подкрановая конструкция неждановых
Классы МПК: | B66C6/00 Балки и прочие опорные конструкции для подкрановых путей к кранам B66C7/08 конструктивные особенности рельсов подкрановых путей или арматура рельсов |
Автор(ы): | Нежданов К.К., Нежданов А.К., Попченков И.В. |
Патентообладатель(и): | Пензенская государственная архитектурно-строительная академия |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-09-07 публикация патента:
10.01.2003 |
Изобретение относится к подкрановым конструкциям преимущественно с интенсивным, непрерывным режимом работы кранов. Подкрановая конструкция содержит две нитки рельсовых путей, опирающихся на подкрановую балку. Подкрановая балка выполнена единой трубчатой с диаметром трубы, равным 1...1,4 расстояния между рельсовыми путями, а также выполнена с продольными гребнями. Каждый из рельсов выполнен несимметричным арочным в сечении. Арка рельса имеет две ветви, плавно переходящие в соответствующие подошвы, копирующие поверхность трубы. Подошвы рельса соединены с подкрановой балкой при помощи пустотелых заклепок с внедренным сердечником. При этом выше размещенные подошвы параллельных несимметричных арочных рельсов соединены друг с другом регулировочными шпильками, с шагом 2...3 м, а ниже размещенные подошвы снабжены боковыми главами. Боковые главы ниже размещенных подошв воспринимают горизонтальные воздействия от направляющих роликов крана, а вертикальные воздействия от основных колес крана воспринимают основные главы арочных рельсов. Усиление конструкции достигнуто ее балансировкой металлом листа, уравновешивающим сечение. Технический результат изобретения - повышение долговечности подкрановых конструкций и снижение ее материалоемкости. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Подкрановая конструкция, содержащая две нитки рельсовых путей, опирающихся на подкрановую балку, отличающаяся тем, что подкрановая балка выполнена единой трубчатой с диаметром трубы, равным 1. . . 1,4 расстояния между рельсовыми путями, а также выполнена с продольными гребнями, причем каждый из рельсов выполнен несимметричным арочным в сечении, арка рельса имеет две ветви плавно переходящие в соответствующие подошвы, копирующие поверхность трубы, которые соединены с ней при помощи пустотелых заклепок с внедренным сердечником, при этом выше размещенные подошвы параллельных рельсов соединены друг с другом регулировочными шпильками, с шагом 2. . . 3 м, а ниже размещенные подошвы снабжены боковыми главами, воспринимающими горизонтальные воздействия направляющих роликов крана.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к подкрановым конструкциям, преимущественно с интенсивным, непрерывным режимом работы кранов (7К, 8К). Известны подкрановые конструкции, содержащие две нитки подкрановых путей, размещенные с двух сторон от ряда колонн и опирающиеся на подкрановые балки [1, с. 153, рис. 8.3] - аналог. Недостатки аналога - низкая долговечность подкрановых конструкций [2] и их избыточная материалоемкость. Технический результат изобретения - повышение долговечности подкрановых конструкций и снижение материалоемкости и трудоемкости изготовления. Технический результат достигнут тем, что подкрановая конструкция промышленного здания выполнена единой трубчатой с диаметром трубы равным 1... 1,4 расстояния между рельсами. Подкрановая балка выполнена с продольными гребнями. Каждый рельс выполнен несимметричным арочным в сечении, арка рельса имеет две ветви плавно переходящие в соответствующие подошвы, копирующие поверхность трубы. Подошвы соединены с подкрановой конструкцией при помощи пустотелых заклепок с внедренным сердечником. Каждая из выше размещенных подошв параллельных рельсов соединены друг с другом регулировочными шпильками с шагом 2...3 м, а ниже размещенные подошвы снабжены боковыми главами, воспринимающими горизонтальные воздействия Т от направляющих роликов крана. Сопоставление с аналогом разработанной подкрановой конструкции показывает ее существенные отличия. В аналоге верхние пояса двух двутавровых балок соединены друг с другом тормозной балкой в незамкнутое сечение с резкими концентраторами напряжений достигающими четырех единиц [3, с. 141]. В нашем случае подкрановая конструкция выполнена единой трубчатой, то есть сечение ее замкнутое без концентраторов напряжений. Этим обеспечена работа подкрановой конструкции в зоне так называемой "неограниченной долговечности". Арочный рельс несимметричен, закреплен на балке при помощи пустотелых заклепок с внедренным сердечником и работает в составе сечения, обеспечивая значительное его усиление. В аналоге же рельс с подкрановой конструкцией соединен с возможностью проскальзывания вдоль и поэтому в составе сечения его учитывать нельзя. Таким образом, разработанное устройство существенно отличается от аналога. На фиг.1 показана подкрановая конструкция в разрезе; на фиг.2 - вид сбоку (опорные ребра не показаны); на фиг.3 - узел крепления арочный рельса. Подкрановая конструкция содержит трубчатую подкрановую балку 1, на которой закреплены две нитки несимметричных арочных в сечении рельсов 