пробку 4 в ее исходное положение на седло 6. Соединение пробки 4 с резьбовым стержнем 2 на штифте 14 позволяет пробке 4 самоустанавливаться по седлу 6. Наличие магнита 5 в гнезде пробки 4 позволяет осуществлять сбор окалины и железосодержащих примесей в этом гнезде, а процесс очистки позволяет избежать накопления окалины, например, на входе в газовую колонку, что существенно для нормального функционирования водопроводной сети. Бочкообразный элемент 15, устанавливаемый в пробку изнутри с натягом, образует поясок на наружной поверхности пробки, предотвращая утечки по мере износа как пробки 4, так и седла 6. Бочкообразный элемент 15 имеет резьбовое отверстие и может удаляться из гнезда пробки шпилькодером. Поджимной элемент (пружина 8) обеспечивает плотную посадку седла 6 на коническое отверстие корпуса 1 по поверхности Б.

Кран в целом является технологичным в изготовлении, не содержит прецизионных деталей благодаря регулировкам и особенно его целесообразно применять при напряженных режимах эксплуатации, когда отсутствие утечек - главное требование к пробковому крану.

Класс F16K5/10 приспособления для дополнительной регулировки расхода 

Наверх