2. Каждый из несимметричным арочных в сечении рельсов 2 [7] содержит главу а, предназначенную для восприятия вертикальных воздействий Р от основных колес 3 крана. Арка рельса 2 имеет ветви b и с, плавно переходящие в подошвы d, копирующие поверхность трубы подкрановой балки 1. Каждая из вышеуказанных подошв d снабжена отгибом e, предназначенным для соединения параллельных несимметричных арочных рельсов 2 друг с другом шпильками 5, регулирующими расстояние между ними. Нижняя подошва d снабжена на конце боковой главой f, предназначенной для восприятия горизонтальных воздействий Т от направляющих роликов мостового крана. Трубчатая подкрановая балка 1 прокатывается с непрерывными продольными гребнями 7 для опирания арочных рельсов 2. Соединение подошв d с трубчатой подкрановой балкой 1 выполнено пустотелыми заклепками 6 с внедренным в каждую сердечником [4], исключающими проскальзование рельса по трубчатой подкрановой балке. Усиление конструкции достигнуто ее балансировкой металлом листа 8, уравновешивающим сечение. Пример конкретного выполнения. Выполним расчет трубчатой подкрановой балки, взяв за основу пример, выполненный в учебнике профессора К.К.Муханова [5, с. 254]. Исходные данные оставим без изменения, то есть грузоподъемность крана 50/10 т; режим работы 7К. Максимальный изгибающий момент в прототипе M = 3839 кНм = 3839000 гНсм. Поперечная сила Q = 153,4 кН = 15340 гН. В нашем случае расчет ведем на четыре крана в смежных пролетах, т.е. в соответствии с нормами [6, с. 8] учтем коэффициент сочетаний =0,8. Тогда расчетные значения изгибающего момента и поперечной силы в нашем случае будут равны. М=383900020,8=6142400 гНсм;Q=1534020,8=92040 гН,
где 2 - число пролетов (в каждом пролете по два крана). Для сравнимости результатов примем расчетное сопротивление стали ВСт3 сп5, как в примере Ry=210 МПа (хотя в настоящее время Ry=230 МПа). Требуемый момент сопротивления трубчатого сечения:
Примем толщину стенки трубы tcт=1,2 см, тогда требуемый диаметр трубы
Примем трубу 195012, т.е. Д=195 см; tcт=1,2 см. Момент инерции трубчатого сечения:
Момент сопротивления:
Площадь сечения:
Проверка прочности при изгибе:
Прочность обеспечена с избытком. Момент инерции при кручении:
Iкр=2I0=6860394 см4. Был , увеличился в 42877 раз!!!
Сравним материалоемкость. В прототипе необходимо поставить две подкрановые балки, соединенные тормозным листом, то есть
В нашем случае А=730,6 см2. То есть снижение материалоемкости на 32,6%
Экономический эффект значительно возрастет при включении рельсов в состав сечения, а это сделать необходимо, так как рельсы соединены с трубчатым сечением сдвигоустойчивым соединением. Пусть площадь сечения каждого из предлагаемых рельсов такая же, как в прототипе (КР80, Ар=81,13 см), то есть двух рельсов 2Ар=81,132=162,26 см2. В запас прочности пренебрежем собственными моментами инерции рельсов. Будем считать, что расстояние от центра трубы до центра тяжести рельса составит 0,85 (Д/2)=82,9 см. Тогда центр тяжести всего сечения сместится вверх по отношению к центру трубы
Тогда главный момент инерции всего сечения
Ix=А0У2 с+I0+Ар(ар-Ус)2;
Ix=730,615,062+3430197+162,26(82,9-15,06)2=4342663,4 см2. Момент инерции увеличился в 4342663,4/3430197=1,266 раза. Моменты сопротивления:
верхний
увеличился в
нижний
увеличился в
Сечение может быть легко усилено за счет балансировки его, то есть уравновесив рельсы дополнительным металлом в листе 5, получим дополнительное увеличение прочности. В этом случае центр тяжести всего сечения совпадает с центром трубы и при затрате дополнительного металла Адоп=2Ар=162,26 см2 получим главный момент инерции
Ix=I0+2Apap 2;
Ix=3430197+2162,2682,92=5660431,4 см2. Моменты сопротивления верхний и нижний равны
Произошло увеличение несущей способности в
Таким образом, разработанная конструкция обеспечивает снижение материалоемкости на 30...35%. При учете рельсов в составе сечения снижение материалоемкости может достигнуть 40...45%. Кроме этого имеется резерв повышения несущей способности за счет балансировки сечения. Источники информации
1. Металлические конструкции. /Под редакцией Н. П.Мельникова. - М.: Стройиздат, 1980. - 776 с. (Справочник проектировщика). 2. Кикин А. И. и др. Повышение долговечности металлических конструкций промышленных зданий. - М.: Стройиздат, 1969. - 415 с. 3. Справочник по кранам.: В 2 т. Т1 /В.И.Брауде, М.М.Гохберг и др. Под общей ред. М.М.Гохберга. - М.: Машиностроение, 1988. - 536 с. 4. Нежданов К.К., Васильев и др. Патент России 2114328. Способ и устройство для неподвижного соединения металлических элементов. Бюл. 18, 27.06.1998. 5. Муханов К. К. Металлические конструкции. Учебник для вузов. - М.: Стройиздат, 1978. 6. СНиП 2.01.07-85. Нагрузки и воздействия. /Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1987. - 36 с. 7. Нежданов К.К., Нежданов А.К., Попченков И.В. Патент России 2151731. Крановый рельс для трубчатых подкрановых путей.
Класс B66C6/00 Балки и прочие опорные конструкции для подкрановых путей к кранам
Класс B66C7/08 конструктивные особенности рельсов подкрановых путей или арматура рельсов